Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:02, научная работа
Целью работы является исследование и раскрытие сильной личности в новеллистике Проспера Мериме.
ВВЕДЕНИЕ
1.1 НОВЕЛЛА КАК прозаических жанров. Специфика создания художественного образа в новеллистике
2.1 Становление ЛИТЕРАТУРНЫХ и эстетических взглядов Проспера Мериме. Первый сборник новелл "МОЗАИКА"
2.2 "ЭКЗОТИЧЕСКИЕ" НОВЕЛЛЫ СБОРКИ "МОЗАИКА":
2.3 конкретно-исторический характер НОВЕЛЛЫ "Взятие редута"
2.5 ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВ В фантастической новеллы
3.2 ОБРАЗ КАРМЕН КАК ОБРАЗЕЦ сильным волевым ЖЕНЩИНЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
3.3 НОВЕЛЛЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ЖИЗНИ "Джуман", "Голубая комната", "Локис"
3.4 Поэтика новеллы Проспера Мериме
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Стремление П. Мериме показать исключительные и необычные характеры приобрело другое, реалистического воздействия. "Удивлять, не удивляясь и волновать, не волнуясь" [15: 29], - вот в чем видел А.В. Луначарский задачи Мериме-новеллиста.
Прием передачи глубоких внутренних
переживаний героев через точное
воспроизведение внутреннего
В новеллы П. Мериме перешло немало мотивов (прежде всего "сенсационных") с его ранних произведений. Убийства, дуэли, пытки, искушения, ревность, патологические эксцессы и т.п. - всего этого писатель не отрекся, все это зажило новой жизнью в его новеллистике.
Полемика с романтизмом осуществлялась не путем отказа от романтических коллизий и романтического антуража, а предоставлением им нового смысла, новой, внешне приглушенной, обесцвеченные, деромантизованои, но, по сути, несравненно большей выразительности.
Роль описаний в новеллах
сведено к минимуму: в этом своеобразное
художническое кредо П. Мериме. Писатель
вообще считал описания прерогативой
изобразительных искусств и там,
(есть это возможно, всячески избегал
их. Даже традиционный и неотъемлемый
компонент литературного
Изображая обстановку парижского салона 30-х годов, рисуя пейзаж Испании или Корсики, писатель отбирает только характерное, самое существенное. Так, в ранней новелле "Матео Фальконе" он изображает прежде всего "Маки" - дикие лесные заросли, поскольку это не только характерная деталь корсиканского пейзажа, но и наглядное свидетельство примитивных способов обработки земли, сразу создает у читателя представление об архаичном быт и нравы корсиканцев. Характерно, что и пейзаж, и портрет писатель вводит в повествование отдельными штрихами. Так, начав описание Корсики с "Маки", П. Мериме повести создает все новые и новые детали. То горный кряж, по склонам которого пастухи-кочевники пасут скот, то голубые горы на горизонте, то каштановые дерево, из ветвей которого делаются носилки для Джанетт, то небольшой овраг, в котором происходит развязка трагедии благодаря отдельно вкрапленным деталям П. Мериме достигает необходимого эффекта создания полного впечатления реальности окружения, реальности всего происходящего.
Избегая пространственных описаний,
П. Мериме в то же время с большой
точностью и конкретностью
В отличие от произведений французских романтиков 20-х годов, для которых характерно любование яркой и интересной деталью, поиски внешних, эффектных подробностей, которые не раскрывают сущности явлений, изображаемых в новеллах. П. Мериме использует сжатые и лаконичные, поскольку автор строго отбирает жизненные впечатления, руководствуясь при этом тем, в какой мере эта деталь способствует созданию впечатления правдивости, выявляет определенные типичные черты явлений и характеров, подчеркивает закономерность и естественность чувств и поведения героев: "Уметь выбрать в природе то, что нужно следовать, несомненно, является большой проблемой искусства "[45: 89], - писал П. Мериме в 1857 г. Писатель достиг высокого мастерства в этом умении выбора деталей, в которых наиболее полно и выразительно раскрывается своеобразие характеров и обстоятельств.
"Характеристические черты",
о которых говорит З.Г. Реизов
(в литературоведении их часто
называют деталями), заполняют каждую
новеллу П. Мериме. Виртуозный
мастер сконденсированной
Любая малозаметная деталь,
что всплывает в не связанных
с ней обстоятельствах, может
неожиданно пролить свет на героя, на
отношения персонажей и т.д.. В "этрусские
весе", скажем, полковник Роже, рассказывая
о фатальном дуэль, сообщил, что
после выстрела Темина Сен-Клер "вернулся
и упал мертвый" [22: 46], а Темин "с
видом глубокого сожаления
Великий знаток человеческой
души Достоевский покажет множество
подобных парадоксов (приговорен к
смертной казни преступник, например,
взойдя на эшафот, вдруг замечает на
носу ката бородавку). Но в случае с
Роже поломанный пистолет - это не подсознательный
парадокс, а вполне трезвый ход
мысли: он запомнил о чем жалкую собачку
от пистолета как о важном штрих
картины убийства, он готов выразить
соболезнования владельцу пистолета
сделал такой, с точки зрения Роже,
непродуманный жест. То, о чем
Стендаль, например, рассказал бы в
основательном внутреннем монологе
героя, Мериме передает единственной,
безошибочно выбранной
В своих произведениях
автор исходит преимущественно
из документальных, книжных источников,
за - исключением новелл, новелл, посвященных
современному французскому кому жизни
("Этрусская ваза" и "Партия
в триктрак"), новеллы сборника
имеют экзотический или фантастический
характер. П. Мериме говорит о корсиканцев
("Матео Фальконе"), негров ("Таманг"),
Испанию ("Жемчужина Толедо") и
Россию ("Взятие редута"), т.е. о
людях, с которыми фактически еще
не встречался, и о странах , в
которых еще не бывал. Это, конечно,
не позволило писателю должным образом
осмыслить тот бытовой и
Стремясь динамичности повествования, П. Мериме тщательно избегает длинных описаний, и рассказывает читателю о прошлом своих героев. Длинные и пространные описания - это, по мнению писателя, метод большого романа, в котором такие описания служат как бы отдыхом для читателя. П. Мериме заменяет описания показом действий и передачей речи героев, изображая таким образом и среда, и нравы, и характеры. Кратко кратко раскрывает писатель этический кодекс жителей Корсики. Он не рассказывает читателю о законах гостеприимства, о верности своему слову, нарушение которого считается величайшим преступлением. Он показывает это по другому.
ВЫВОДЫ
Специфика создания художественного
образа в новелле заключается
в том, что писатель в центре событий
ставит решительную, твердую по характеру,
гордую личность, которая, оказавшись
в сложном положении, делает выбор,
иногда даже вопреки своему сердцу
или ума. Благодаря лаконичности
и яркости образов новеллист
имеет возможность
Мировоззрение П. Мериме, его литературные и эстетические взгляды начали формироваться в период французской Реставрации. Писатель не принадлежал ни к одной партии, но его симпатии и антипатии оказались вполне определенно. Ему всегда был противным цивилизованный мир, знеособлював человека, писатель был влюблен в сильную натуру "нецивилизованной" человека.
Начав свою литературную деятельность как драматург и романист, П. Мериме обратился к жанру новеллы. В течение 1829 - 1830 гг он публиковался в различных журналах, и только в 1832 году новеллы были объединены в сборник "Мозаика".
Тяготение к экзотических мотивов было характерно для первых новелл, вошедших в сборник "Мозаика". Введя своих героев в экзотический мир, писатель мотивирует их исключительность. Обращение новеллиста в экзотическую темы, его повышенный интерес к "нецивилизованной" личности имел характер своеобразного протеста против ущемления человеческой инициативы.
Новелла "Взятие редута"
зафиксировала очередную стадию
размышлений автора над проблемами
человеческого поведения. На этот раз
П. Мериме заинтересовала человеческая
личность в военных условиях. Героем
новеллы выступает сильная
Разочаровавшись в последствиях Великой французской революции, П. Мериме пришел к мысли о антигуманность тогдашнего французского общества. Эта мысль воплотилась в таких новеллах сборника "Мозаика", как "Этрусская ваза" и "Партия в триктрак", где П. Мериме выступает против светской морали. Писатель создал гуманистические образы-идеалы индивидуальной свободы мысли и совести в образах Сен-Клера и Роже. Это личности, которые полагаются на свою собственную свободу, но, опять же, они ограничены общественными условиями, которые оказываются сильнее героев. Мы видим реалистический подход к сильно личности. В этих образах П. Мериме показал ограниченность гуманистического идеала личной свободы.
Вскоре после выхода сборника "Мозаика", в августа 1833 года появляется новелла "Души чистилища". В произведении возникает личность негативного типа, переродилась в результате психологических переживаний и это переживание изображается в реалистическом ключе. Дон Жуан, в отличие от предыдущих романтических поэм разных авторов, выступает сильной личностью реалистической литературы. Сильная личность, изображена с реалистических позиций, становится не менее впечатляющей, но более достоверной.
В новелле "Кармен" сильной
личностью выступает женщина. Кармен
не только свободолюбивая, решительная
и жесткая, она еще и гордая,
ее гордость вызывающая уважение к
своему носителю, украшает человека. Гордость
Кармен явление, так сказать, "внутреннего"
происхождения, морально-психологическая
категория, очень хорошо дополняет
ее внешние черты, удивительным образом
усиливает ее вродливисть. Женщину
показано в совокупности положительных
и отрицательных черт, но ее любовь
к свободе акцентирована
До последних произведений П. Мериме относится наименьшая группа новелл 60-х гг: "Голубая комната" и "Локис". В новеллах сильной личности не изображается. Для них характерны мистические и фольклорные мотивы, иногда - славянского мира ("Локис").
В новеллах П. Мериме заметный
отпечаток романтической
Реальность, конкретизация
характеров действующих лиц новелл
Проспера Мериме решается в целом
комплексе средств, в частности,
через портрет, речь персонажей, через
показ их жизненных идеалов и
непосредственных поступков. В этом
комплексе оказывается полнота
художественного синтеза
Обратившись к жанру новеллы, П. Мериме сумел передать мир сильных чувств своих героев, их необычность, пылкость и неповторимость. Само изображение необычных жизненных событий и неожиданных финалов, краткость и стройность повествования, отсутствие описательности, широкое использование детали характерно для новеллы, помогают П. Мериме наиболее полно раскрыть художественные образы личностей. Можно говорить и о создании особого жанра новеллы, связанного с именем писателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Л. Образ сильной личности в новеллах Проспера Мериме (10 класс) / / Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2007. - № 6. - С. 19-21.
2. Бабич В.В. Новелла в мировой литературе Проспера Мериме "Кармен" / / Все для учителя. - 2003. - № 19. - (Доп) - С.27-28.
3. Бахрушина В.М. корсиканский трагедия: Два урока по творчеству П. Мериме / / зарубежная литература в учебных заведениях. - 1996. - № 11. - С.9-11.