Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:43, реферат
Мастер художественного слова Гамзатов не ограничивается вынесением на суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет книга «Верность таланту», где собраны наиболее значительные литературоведческие и критические статьи поэта.4
Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее (общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться между собой.
Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не подтверждает этого?
Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат замыслам поэта.
У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность?
Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной дагестанской традицией.
В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор.
Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту новаторскую роль дагестанского поэта:
«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».13
Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса.
С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной практике».14
В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие, восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами.
Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет творческую историю этих произведений.
«Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И «заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное воплощение в этом коротком жанре».15
Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как синтез многих традиционных явлений и новаторских поисков.
Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого жанра.
«Миниатюры - не побочный
продукт или же издержки поэтического
творчества, а оригинальная и вполне
самостоятельная форма художест
В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым.
Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому.
В результате такого движения происходило обновление жанров:
Напишите на своем кинжале
Имена детей, чтоб каждый раз
Вспыльчивые люди вспоминали
То, что забывается подчас.
На ружейном вырежьте прикладе
Лица матерей, чтобы каждый раз
С осужденьем иль мольбой во взгляде
Матери смотрели бы на вас.18
Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты.
Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана.
Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой.
Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания.
Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет.
Твои глаза.
Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день
Когда они темны, как ночи тень
Когда они , как горные озера,
Из под бровей глядят прозрачным взором
Я видел их когда им что-то снится
Когда их прячут длинные ресницы,
Смягчающимися видел их, бывало,
Печальными глядящими устало ...
Склонившимися над моей строкой ...
Они забрали ясность и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, -
А я чудак, пою их сотый раз.19
Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету.
На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие признанные мастера художественного слова.
Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных.
Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути.
Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле.
Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще , представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии.
В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского.
«Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. 20
Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое.
Хоть дом мой в стороне
Но все же сделай крюк
И загляни ко мне,
Мой незнакомый, друг.
Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино , переливаются , словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью.
Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».21
Буду я ночью осеннею длинной
Молча хранит твой покой
Кленом, склоненным над спящей долиной,
Тихой скалой над рекой.
Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию.
Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений , тревог, боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
БУЙНАКСКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
«БУЙНАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9 ИМ.АБУСУПИЯНА АКАЕВА»
Выполнила: ученица 11 «б» класса
БУЙНАКСК 2011
1 Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: 1998, с.117.
2 Мраклий Абашидзе. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: 1986, с.11.
3 С.Хайбуллаев. Наследия и открытия. Махачкала: 1983.
4 Р. Гамзатов. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970.
5 Гринин В.В., Лодыгин А.Б. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179.
6 Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.119.
7 Гамзатов Р. Избранные произведения. Т.I.. Махачкала: 1970, с.60.
8 Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.120.
9 Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1969, с.92.
10 Айтматов Ч. Да будет урожайный страда. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.92.
11 Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.128.
12 Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.146.
13 Тихонов Н.С. Широкое слово. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.15.
14 Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: 1988, с.147.
15 Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118.
16 Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.63.