Новаторство творчества Расула Гамзатова

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Мастер художественного слова Гамзатов не ограничивается вынесением на суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет книга «Верность таланту», где собраны наиболее значительные литературоведческие и критические статьи поэта.4

Работа содержит 1 файл

реферат о Расуле Гамзатове.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Введение.

 

Высокое уважение к искусству  почитание художественного таланта  является одной из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана.

Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции и родного  аварского и всех братских народов Дагестана. Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и Етим Эмин, Йири Казак, Гамзат Цадаса.

Расул Гамзатов вдохновлял и вдохновляет  его величество народ. Он больше глубже и полнее всех других достиг в своем творчестве народного поэта. Сегодня Расул Гамзатов - один из самых выдающихся поэтов XX века. Он продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты.

«Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым».1

Расул Гамзатов - один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина, и сам  он - поэт пушкинского склада. Расул Гамзатов воспел родной очаг, родные горы, добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными стихами заставил земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и мужестве.

«Открытие Дагестана - вот как бы я назвал, вот что такое прежде для меня творчество Расула Гамзатова», -  писал Мраклий Абашидзе.2

Именно Расулу Гамзатову, большому советскому  поэту, истинному сыну своей эпохи и своего народа суждено  было выполнить благородную миссию - совершить поэтическое открытие Дагестана.

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев - прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

О Расуле Гамзатове написано много книг. О нем и его творчестве пишут и русские и дагестанские критики, дают прекрасную оценку его  стихам.

Расул Гамзатов и мой  любимый поэт и мне тоже захотелось написать хоть что-нибудь о своем  любимом  поэте, о его творчестве, дать оценку, выразить  свои мысли. Вот почему я брала эту тему.

По этой теме есть много  исследований. Расулу Гамзатову посвящены  множество книг, монографий, статей.

Первая небольшая книга  о поэте - книга известного литературоведа и критика Владимира  Огнева «Путешествие в поэзию» и «Расул Гамзатов». Итогом большой исследовательской работы явилась книга Л.Б.Антапольского «У очага поэзии».

Перу известного дагестанского  критика Камиль Султанова принадлежит  ряд статей общего и конкретного  характера о творчестве Расула Гамзатова. Он также написал книгу  «Расул Гамзатов». Большим признанием для творческого вдохновения поэта были статьи о нем признанных мастеров поэтического слова: Я.Смелякова, А.Фадеева, М.Светлова, И.Тихонова, К.Чуковского, С.Маршака.

Литературоведческие и критические материалы о творчестве Расула Гамзатова делаются в книгах «Слово о Расуле Гамзатове», «Мастерство Расула Гамзатова», «Расул Гамзатов - поэт и гражданин».

Известный дагестанский критик-исследователь творчества Расула Гамзатова С.Хайбуллаев посвятил ему ряд литературно-критических статей и книг. В исследовании «Наследия и открытия»3 делается попытка раскрыть разнообразный и масштабный мир Расула Гамзатова. Автор книги сконцентрирует внимание читателя на двух проблемах: творческое освоение поэтом традиций национальной художественной культуры его новаторский вклад в дагестанскую литературу, позволивший ей стать явлением общесоюзного и мирового значений.

Большое внимание творчеству Р.Гамзатову уделяет Ч.С.Юсупова. Вышли ряд статей и книги «Дагестанская поэма», «Становление и развитие жанра», «О современной аварской лирике».

Исследователь Мусаханова обращает внимание читателям на продолжение  или развитие пушкинских поэзий в  творчестве Расула Гамзатова.

Мастер художественного  слова  Гамзатов не ограничивается вынесением на суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет  книга «Верность таланту», где собраны наиболее значительные литературоведческие и критические статьи поэта.4

Наша научная работа, посвященная Р.Гамзатову, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении говорится  об Р.Гамзатове, вообще, о его роли и значении для нашей литературы, о месте поэта в истории  нашей культуры.

В главе I «Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова» рассматриваются традиции, получившие развитие в произведениях Р.Гамзатова  проводятся параллели между творчеством Р.Г.Гамзатова и А.С.Пушкина.

В главе II «Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве Расула Гамзатова» исследуются проблемы, задачи, которые развивают в своем творчестве Р.Г.Гамзатов, продолжая традиции предшествующих поэтов и писателей Дагестана, на основе поэмы «Берегите матерей» и «Две шали».

В главе III «Новаторство Расула Гамзатова» мы обращаем внимание на самобытность Расула Гамзатова на его непохожесть на других и т.д.

В заключении даются выводы, к которым мы пришли в результате исследования и даем оценку на творчество Расула Гамзатова, определяем значение, актуальность его творчества.

Библиография включает наименование использованной критической литературы.

 

 Новаторство творчества  Расула Гамзатова.

 

В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности  Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества, идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего, будущего глазами современного художника , современности художественного языка, изобразительно-выразительных средств. По определению  В.В.Гринина и А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый  современный герой , новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно как и творческие находки воплощении замысла».5

Относительно российской многонациональной литературы термины  и понятия, современность и новаторство  воспринимаются как синонимы, так  как лучшие художники  - наши современники являются подлинными новаторами в области художественного творчества.

К плеяде таких мастеров искусства мы относим  Гамзатова, с творчеством которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей  дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим проблемам».6

Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений  Р.Гамзатова «Иной чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма советских людей.

 

Да, его предки - поэты  и труженики горячо любили  свою Родину и народ, жили и творили  ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев:

Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду. 7

Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок, республика строящая  в большой семье народов  советской страны счастливую жизнь - предмет особой любви и восхищении.

Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание  своей причастности  в великой  созидательной деятельности советских  народов значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей нашей многоликой планеты.»

Буквально с каждым новым  сборником поэт все сильнее и  сильнее тянется к проблемам вечным и не приходящим : проблеме добра, справедливости, человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества ...».8

Поэзия и проза Гамзатова  охватывает все грани жизни народов  Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он  - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России , оттуда еще шире к странам и континентам планеты.

Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом  или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины.  Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».9

В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит  Чингиз Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика  Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя».10

Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале.

«Поэзия Расула Гамзатова  отличается масштабностью мысли. Конкретность образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества».

Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной  деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия.11

В своей поэзии Расул  Гамзатов стремится найти созвучное  для людей иных стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково  важные и близкие для его родного народа, родной страны.   Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие.

Расул Гамзатов рассказал  людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во-первых, в использовании  традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии.

Во-вторых, существенном обновлении и  введении в творческую практики прививных, но выпавших в  предельном этапе  литературного развития художественных форм.

В-третьих, в ломке прививных  эстетических представлений  о природе  того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными  или формообразующими признаками, компонентами.

В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».12

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых  черт народного духа, каких не могла  открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о степени таланта - среди предшественников  предшественников Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм.  Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан  множеством путей связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об  Африке или Японии. Понятно, он  - поэт «общий» применяя определение С.Стальского, т. советский.

Информация о работе Новаторство творчества Расула Гамзатова