Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Цели работы:
- познакомиться с творчеством писателя.
- получить представление об этапах творческого и жизненного пути писателя.
- провести анализ прочитанного произведения и нобелевской лекции.
Задачи работы:
- Из различных источников получить представление о творчестве и биографии писателя.
- Почесть одно из произведений, проанализировать.
- Прочесть нобелевскую лекцию, проанализировать.
Так что однажды я уже умер — умер для того, чтобы выжить. Наверное, это и есть моя подлинная история. Свои книги, родившиеся из смерти ребенка, я посвящаю миллионам погибших и всем, кто еще о них помнит. И поскольку в конечном счете речь идет о литературе — которая, по определению вашей Академии, является вместе с тем свидетельством об эпохе, — то, возможно, моя работа окажется небесполезной для будущего, больше того, я всей душою хотел бы, чтобы она служила ему. Ибо мне представляется, что, думая о травме Освенцима, я приближаюсь к фундаментальным вопросам жизнеспособности и творческих возможностей современного человека; и, думая об Освенциме именно так — пусть это выглядит парадоксально, — я думаю не о прошлом, но скорее о будущем.
Перевод
с венгерского Вячеслава Середы
Анализ
Как же случилось, что писатель фактически одной темы, недостаточно известный, как, например, перуанец Марио Варгас Льоса или австриец Питер Хандке (тоже кандидаты), стал лауреатом Нобелевской премии? По мнению некоторых критиков, здесь сыграла тема войны и преступлений нацизма, которая стала сейчас особенно злободневной. Другие считали, что Нобелевский комитет решил отметить заслуги автора, для которого осмысление пережитого оказалось важнее, чем "продвижение" своих произведений на мировой рынок. Третьи утверждали, что восстановлена историческая справедливость: обращено внимание и на восточноевропейских писателей, которые раньше были на периферии. Главная тема произведений Кертеса — холокост, и она автобиографическая. Можно только представить себе, как молодой Кертес писал первый роман — аналогов тогда не было, происходила денацификация Германии, в "освобожденных" восточноевропейских странах насаждался новый социалистический порядок. Сначала Кертес считал писательскую работу "частным делом". Когда в 1956 году советские танки восстановили "объективный порядок хода истории", никакое дело уже не было частным. Когда же даже в приватной переписке быть верным, с точки зрения речи и формы, предмета творчества — тогда ты пишешь для всех. Как заметил Кертес, осознать это в смешную и печальную эпоху государственного регулирования заангажированной литературой было особенно важным делом. Действительно, можно лишь улыбнуться на информацию, что Кертес до сих пор не член Союза писателей Венгрии, и все же за границей он больше известен, чем у себя дома. "Я могу влиять на человеческие души прежде всего там, где холокост равнозначен трагедии человека, — говорил Кертес в одном из интервью. - В Германии мне повезло выполнить миссию, которая не удалась на родине. Именно в Германии холокост рассматривается как незаживающая рана европейской культуры". Тематика прозы Кертеса связана с проблемой внутренней свободы и внутреннего противостояния тоталитаризма. В своей нобелевской речи Кертес заявил, что для него «писать - высшее удовольствие, которое награждает за все».
В начале лекции Кертес говорит о раздвоенности своего состояния – писателя и сурового наблюдателя, противоречии между высокой наградой и своим писательством, жизнью.
По словам писателя: «Если мир — это объективная, существующая независимо от нас реальность, то и человеческая личность есть объект, а история ее жизни бессвязная череда исторических случайностей. Складывать эту жизнь в единое целое не имеет смысла, ибо в ней могут обнаружиться моменты слишком объективные, чтобы человеческое “я” могло взять ответственность за них на себя». Цель работы состоит лишь в одном — быть верным, с точки зрения языка и формы, предмету творчества. Задаваясь вопросом: Для чего мы пишем? Кертес с ужасом понимает, что — всего десять лет спустя после возвращения из нацистских концлагерей — сохраняет обо всем этом лишь смутные воспоминания да несколько анекдотов. Революционная вспышка давно уже вызревавшего понимания; нечто такое, что древние выражали восклицанием “Эврика!” — “Я нашел!” (название лекции). Но что, собственно, нашел? Можно ли представить себе большую свободу, чем та, которую писатель имеет в условиях относительно ограниченной диктатуры?
Самое
важное для писателя не то, для кого он
пишу, и даже не то, почему. Важнее вопрос,
что вообще связывает с литературой? И
если холокост сегодня оказался способен
творить культуру — а это именно так, —
то цель ее только в одном: усилием духа
породить из непоправимой реальности
единственно возможное искупление. Именно
это стремление вдохновляло Кертеса во
всем. Писатель заканчивает лекцию словами:
«Хотя я сказал уже почти все, что хотел
сказать, признаюсь честно: мне так и не
удалось обрести успокоительное равновесие
между собственной жизнью, писательством
и Нобелевской премией. В эту минуту я
ощущаю только глубокую благодарность
— за любовь, которая спасла меня и по
сей день позволяет мне жить. Свои книги,
родившиеся из смерти ребенка, я посвящаю
миллионам погибших и всем, кто еще о них
помнит».
Гражданское кредо - усилием духа породить из непоправимой реальности единственно возможное искупление.
Литературное кредо - писать - высшее удовольствие, которое награждает за все.
Отношение
к литературе и миру можно выразить
словами Кертеса в одном из интервью: «Для
меня все то, что я пережил, становится
литературным материалом. Написав о чем-то,
я забываю об этом. Так и пишу книгу за
книгой. И буду писать, пока материал не
кончится - а значит, наступит время умирать».
ГЛАВА IV. Возможности издания произведений автора (проект).
Если
бы я был издателем книг венгерского
писателя Имре Кертеса, скорее всего я
бы издавал один самых известных романов
писателя – «Без судьбы». Объединяя в
трилогию с 2 другими произведениями –
«Кадиш по нерождённому ребёнку» и «Фиаско».
Обложка романа представляется мне следующей:
на золотом фоне (восход солнца) – мальчик,
главный герой картины (внешне похожий
на героя фильма «Без судьбы»), шпалы, вдаль
уходящая железная дорога…Всё это олицетворяет
последние слова романа, о том, что жизнь
каждого человека – это шаги по своей
судьбе…Невозможно начинать новую жизнь
отказываясь от прежней, она остаётся
в нашей памяти, является частью нашей
судьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Своим творчеством Кертес предупреждает, что любая нация, насильственно навязывающая другим свои ценности и оправдывающая этим кровавые расправы и физическое устранение противников, неизбежно рискует оказаться в роли карателей, подобных нацистским. Тема жертв массовых репрессий актуальна и сегодня, например, для сербского, хорватского или курдского населения, пострадавших от массовых этнических чисток в горниле современных межнациональных конфликтов.
В своем творчестве Имре Кертес ищет ответ на вопрос о том, как сохранить свою индивидуальность в то время, когда общество начинает все активнее подчинять себе личность".
Роман И.Кертеса «Без судьбы» – это, прежде всего, горький, почти безнадежный протест против нетерпимости, столь широко распространенной в мире, против теорий, утверждающих законность, естественность подхода к представителям целых наций как к существам низшей категории, которых можно лишить прав, загнать в гетто, уничтожить.
В своем творчестве Имре Кертес ищет ответ на вопрос о том, как сохранить свою индивидуальность в то время, когда общество начинает все активнее подчинять себе личность".
Трагедии
жертв Холокоста заставляют вновь
и вновь осмысливать подобные
явления в рамках гуманистических ценностей,
поскольку в современном мире, несмотря
на требования политкорректности, сохраняется
насилие одних групп над другими, в каких
бы формах – физического или морального
давления – оно ни было представлено.
Библиографический список.
Ссылки на электронный ресурс:
http://www.krugosvet.ru/
http://magazines.russ.
http://www.jew.spb.ru/
http://www.nobeliat.ru/
http://www.pergam-club.
Издания:
Роман Имре Кертеса "Без судьбы"
Кертес И. Английский флаг. М., Текст, 2002.
Нобелевская лекция – Имре Кертес
«Зеркало недели» №41, 26 октября 2002
Время
новостей: N°188, 11 октября 2002
– «После Освенцима»
Беседы и интервью:
- Кертес в беседе на Радио Свобода по случаю 60-й годовщины освобож
дения Аушвица
-
Кертес: Венгрия также виновна
в Холокосте - интервью