Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:11, доклад
Писатель, дипломат. Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII , изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.
Никколо Макиавелли
(3 мая 1469 — 21 июня 1527)
Писатель, дипломат.
Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын
в семье нотариуса. Родители Макиавелли,
хотя и принадлежали к древнему тосканскому
роду, были людьми весьма скромного
достатка. Мальчик рос в атмосфере
«золотого века» Флоренции при
режиме Лоренцо Медичи. Немного известно
о детстве Макиавелли. Из его сочинений
явствует, что он был проницательным
наблюдателем политических событий
своего времени; наиболее значительными
из них было вторжение в Италию
в 1494 короля Франции Карла VIII , изгнание
семейства Медичи из Флоренции и
установление республики, вначале под
управлением Джироламо
В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.
Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII , чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II ), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.
В этот «дипломатический»
период жизни Макиавелли приобрел опыт
и знание политических институтов и
человеческой психологии, на которых
– как и на изучении истории
Флоренции и Древнего Рима – основываются
его сочинения. В его докладах
и письмах того времени можно
обнаружить большинство идей, которые
он впоследствии развивал и которым
придал более отточенную форму. Макиавелли
часто испытывал чувство
Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).
Потрясение,
испытанное Макиавелли после своего
увольнения и крушения республики,
которой он служил столь верно
и ревностно, побудило его взяться
за перо. Характер не позволял долго
оставаться в бездействии; лишенный
возможности заниматься любимым
делом – политикой, Макиавелли написал
в этот период работы значительной
литературной и исторической ценности.
Главный шедевр – "Государь" (Il
Principe), блестящий и широко известный
трактат, написанный в основном в 1513
(издан посмертно в 1532). Первоначально
автор озаглавил книгу О
Трудно дать
оценку произведениям Макиавелли, прежде
всего из-за сложности его личности
и неоднозначности идей, до сих
пор вызывающих самые разноречивые
толкования. Перед нами интеллектуально
одаренный человек, необычайно проницательный
наблюдатель, обладавший редкой интуицией.
Он был способен к глубокому чувству
и преданности, исключительно честен
и трудолюбив, а его сочинения
обнаруживают любовь к радостям жизни
и живое чувство юмора, впрочем
обычно горькое. И все же имя Макиавелли
часто употребляется как
Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.
Кроме того,
"Государь" считался его наиболее
характерным, если не единственным сочинением;
из этой книги очень легко отобрать
отрывки, явственно доказывающие одобрительное
отношение автора к деспотизму и
находящиеся в разительном
Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале "Государя" Макиавелли пишет, что самым ценным даром, который мог бы поднести, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.
"Государь" – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».
Замечания Макиавелли
о необходимости беспощадных
решений, если и кажутся продиктованными
политической ситуацией той эпохи,
остаются актуальными и широко дебатируемыми
и в наше время. В остальном
его прямой вклад в политическую
теорию незначителен, хотя многие из идей
мыслителя стимулировали
Большее значение
эти идеи имели для итальянских
националистов в эпоху
В любом случае
опасно приписывать Макиавелли идеи
других эпох и мыслителей. Исследование
его трудов должно начинаться с понимания
того, что они возникли в контексте
истории Италии, конкретнее – истории
Флоренции в эпоху
Следует также
кратко упомянуть о "Рассуждениях",
в которых Макиавелли сосредоточивает
внимание на республиканских формах
правления. Сочинение претендует на
формулировку вечных законов политической
науки, полученных в результате изучения
истории, однако его невозможно понять,
не принимая во внимание то негодование,
которое вызывали у Макиавелли политическая
коррупция во Флоренции и неспособность
к правлению итальянских
Главные темы "Истории Флоренции" (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.
"История Флоренции", отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.
Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея "Государя". В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.
Эти качества
присутствуют во всех его сочинениях,
серьезных и комедийных (например,
в "Мандрагоре"). В оценке сценических
достоинств этой пьесы (ее все еще
иногда играют, и не без успеха) и
содержащейся в ней злой сатиры мнения
расходятся. Однако Макиавелли проводит
здесь и некоторые свои идеи –
об успехе, сопровождающем целеустремленность,
и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся
и тех, кто принимает желаемое
за действительное. Ее персонажи –
включая одного из самых известных
в литературе простаков, обманутого
мессера Нича, – узнаваемы как
типические характеры, хотя и создают
впечатление результатов
Гением Макиавелли
было создано и беллетристическое
"Жизнеописание Каструччо