Неологизмы: понятие, сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы можно сформулировать так: изучение неологизмов Интернета, выявление причин их появления и функций.
Следовательно, объект исследования – активные процессы в лексике русского языка, предмет – неологизмы в специфическом ИКТ - Интернете.

Работа содержит 1 файл

Vvedenie.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Введение

В техногенном  двадцать первом веке Интернет занимает особое место в жизни общества. Его можно назвать отдельным  государством, которое имеет свои правила и законы, свой контингент и свой язык. Примечательно, что язык Интернета старается придумывает новые слова на основе уже имеющихся. В результате его лексические единицы не всегда понятны, но, без сомнения, заслуживают внимания. Поэтому проблема их использования достаточно актуальна в последнее время.

Появление неологизмов  в языке свидетельствует о его активности: носители языка стараются расширить свой язык, дополнить его новыми терминами и названиями явлений. Примечательно, что Интернет стал сферой появления неологизмов. Причина тому – особенности коммуникации: на просторах Интернета гораздо легче писать какое-то новое, непроверенное слово, чем сказать его в реальной жизни. Потому что в Интернете все пользователи спрятаны под никами и чужими фотографиями, что делает некоторых из них очень храбрыми.

Цель курсовой работы можно сформулировать так: изучение неологизмов Интернета, выявление причин их появления и функций.

Следовательно, объект исследования – активные процессы в лексике русского языка, предмет – неологизмы в специфическом ИКТ - Интернете.

Поставленная  цель требует решения следующих частных задач:

  1. Изучение научной литературы по теме.
  2. Сбор эмпирического материала в соответствии с темой исследования.
  3. Классификация неологизмов Интернета с функциональной точки зрения.

Методологическую  основу исследования составляет описательный метод, представленный в структурно-семантической и функциональной характеристике неологизмов.

В качестве эмпирического  материала были взяты ресурсы Интернета, исследованные на предмет наличия в них неологизмов (Vk.com, upachka.ru, life_journal.com)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неологизмы: понятие, сущность, виды.
    1. Определение неологизмов, их виды.

Прежде чем  приступить к непосредственно теме курсовой работы, необходимо рассмотреть понятие и виды неологизмов.

Пользуясь определением, взятым из энциклопедии «Русский язык», можно сказать, что неологизм (от греческого neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия.

В современном  русском языке неологизмы делятся  на языковые и авторские, или индивидуально-стилистические.

Языковые  неологизмы создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока ощущается свежим. Так, в свое время слово «космодром» было неологизмом. Сейчас это слово входит в лексический состав современного русского языка. А это, в свою очередь, говорит о том, что если понятие актуально и называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом. Традиционная классификация такова: неологизмы делятся на лексические и семантические.

К лексическим неологизмам относятся те слова, которые вновь образованы по имеющимся в языке моделям или заимствованы из других языков. Примером лексического неологизма, образованного по имеющимся в языке моделям, может послужить слово видеоконтрабанда (незаконное тайное тиражирование и распространение видеопродукции, нарушающее авторские права ее создателей). Как мы видим, слово образовано на российской почве сложением корня видео- и слова контрабанда.

  Характерно, что большая часть найденных неологизмов является именно лексическими.

Семантические неологизмы – это ранее известные слова, которые в свете последних языковых изменений приобрели новые значения. Подобные процессы не редки для русского языка, поэтому встречается довольно много семантических неологизмов в рассматриваемых изданиях. Отличным примером такого рода неологизмов может послужить слово макинтош. В Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой оно определяется, как «пальто или плащ из прорезиненной ткани». Это исконное значение слова макинтош. Сейчас же оно приобрело еще одно значение (компьютер фирмы «Apple Computer», не совместимый с IBM) и стало неологизмом.

Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа "прикреплены" к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами, [14; 244].

 

    1. Способы образования неологизмов.

Большинство новых  слов, которые появляются в словарном  составе русского языка в определенные периоды его развития, образуются на базе уже существующих русских слов или освоенных языком заимствований. Есть много способов образования новых слов, но в качестве основных выделяются три:

1. Путем словообразовательной деривации — образования новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям; наиболее распространены такие способы образования неологизмов, как суффиксация (заземленн-ый - заземленн-ость, накрут-ить — накрут-к-а, дразни-ть — дразни-льщик, геолог — геолог-ин-я), префиксация (пост-ельцинский, супервыгодный), префиксально-суффиксальный способ (бытов-ой - о-бытов-и-ть, звук — о-звуч-ива-ть), сложение основ, часто — в сочетании с суффиксацией (токсикомания, малокартинье, чужестранство), усечение основ, особенно характерное для образования неологизмов в разговорной речи (шиз — из шизофреник, бук — из букинистический магазин);

2. Путем семантической деривации, т. е. развития в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным: теневой — связанный с незаконными способами обогащения (теневой бизнес, теневая экономика); паралич — полное бездействие власти, экономических, социальных и политических механизмов в государстве (паралич власти, экономика — на грани паралича), гастролёр - преступник, совершающий преступления в разных местах за пределами своего постоянного проживания;

3. Путем заимствования слов из других языков (ваучер, имидж, маркетинг, ноу-хау, триллер и многие другие) или из некодифицированных подсистем данного языка — из диалектов, просторечия, жаргонов: например, для 1960-х годов неологизмами были заимствованное из диалектов слово умелец, вошедшее в литературный оборот просторечное существительное показуха (и образованное от него прилагательное показушный), в современной речи ощущаются как относительно новые жаргонные по происхождению слова беспредел, разборка, тусовка и т.д.

Особую группу неологизмов составляют лексические и фразеологические кальки — слова и сочетания слов, созданные под влиянием иноязычных образцов: крутой «производящий сильное впечатление своей решительностью, манерами и образом поведения, способностью влиять на окружающих и т.п.» («перевод» одного из значений от англ. tough), бритоголовые (от англ. skinheads), горячая линия (от англ. hot line), утечка мозгов (англ. brain drain) и т.п.

 

    1. Причины возникновения неологизмов.

Причинами возникновения  неологизмов в языке обычно являются следующие обстоятельства:

  • расширение международных связей;
  • расширение и возрастающая роль средств массовой информации;
  • научно-техническая революция;
  • разнообразие форм идейно-политической борьбы.

В современном  русском языке одним из основных источников появления новых слов является Интернет. Неологизмы в этой среде возникают со стабильным постоянством. Общество уже привыкло к ставшим почти обыденными интернет-выражениям или, как принято говорить в последнее время, интернет-мемам, таким как: «Превед медвед!» или «Ржунимагу». Но даже за последние полгода Интернет обогатился десятками, если не сотнями новых слов. В своей работе мы попытались выяснить источники и причины их появления.

Большое количество неологизмов появилось в связи  с созданием новых, ранее не существующих видов интернет-ресурсов, интернет-должностей и технологий. Например, слово демотиватор (или демотивационный постер), что означает изображение, состоящее из картинки в черной или синей рамке и комментирующей ее надписи-слогана. Изначально демотиваторы появились как пародия на мотивационные постеры или мотиваторы — вид наглядной агитации с оптимистическим призывом. Возникшие в Америке демотиваторы очень быстро распространились по всему миру, и на данный момент их насчитываются миллионы.

Из-за появления  новых технических средств, появились  такие понятия, как гаджет - современные пользователи называют оригинальное, нестандартное техническое приспособление. Сегодня гаджетом можно считать любой цифровой прибор, достаточно небольшой, чтобы надеть на руку или подключить к телефону. Еще одним техническим неологизмом является слово браузер – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, для запроса веб-страниц. Интерфейс – от англ. Interface – совокупность средств методов взаимодействия между элементами системы. В зависимости от контекста понятие применяется к отдельному элементу, например, интерфейс элемента.

Благодаря, широкому распространению различных социальных сетей появились такие выражения, как зарегаться – создать свою собственную страницу на сайте, ввести свое имя и пароль; зафрендить (френдиться, расфрендиться) т.е. добавлять пользователей в список друзей, которые могут просматривать страницу автора.

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод  о том, что неологизмов в русском  языке с каждым днем становится все  больше и больше, но свидетельствует  ли это об обогащении языка, о его развитии? Большинство новых слов являются заимствованиями из иностранных языков, в первую очередь из английского. Кроме того, эти слова не являются остро необходимыми и имеют эквиваленты в русском языке. Так почему же современный пользователь Интернета или просто современный человек выбирает вместо слова дружить – френдиться, вместо играть – погамать? Это можно объяснить сменой социальных, политических, психологических установок в обществе. Всего несколько десятилетий назад сохранение языка поддерживалось чтением образцов классической художественной литературы. В 21 веке чтение – не самое популярное занятие, большинство россиян предпочитают смотреть фильмы, телепередачи, а в Интернете «проходят мимо» новостей с надписью «много букфф» или подписывают в комментариях «ни асилил».

Еще одной причиной появления и широкого распространения  неологизмов является стремление к  экономии, к сокращению. Сравните: конты – контакты, добавлять в друзья – френдиться, нуб – новичок. Но все эти слова, а в особенности слова-сокращения, типа: лол – очень смешно, имхо – по моему скромному мнению, являются свидетельством ограниченного словарного запаса.

 

    1. Функции неологизмов в Интернете.

Сегодня можно  назвать следующие наиболее актуальные функции:

  • Они возникают как наименования новой реалии, нового предмета, нового понятия, появившегося в общественной жизни (маркетинг, менеджер, дайвинг и др.);
  • Новые слова обозначают явления, которые и ранее присутствовали в повседневной жизни общества, но они не имели соответствующего обозначения, так как их существование замалчивалось. Это слова типа мафия, рэкет, отказник (тот, кто отказывается от исполнения своих обязанностей, в частности, от службы в армии);
  • Новое слово является более удобным обозначением того, что прежде называлось при помощи словосочетания (рейтинг - положение фирмы, политического деятеля, передачи в списке себе подобных; брифинг - короткое интервью для группы журналистов, которое делается обычно официальным лицом или какой-либо высшей инстанцией; имидж – образ, слагаемый внешностью, манерами, поступками, который создает телеведущий, политический деятель, фотомодель и др.);
  • Новые слова возникают в результате необходимости подчеркнуть частичное изменение социальной роли предмета в меняющемся социуме (офис - контора, служебное помещение, инаугурация- церемония официального вступления президента в должность, босс – начальник, сбербанк - прежде сберкасса).

 

    1. Отличие неологизмов от окказионализмов.

От неологизмов  следует отличать окказионализмы (от лат. occasionalis «случайный») — слова, образуемые «по случаю», в конкретных условиях речевой коммуникации и, как правило, противоречащие языковой норме, отклоняющиеся от привычных способов образования слов в данном языке. Часто окказионализм появляется в речи как средство языковой игры, шутки, каламбура: клеветон (у Н.С.Лескова — результат каламбурного соединения слов клевета и фельетон), первоопечатник (слово, созданное И.Ильфом и Е.Петровым путем намеренного искажения слова первопечатник); Чукоккала — название рукописного альманаха К.Чуковского, соединившее в себе первую часть его фамилии и вторую половину названия поселка Куоккала под Петербургом, где до революции жил К.Чуковский. [4; 198]

Информация о работе Неологизмы: понятие, сущность, виды