Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 08:28, реферат
В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейных связей. Поездки к соседям, прием гостей, долгое пребывание в домах родственников и друзей, выезды в свет — все это органично входит в «обыденность» семьи Ростовых. Повседневность ростовского дома (как московского, так и отрадненского) немыслима без живых контактов господ с дворовыми.
Толстой настойчиво обращается к контактам между людьми разных сословий и общественных положений.
Эти контакты чаще всего оказываются кратковременными. На страницах «Войны и мира» то и дело появляются и исчезают группы людей, которые как бы пренебрегают сословными, корпоративными и прочими социальными границами. Таково общение князя Андрея и Тушина во время Шенграбенского сражения, Пьера с Каратаевым в бараке для пленных, Безухова и Болконского с Тимохиным накануне Бородина. Писатель всюду находит «зоны» душевной открытости, взаимной расположенности, симпатии и теплоты, интимного и доверительного общения. На батарее Раевского, куда попал Пьер во время Бородинской битвы, «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». Сходная атмосфера — на батарее Тушина во время Шенграбенского сражения, а также в партизанском отряде, когда туда приезжает Петя Ростов. Вспомним в этой связи и Наташу Ростову, в дни отъезда из Москвы помогающую раненым: ей «понравились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми».
Кратковременные человеческие общности, внезапно возникшие и готовые тут же исчезнуть, подобны каплям в символическом шаре из сна Пьера. Они-то, по-толстовски изменчивые, податливые воздействиям извне, и составляют в романе Жизнь с большой буквы.
Стихия общей жизни заметно отличается от собственно семейной. Контакт между людьми здесь не избирателен. И его прекращение не являет собой кризиса, не вызывает чьих-либо страданий: человеческое общение не оставляет после себя какого-либо следа. «Межчеловеческие» связи такого рода более инстинктивны, чем личностны.
Но
важно и сходство между семьей
и подобными «роевыми»
Центральные герои романа и изображенные в нем люди из народа живут по общим для них законам. В осознании этого Толстым отчетливо дала о себе знать его близость национальной жизни, прежде всего крестьянству—«тому слою населения современной ему России, который был самым стойким носителем тысячелетних русских культурных традиций».
Народная
жизнь, какой мы ее видим в «Войне
и мире», разнопланова и сложна. В
образах богучаровских
В солдатах, с которыми судьба свела Пьера на Бородинском поле и в Можайске, явственно проявились национальное чувство, готовность к патриотическому подвигу.
Сопоставление
в «Войне и мире» народной, крестьянской
жизни с судьбами центральных персонажей
исполнено глубокого смысла. Нерефлективная
приобщенность людей из народа к коллективному
опыту и «самостояние» человека в сложном,
уже не патриархальном мире предстают
у Толстого как разные, во многом не похожие
друг на друга, но взаимодополняющие и
равноценные начала национального бытия.
Они-составляют грани единой, нерасщепимой
русской жизни и отмечены глубоким внутренним
родством: главным героям романа и изображенным
в нем людям из народа присуща одна и та
же склонность к свободному, непринудительному
единению.
«Мысль народная» и «мысль семейная» составляют в «войне и мире» нерасторжимое единство. Условием укорененности людей в своей национальной культуре, по Толстому, является их органическая приверженность собственному родовому и социально-бытовому укладу. Глубокая сопричастность героев романа, какими они показаны в эпилоге, своей семье и своей нации, полагает писатель, делает их жизнь счастливой и гармоничной.
Но
эта гармония предстает как относительная
и ненадежная. На самых последних страницах
«Войны и мира» неожиданно звучит глубоко
драматическая нота: взаимоотношения
Николая Ростова и Пьера Безухова знаменуют,
что толстовский мир, крепкий и цельный,
дает вместе с тем трещины, могущие со
временем привести его к расколу. Гражданский
опыт Пьера и житейско-практический —
Николая роковым образом не увязываются
друг с другом» и ведут этих людей к взаимному
непониманию, даже к враждебности.
Информация о работе «Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир»