Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение сновидений в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ сновидческих текстов, выявление их статуса в художественном мире авторов.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
выявить значение понятия «сон» и художественных особенностей сновидческих текстов; проанализировать семантику и структуру литературных сновидений в творчестве поэтов;
определить функции и место мотива сна в поэтике писателей;
показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений.

Содержание

Введение
3
3
Сон как объект лингвистического исследования
4
4
Мотив сна в творчестве:


а) В. А. Жуковского
5

б) А.С.Пушкина
6

в) М.Ю.Лермонтова
8

г) Ф.И. Тютчева
9

д) Ф. Сологуба
10

е) М. Цветаевой
12
5
Заключение
13
6
Библиография
15

Работа содержит 1 файл

referat_momotovoj_motiv_snav_tvorchestve_pisatelej.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Гимназия  №1»

 

 

РЕФЕРАТ

 по литературе  на тему:

«Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»

 

 

                                                        Автор:

                                                                                  ученица 9 «А» класса                                                                      

                                                                             Момотова Татьяна

 

 

                Реферат допущен к защите

                                    с предварительной отметкой  5 (пять)  

                

 

                                            Руководитель-консультант:                                                        

                                                               учитель русского языка и литературы                                                               

                                                         Вакалова Светлана Александровна

 

 

                                                                            

г. Новоалександровск, 2012

 

Оглавление

№п/п

Раздел

Страницы

1

Оглавление

2

2

Введение

3

3

Сон как объект лингвистического исследования

4

4

Мотив сна в творчестве:

 
 

а) В. А. Жуковского

5

 

б) А.С.Пушкина

6

 

в) М.Ю.Лермонтова

8

 

г) Ф.И. Тютчева

9

 

д) Ф. Сологуба

10

 

е) М. Цветаевой

12

5

Заключение

13

6

Библиография

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние  десятилетия в литературоведении  возрос интерес к мотивному анализу, так как на примере отдельного мотива как мельчайшего смыслового элемента текста возможно выявление особенностей не только конкретного текста, но и всего творчества одного автора или определенного периода. В ходе исторического развития литературы отдельные темы и мотивы оказываются то на переднем плане литературного процесса, то на его периферии. Особый интерес представляет анализ тех мотивов, которые наиболее актуальны в каждую конкретную эпоху, несут наибольшую смысловую нагрузку. Мотив сна является одним из самых распространенных и устойчивых во всей мировой литературе, но в особенности в те периоды ее развития, которые характеризуются повышенным интересом к мистицизму, устремленностью к идеалу, находящемуся за пределами земной реальности, что свойственно, прежде всего, романтическому типу мышления. По мнению В.В. Ванслова, «резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой сладким грезам и возвышенным снам», представляет собой типичную особенность романтического искусства, хотя мотив сна присущ и другим направлениям.

Существует  целый ряд исследований, посвященных  мотиву сна и поэтике сновидения в русской литературе, например, работы Н. В. Кузьмичева, И.В. Страхова, А. М. Ремизова, М. Катц,  А. Ходанен.

Обращение к данной теме обусловлено стремлением рассмотреть особенности семантики и структуры  сновидений в творчестве писателей, и сводится к изучению развития концепции сновидения как литературного приема и определению функций сновидений для различных произведений.

Актуальность работы заключается в возросшем интересе в современном литературоведении к поэтике сновидений. Обращение к этой теме может быть объяснено многими характерными особенностями романтического мироощущения: свойственными ему религиозностью и интуитивизмом, склонностью к мистицизму, мировоззренческому дуализму, представлением о бессознательной природе творчества.

 Целью реферата является изучение сновидений в творчестве Жуковского,  Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ сновидческих текстов, выявление их статуса в художественном мире авторов.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

  1. выявить значение понятия «сон» и художественных особенностей сновидческих текстов; проанализировать семантику и структуру литературных сновидений в творчестве поэтов;
  2. определить функции и место мотива сна в поэтике писателей;
  3. показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений.

Объектом исследования в предлагаемой работе стал один из самых распространенных мотивов русской литературы - мотив сна, и выбор этот далеко не случаен. Как отмечает В.П. Руднев, «мотив сна - один из самых устойчивых в мировой литературе», а, по мнению A.M. Ремизова, «редкое произведение русской литературы обходится без сна».

Материалом для исследования послужили поэтические произведения русских писателей, а также для сопоставлений, обобщений и выводов привлекались некоторые художественные произведения зарубежной литературы.

 

Сон как объект лингвистического исследования

Теоретической предпосылкой нашего исследования послужило  наличие в литературоведении  целого ряда определений понятия  «мотив», основным признаком которого, по мнению большинства исследователей, являются его повторяемость в ряде произведений, простота и неразложимость, а также - вариативность в зависимости от контекста. В словаре С.И. Ожегова,  Н.Ю. Шведовой дано одно из значений слова «мотив»: «Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения».

Чтобы понять, что  такое сон в физиологическом  аспекте, обратимся к толковым словарям. В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь».

Толковый словарь  С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:

1. Наступающее  через определенные промежутки  времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.

2. То, что снится, грезится  спящему, сновидение.

В состоянии  сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Содержание сна в первую очередь визуально. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.

Мотив сна в творчестве В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский  – основоположник жанра баллады  и родоначальник романтизма в  русской литературе. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому что с ним связано двоемирие.

Эти особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере баллады «Светлана», которая  имеет ту же структуру, что и баллада Бюргера «Ленора». «Светлана» отражает интерес к мистике, к фантастическому.  Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение, отнюдь не мрачное. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме.  Далее возникает мистический сюжет сна, который занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу, то есть сон является структурообразующим элементом сюжета. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но он мертвый. Постепенно автор нагнетает атмосферу страха.  Светлане что-то чудится, видится кто-то с «яркими глазами» и этот «кто-то» зовет девушку в путь. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому способствует и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…», «черный вран», кричащий «печаль!», «темная даль». Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым.

Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. Сон - «страх» был навеян переживаниями за жениха, тревогой, что с ним может что-то случиться. Это характеризует Светлану, как любящую, верную девушку, которая тоскует по своему жениху. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви и способна на глубокое чувство. Мир народной культуры оказал влияние на ее духовное развитие. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. В произведении нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. Однако это оптимистическое произведение, которое кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья. 

Мотив сна в творчестве А. С. Пушкина.

Мотив сна является неотъемлемой частью  творчества  А. С. Пушкина.  Сон у Пушкина  — особая действительность, «особое  состояние души, сердца, надежды, воображения, равноценное тому забвению, когда дух живет своим собственным содержанием, открывая путь воспоминаниям, синтезирующим высшую правду». «Сон» в поэтической системе Пушкина оказывается символом, сигнализирующим о смене разных миров. Все возможные значения мотива сна при сопоставлении с состояниями творческого забвения образуют своеобразную иерархию: отрицательно маркированный сон-скука, сон-леность, сон-мечтанье, сон-вдохновенье. Таким образом, мотив сна приобретает неисчерпаемый смысл: он оказывается способным выразить универсальные категории, к которым приближается поэт. Мир за пределами земной реальности, мир фантазии, творчества, смерти и новой жизни - такова потенциальная семантика мотива, отдельные грани которого раскрываются в пушкинских текстах. И каждая реализация мотива в тексте ведет за собой ассоциативные цепочки значений, накопленных и аккумулированных этой мельчайшей семантической единицей в процессе ее развития.  Должно быть, мир сна у Пушкина расположен где-то между границами дня и ночи. “...Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая место мечтаниям, сливается с ним в неясных видениях первосонья”, — так объясняет Петр Гринев вместе с автором природу своего сна.  Мотив «сна» варьируется у Пушкина довольно широко, войдя во множество произведений. Сны видят Петр Гринев в “Капитанской дочке”, Руслан в поэме «Руслан и Людмила», Марья Гавриловна в “Метели”, Григорий Отрепьев в “Борисе Годунове” и т.п. Роман в стихах “Евгений Онегин” словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Многочисленные упоминания снов, употребленных в их прямом значении (“поздний сон”, “тяжкий сон”, “покойный сон” и др.) представляют собой лишь ту необходимую основу, на которой вырастает образ, с которой он оказывается связанным множеством нитей. Видения, возникающие на стыке дневной (рассудочной, трезвой, ясной) и ночной (интуитивной, спонтанной, темной, но наиболее истинной) действительности, часто настолько странны и невероятны, что слишком похожи на правду дневной жизни. Причем часто видения забегают вперед, предвосхищая события. Через неразличение сна и жизни в пушкинский роман входит одна из традиционных тем мировой литературы: “жизнь есть сон”.

Наибольшей степени концентрации достигает мотив в эпизоде  “чудного сна” Татьяны, занимающем одно из важных мест в структуре романа «Евгений Онегин». Различные варианты мотива сна сливаются в нем как в фокусе. Сон Татьяны — один из наиболее загадочных эпизодов романа, что отмечалось многими исследователями. “Чудный сон” Татьяны близок к сну-грезе, видению: это сон святочный, вещий, который “ей сулит / Печальных много приключений”. Сюжетообразующие мотивы русской сказки (поток — препятствие, медведь, лес, избушка, шайка домовых, мотив “старшего, большого брата” — хозяина шайки, накрытый стол) появляются во сне Татьяны с той же очередностью и общим эмоциональным и стилистическим колоритом соответствуют русской сказке. Сон героини в «Евгении Онегине», прежде всего, мотивируется психологически, характеризуя также и другую сторону сознания Татьяны - ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон заменяет у Пушкина подробный анализ психологического мира Татьяны, воплощая его в образах и мотивах народного искусства, народных представлений, фольклора. Таким образом, сон дает как бы формулу душевной культуры Татьяны: основа ее - народность, вторичное влияние — романы. Сон обрывается неожиданно — исчезает от “нестерпимого крика”, рвущего границу сказочного мира сна. Чудесно проявляться он начинает не сразу после пробуждения, а на именинах — мосье Трике поет Татьяне куплет: “Проснитесь, спящая красотка”. Этот призыв проснуться и оценить соответствие сна жизни звучит на границе между ними.  Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна, они настолько нелепы и смешны, что похожи на описания тех “домовых”. На этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает “отмстить” Ленскому, а результатом является смерть  Ленского от руки Онегина. При описании состояния героини и во сне, и на празднике (она равно чужая и там, и здесь) употребляются похожие эпитеты, а одна фраза (“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно. Мотив преследования, бегства от чудовища (во сне — от медведя) — один из распространенных образов сновидений. Путь через лес, переход через реку по шаткому мосту можно интерпретировать как блуждание души в мире эмоций и преодоление границы между двумя жизненными этапами. Интересно, что своего любимого Евгения Татьяна видит предводителем пиршества нечисти — это можно понять и как гротескное изображение светского общества, и как намек на духовную опустошенность Евгения, его скептицизм и холодность, которые являются характеристиками «духа отрицанья».

Сон Онегина, начинающийся с  видения убитого Ленского, как  бы продолжает именно то место, на котором  оборвался сон Татьяны (“... вдруг Евгений / Хватает длинный нож, и в миг / Повержен Ленский...”). Останавливает внимание композиционная связь уравновешивающих симметрических “опор” в романе — письма Татьяны и письма Онегина. И в том и в другом случае они предшествуют снам, хотя сон Онегина организован с достаточной степенью необязательности. Во снах Онегин и Татьяна не только прозревают свою жизнь, но и получают как бы сущностные ответы на свои письма. Можно заметить, что мотив “сна жизни” звучит на протяжении всего романа. Жизнь при этом так похожа на сон, что почти слилась с ним: “Как в страшном, непонятном сне, / Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно...”. Наконец, сны в романе имеют и еще одно, может быть, наиболее естественное обличье — “снов поэзии”.  Роман ориентирован на сон как детерминирующую знаковую систему, отчего и сам представляется видением “поэтического сна”.

Информация о работе Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков