Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:30, реферат
Целью реферата является изучение сновидений в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ сновидческих текстов, выявление их статуса в художественном мире авторов.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
выявить значение понятия «сон» и художественных особенностей сновидческих текстов; проанализировать семантику и структуру литературных сновидений в творчестве поэтов;
определить функции и место мотива сна в поэтике писателей;
показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений.
Введение
3
3
Сон как объект лингвистического исследования
4
4
Мотив сна в творчестве:
а) В. А. Жуковского
5
б) А.С.Пушкина
6
в) М.Ю.Лермонтова
8
г) Ф.И. Тютчева
9
д) Ф. Сологуба
10
е) М. Цветаевой
12
5
Заключение
13
6
Библиография
15
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №1»
РЕФЕРАТ
по литературе на тему:
«Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»
Реферат допущен к защите
г. Новоалександровск, 2012
Оглавление
№п/п |
Раздел |
Страницы |
1 |
Оглавление |
2 |
2 |
Введение |
3 |
3 |
Сон как объект лингвистического исследования |
4 |
4 |
Мотив сна в творчестве: |
|
а) В. А. Жуковского |
5 | |
б) А.С.Пушкина |
6 | |
в) М.Ю.Лермонтова |
8 | |
г) Ф.И. Тютчева |
9 | |
д) Ф. Сологуба |
10 | |
е) М. Цветаевой |
12 | |
5 |
Заключение |
13 |
6 |
Библиография |
15 |
Введение.
В последние
десятилетия в
Существует целый ряд исследований, посвященных мотиву сна и поэтике сновидения в русской литературе, например, работы Н. В. Кузьмичева, И.В. Страхова, А. М. Ремизова, М. Катц, А. Ходанен.
Обращение к данной теме обусловлено стремлением рассмотреть особенности семантики и структуры сновидений в творчестве писателей, и сводится к изучению развития концепции сновидения как литературного приема и определению функций сновидений для различных произведений.
Актуальность работы заключается в возросшем интересе в современном литературоведении к поэтике сновидений. Обращение к этой теме может быть объяснено многими характерными особенностями романтического мироощущения: свойственными ему религиозностью и интуитивизмом, склонностью к мистицизму, мировоззренческому дуализму, представлением о бессознательной природе творчества.
Целью реферата является изучение сновидений в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ сновидческих текстов, выявление их статуса в художественном мире авторов.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
Объектом исследования в предлагаемой работе стал один из самых распространенных мотивов русской литературы - мотив сна, и выбор этот далеко не случаен. Как отмечает В.П. Руднев, «мотив сна - один из самых устойчивых в мировой литературе», а, по мнению A.M. Ремизова, «редкое произведение русской литературы обходится без сна».
Материалом для исследования послужили поэтические произведения русских писателей, а также для сопоставлений, обобщений и выводов привлекались некоторые художественные произведения зарубежной литературы.
Сон как объект лингвистического исследования
Теоретической предпосылкой нашего исследования послужило наличие в литературоведении целого ряда определений понятия «мотив», основным признаком которого, по мнению большинства исследователей, являются его повторяемость в ряде произведений, простота и неразложимость, а также - вариативность в зависимости от контекста. В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дано одно из значений слова «мотив»: «Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения».
Чтобы понять, что такое сон в физиологическом аспекте, обратимся к толковым словарям. В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь».
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:
1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
В состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Содержание сна в первую очередь визуально. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.
Мотив сна в творчестве В. А. Жуковского.
В. А. Жуковский – основоположник жанра баллады и родоначальник романтизма в русской литературе. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому что с ним связано двоемирие.
Эти особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере баллады «Светлана», которая имеет ту же структуру, что и баллада Бюргера «Ленора». «Светлана» отражает интерес к мистике, к фантастическому. Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение, отнюдь не мрачное. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме. Далее возникает мистический сюжет сна, который занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу, то есть сон является структурообразующим элементом сюжета. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но он мертвый. Постепенно автор нагнетает атмосферу страха. Светлане что-то чудится, видится кто-то с «яркими глазами» и этот «кто-то» зовет девушку в путь. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому способствует и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…», «черный вран», кричащий «печаль!», «темная даль». Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым.
Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. Сон - «страх» был навеян переживаниями за жениха, тревогой, что с ним может что-то случиться. Это характеризует Светлану, как любящую, верную девушку, которая тоскует по своему жениху. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви и способна на глубокое чувство. Мир народной культуры оказал влияние на ее духовное развитие. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. В произведении нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. Однако это оптимистическое произведение, которое кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья.
Мотив сна в творчестве А. С. Пушкина.
Мотив сна является неотъемлемой частью творчества А. С. Пушкина. Сон у Пушкина — особая действительность, «особое состояние души, сердца, надежды, воображения, равноценное тому забвению, когда дух живет своим собственным содержанием, открывая путь воспоминаниям, синтезирующим высшую правду». «Сон» в поэтической системе Пушкина оказывается символом, сигнализирующим о смене разных миров. Все возможные значения мотива сна при сопоставлении с состояниями творческого забвения образуют своеобразную иерархию: отрицательно маркированный сон-скука, сон-леность, сон-мечтанье, сон-вдохновенье. Таким образом, мотив сна приобретает неисчерпаемый смысл: он оказывается способным выразить универсальные категории, к которым приближается поэт. Мир за пределами земной реальности, мир фантазии, творчества, смерти и новой жизни - такова потенциальная семантика мотива, отдельные грани которого раскрываются в пушкинских текстах. И каждая реализация мотива в тексте ведет за собой ассоциативные цепочки значений, накопленных и аккумулированных этой мельчайшей семантической единицей в процессе ее развития. Должно быть, мир сна у Пушкина расположен где-то между границами дня и ночи. “...Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая место мечтаниям, сливается с ним в неясных видениях первосонья”, — так объясняет Петр Гринев вместе с автором природу своего сна. Мотив «сна» варьируется у Пушкина довольно широко, войдя во множество произведений. Сны видят Петр Гринев в “Капитанской дочке”, Руслан в поэме «Руслан и Людмила», Марья Гавриловна в “Метели”, Григорий Отрепьев в “Борисе Годунове” и т.п. Роман в стихах “Евгений Онегин” словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Многочисленные упоминания снов, употребленных в их прямом значении (“поздний сон”, “тяжкий сон”, “покойный сон” и др.) представляют собой лишь ту необходимую основу, на которой вырастает образ, с которой он оказывается связанным множеством нитей. Видения, возникающие на стыке дневной (рассудочной, трезвой, ясной) и ночной (интуитивной, спонтанной, темной, но наиболее истинной) действительности, часто настолько странны и невероятны, что слишком похожи на правду дневной жизни. Причем часто видения забегают вперед, предвосхищая события. Через неразличение сна и жизни в пушкинский роман входит одна из традиционных тем мировой литературы: “жизнь есть сон”.
Наибольшей степени
Сон Онегина, начинающийся с видения убитого Ленского, как бы продолжает именно то место, на котором оборвался сон Татьяны (“... вдруг Евгений / Хватает длинный нож, и в миг / Повержен Ленский...”). Останавливает внимание композиционная связь уравновешивающих симметрических “опор” в романе — письма Татьяны и письма Онегина. И в том и в другом случае они предшествуют снам, хотя сон Онегина организован с достаточной степенью необязательности. Во снах Онегин и Татьяна не только прозревают свою жизнь, но и получают как бы сущностные ответы на свои письма. Можно заметить, что мотив “сна жизни” звучит на протяжении всего романа. Жизнь при этом так похожа на сон, что почти слилась с ним: “Как в страшном, непонятном сне, / Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно...”. Наконец, сны в романе имеют и еще одно, может быть, наиболее естественное обличье — “снов поэзии”. Роман ориентирован на сон как детерминирующую знаковую систему, отчего и сам представляется видением “поэтического сна”.