Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:40, научная работа
Цель моей работы показать, что литература и искусство – «помогают человеку понимать самого себя, поднимают его веру в себя и развивают в нем стремление к истине, борятся с пошлостью в людях, умеют найти хорошее в них, возбуждают в их душах стыд, гнев, мужество, делают все для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.
Цель моей работы показать, что
литература и искусство – «
Изучая лирику А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, меня тронул романтический период в творчестве поэтов. И я обратилась к теме моря, в их стихотворениях. Мало найдется поэтов и писателей, которые, увидев море, остались бы к нему равнодушными и в жизни едва ли кто-нибудь может сказать, что однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо – вот по истине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен. Разве мы сами не простаивали часами, любуясь игрой веселой воды в фонтанах, или не были очарованы вечным дыханием моря и видом бегущих друг за другом волн морского прибоя.
Таких замечательных поэтов как А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов с морем свела судьба, и на обоих оно произвело огромное впечатление и вскоре стало героем их произведений. И уже нельзя представить нашу жизнь без замечательных произведений этих поэтов. Радость и горе, смех, сожаление, разочарование, любовь, надежда, борьба за справедливость – все это есть в их произведениях.
В 1920 году Пушкин был сослан
на 5 лет на юг. Южная ссылка
поэта обернулась новыми, яркими
впечатлениями. Южные степи,
В послед6ний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга рокот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И
тишину в вечерний
час,
А Лермонтов связал свою судьбу с морем совсем иначе. Жизнь его была коротка и трагична. Детство поэта, омраченное не сложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах. Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, заботилась о нем, о его здоровье и воспитании, возила для поправки здоровья в Подмосковье и на Кавказские воды. Уже с детства жизнь Лермонтова была связана с водами, волнами, морской стихией. Природа Кавказа потрясла Лермонтова своей красотой, которой в последствии было посвящено множество его произведений. Тема моря идет особняком. Проведя лингвистические исследования поэтического языка Лермонтова, оказалось, что слово «океан» встречалось 19 раз, слово «буря» - 8 раз, «моря» - 101 раз, а слово «волна» - 172 раза.
Про Пушкина и Лермонтова
И еще: пушкинское море было – море прощания. Так – с морями и людьми – не встречаются. Так – прощаются.
Мое море – пушкинской
Одно из лучших своих
В стихотворении говорится о «могучей страсти», которая приковала поэта к берегу.
Пушкин жил в 20-е годы – годы общественного застоя, и поэт, жаждая общественных перемен, свободы, движения вперед, ценил сильные характеры и бурные страсти.
И своенравные порывы!
Пушкину казалось, что,
очутившись вне досягаемости царских
жандармов, он окунется в настоящую революционную
борьбу, увидит другой, свободный мир,
узнает новую, увлекательную жизнь. Вскоре
он сам понял, что этот план неосуществим.
В стихотворении говорится о
могучей страсти, которая
Однако на первый план здесь
выдвигается другой мотив,
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
В стихотворении «К морю» Пушкин пишет о двух людях – Наполеоне и Байроне. В представлении Пушкина имя Наполеона было связано с героической эпохой, пережитой человечеством в результате краха феодализма в Западной Европе. Именно в этом смысле в стихотворении «К морю» говорится о «гробнице славы» и «воспоминаньях величавых».
Более в привлекательном свете
рисовал Пушкин образ Байрона,
с именем которого
Вот истинная причина
Все другие образы элегии в
конечном итоге введены для
того, чтобы возможно полнее
В первых двух четверостишьях
море показано в момент
С третьей строфы
оно возникает уже в его
воспоминаниях. Рассказ поэта о
своем «заветном умысле» перемежается
с более обобщенным представлением о море
как о могучей и своенравной стихии.
Смиренный парус рыбарей
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей;
Но ты взирал, неодолимый,
И
стая тонет кораблей.
Это не просто море в определенное время суток, а нечто большее. Оно предстает перед читателем в своих многообразных проявлениях: то тихое в вечерний час, то своенравное в своих порывах, то покрытое зыбью, то грозное, штормовое. Оно всегда в движении, и нет в мире силы, которая была бы способна остановить эту вечно изменяющуюся, могучую и свободную стихию. Поэт подчеркивает громадность, титашум моря, постепенно расширяя лексически это понятие. Характерно, что само слово море появляется только в последней строфе. До этого Пушкин пользуется выражением «свободная стихия». В пятой строфе есть строка «Но ты взыграл, неодолимый». Глагол мужского рода «взыграл» относится уже к слову океан, которое пока только подразумевается. Он передает нарастание романтического пафоса элегии. Слово «океан» появляется уже в 13 строфе:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Это наиболее драматическое
место, где говорится о засилии
в мире тиранов и порабощении свободы.
Как всякое крупное обобщение, образ моря выходит за рамки конкретного, в данном случае природного явления. Поэт сближает море со своей биографией, с титанической, бунтарской поэзией и личностью Байрона, с исмогительной судьбой Наполеона. Море одушевляется, автор ведет с ним беседу как с близким другом, которому можно доверить самые заветные думы. В этой исповеди он подводит этап целому этапу в своей жизни и целой исторической эпохе. С образом моря связан поэтический подтекст элегии: мир опустел, из него ушли последние яркие представители героической эпохи. Наступил общественный застой, круг истории как будто замкнулся. Но так только кажется. На самом деле поступательное движение человечества нельзя остановить, и море – воплощение бесконечно многообразной, яркой, вечно движущейся и прекрасной жизни – продолжает катить свои голубые волны, блистать гордою красою и влечь к себе. Море – образ вечного творческого беспокойства, постоянной романтической устремленности в неведомую даль, титанических порывов человека. В этой жажде движения, борьбы, свободы, в этом отвращении к «скучному неподвижному берегу» - символу застоя и заключен философский подтекст, поэтический пафос элегии. Она близка по духу нашей молодежи, с ее романтической устремленностью в будущее.
Народность элегии «К морю» определяется, однако, не только тем, что ее пафос глубоко человечен, что люди с древнейших времен стремятся быть титанами и приравнивают свои силы к могучим явлениям природы, но и в том, что эта глубокая мысль облеклась в прекрасную художественную форму.
С первых же строк поэт подчиняет читателя своему настроению, переносит его воображение на берег моря. В создании этой поэтической иллюзии участвуют образы живописного:
Ты катишь волны голубые
И
блещешь гордою красой.
И звукового ряда:
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Чередуя близкие по смыслу сочетания, поэт достигает иллюзии ритмического движения волн. В приведенном выше 2-м четверостишье таких поворотов два: ропот и зов, грустный шум и шум призывный. Эпитеты к слову шум расположены таким образом, чтобы оттенить это волнообразное движение. Наконец, повторение свистящих, шипящих звуков: з,с,ш, вызывают ассоциацию с шумом прибоя.
Так незаметные на первый взгляд элементы формы создают живую картину, которую читатель уже не забудет.
«К морю» - одно из наиболее
драматических стихотворений
В заключительной строфе
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Если в центральной
части стихотворения
В элегии «К морю» столкнулись
романтическое желание свободы,
Информация о работе Море в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова