Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:19, контрольная работа
На начало XX в. приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. В 1909 г. группа философов и публицистов (П. Струве, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.) выпустила сборник «Вехи». В него вошли статьи о русской интеллигенции и ее выборе. Авторы книги предупреждали о гибельности революционного пути для России. Большевики хотят дать народу «хлеб земной», говорили они, но потребуют взамен «полного послушания».
Введение 3
Модернизм.Теория 4
Модернистские течения 5
Заключение 13
Список литературы
И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они “... рождаются впервые” “как невиданные доселе, но отныне реальные явления”. Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал.
Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом “сильной личности”. Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.
Напрасно акмеисты так резко отмежевали себя от символистов. Те же “миры иные” и тоску по ним мы встречаем и в их поэзии. Так, Н. Гумилев, приветствовавший империалистическую войну как “святое” дело, утверждавший, что “серафимы, ясны и крылаты, за плечами воинов видны” , через год пишет стихи о конце мира, о гибели цивилизации:
Этим
объясняется неприятие ими
Такие поэты, как С. Городецкий, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич не смогли эмигрировать. Например, А. Ахматова, которая не поняла и не приняла революцию, покинуть родину отказалась:
Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками
я замкнула слух.
Не
сразу вернулась она к
Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей»,его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский. Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы).
Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуризмом (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Хрисанф, Р.Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, С.П.Бобров и др.).
Генетически
литературный футуризм теснейшим образом
связан с авангардными художественными
группировками 1910-х гг. («Бубновый
валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»).
Многие футуристы совмещали
Вслед за художниками-авангардистами поэты «Гилеи» обратились к формам художественного примитива, стремились к утилитарной полезности искусства и в то же время попытались освободить слово от внелитературных задач, сосредоточившись на формальных экспериментах.
Футуризм
претендовал на вселенскую миссию:
в качестве художественной программы
была выдвинута утопическая мечта
о рождении сверхискусства, способного
преобразить мир. В своем эстетическом
проектировании футуристы опирались
на новейшие научные и технологические
достижения. Стремление к рациональному
обоснованию творчества с опорой
на фундаментальные науки —
Мироздание
во всей безбрежности пространства и
времени воспринималось футуристами
как аналог грандиозной сценической
площадки. Грядущая революция (а футуристы
сочувствовали левым
Программным
для футуристов стал эпатаж обывателя
(«Пощечина общественному
В
формально-стилевом отношении поэтика
футуризма развивала и
Примеров
словотворчества футуристов множество,
начиная с излюбленного самоназвания
«гилейцев» — «будетляне» (буквальный
перевод слова «футуристы»). В
«будетлянской зауми» звуки функционировали
как самостоятельные значимые единицы
речи, наделялись собственной семантикой.
Например, самый радикальный «заумник»
Крученых предлагал вместо якобы
«затасканного» слова «лилия»
Синтаксические
смещения проявлялись у футуристов
в нарушении законов
Установка
на смысловое смещение заметна в
нарочитой нестыковке соседних строф,
стремлении «вывернуть» смысл, подставляя
на место подразумеваемого слова
противостоящего или «
Новые
эстетические возможности были развиты
футуристами в связи с
Футуризм
оказался творчески продуктивен: он
заставил переживать искусство как
проблему, изменил отношение к
проблеме понятности-непонятности в
искусстве. Важное следствие футуристических
экспериментов — осознание
Существовало
несколько футуристических
Футуризм
как явление выходил за рамки
собственно литературы. К нему примыкали
художники-авангардисты (В. Кандинский,
К. Малевич, В. Татлин и др.). И литераторы
и художники придерживались определенного
стиля поведения, рассчитанного
на эпатаж обывателя. Атмосфера литературного
скандала сопровождала буквально все
публичные выступления
Заключение
Начало
XX литературного столетия внутренне
связано с его концом, который
пришелся на наше время. Как и веком
раньше, наша литература сегодня столкнулась
с проблемами крушения и возрождения
идеалов, переоценки всех ценностей, созданием
новых жизнетворческих и
В
работе мы рассмотрели только самые
основные течения модернизма: символизм,
футуризм и акмеизм. Но в этот период
развивались также имаженизм, экспрессионизм,
кубизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм-
поскольку события ,происходившие
в начале века не могли отражаться
только с помощью изобразительных
средств реализма, отсюда- многообразие
течений. Таким образом, конец XIX — начало
XX в. отличало многообразие литературных
школ и течений, что, безусловно, обогатило
русскую литературу в целом.
Список литературы
1 .Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов/Э.Я Фесенко. – Изд. 3-е,доп. и испр. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. – 780с. – (Gaudeamus)
2. Большой энциклопедический словарь . АСТ, Астрель, 2008 г.,1248с..
3. http://www.licey.net/lit/
Информация о работе Модернизм. Модернистские течения в русской литературе конца XIX – XX вв