Модернизм как литературное направление 20-го века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Модернизм – как общественное направление в мировом искусстве……….5
Модернизм – совокупность направлений…………………………………...6
Модернизм в зарубежной литературе………………………………………10
2. Модернизм – направление в отечественной литературе…………………..18
2.1 «Серебряный век» - русской литературы………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

     Футуризм  — течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10—20-х  гг нашего века с претензией создать  искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского. Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (1876—1944), в частности, писал «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины». В идеологическом плане футуризм был связан как с правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Модернизм – Как направление в отечественной культуре конца XIX - начала XX века

     2.1«Серебряный  век» русской литературы

     Конец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» - эпохой наивысшего расцвета русской литературы и искусства – XIX столетием. Термин «серебряный век» в 30-е гг. ввел в культурный оборот поэт и критик Н.Оцуп – соратник Н.С.Гумилева, автор парижского журнала «Числа». Конец XIX – начало XX вв., вплоть до революции 1917 г., мыслящие люди России прожили в предчувствии конца одной эпохи и начала какой-то новой, которая одними ожидалась с радостью, другими – со страхом и трепетом. Это было время, о котором романтик М.Горький в одном из писем сказал: «Убитые да не смущают! История окрашивается в новые цвета только кровью» (речь шла о погибающих на баррикадах в революцию 1905-1907 гг.). Так рассуждали далеко не все. Да и сам Горький спустя несколько лет совсем иначе относился к жертвам истории, когда страстно протестовал против русско-германской войны, большевистского террора и гражданской бойни в России. Но все-таки эта фраза показательна! Она многое объясняет в образе мыслей людей того времени.

     Сегодня историки спорят о необходимости  революции в России. Ведь и в  самом деле накануне первой мировой  войны Россия переживала экономический  и культурный расцвет. В ней бурно  развивалась промышленность, организуемая выходцами из русского купеческого  сословия. Русские купцы были людьми не только наживы, но высочайшей образованности. Из недр этой среды вышли Владимир Набоков и Сергей Дягилев. К купеческой фамилии принадлежал и вождь  русских символистов Валерий  Брюсов. Россия жила, развивалась. Она  занимала сильные позиции на мировом  рынке, не только промышленном и сельскохозяйственном, но и культурном: триумф русского балета в Париже, сенсационный успех пьесы Горького «На дне» в Германии, новые русские журналы («Мир искусства», «Золотое руно»), своим полиграфическим исполнением превосходившие европейские аналоги. Модернизм, совпавший с господством стиля модерн конца XIX в., в других областях искусства – живописи, архитектуре, дизайне, в поэзии, был представлен плеядой «мэтров» символизма. На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с «привилегированного» места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств молодого поколения. В 1890-е годы течение модернизма еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова «пробивалось там и сям отдельными ручейками».

     Переживание конца, «декаданса», стремительного падения  в пропасть, охватившее интеллигенцию  даже раньше реального поражения  России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны  с ее миллионами погибших в творчестве «новых» стихотворцев, поначалу мало чем отличалась от «скорбных» песен  гражданской лирики. Наиболее чуткие художники «серебряного века» жили с чувством страшного разлада  между своей культурой и жизнью России, которая в то время все  еще оставалась страной крестьянской. «Серебряный век» отличался крайним  субъективизмом восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. Эпоха сама назначала своих певцов и кумиров. И они обостренно переживали зависимость от нее, видели себя «блаженными» на этом жизненном пире порой роскошно-карнавальном, порой кроваво-трагическом. Писатели «серебряного века» почти всерьез считали себя ожившими героями Достоевского: «Карамазовыми», «Ставрогиными», «Раскольниковыми».

     В то же время огромной популярностью  пользовалась эстетика XVIII в. с ее масками, карнавалами, утонченными развлечениями. В литературе вспоминаются «Балаганчик» Блока и «Петербург» Белого. Но к той же эстетике отчасти относились философские вечера в «Башне» В.Иванова. Жизнь и искусство обычно разделены какими-то границами. В искусстве присутствует элемент игры, условности. В жизни все серьезно, основательно, реалистично. «Серебряный век» размыл эти границы. В своем бытовом поведении люди «Серебряного века» играли, но в то же время искусство всерьез определяло не только их судьбы, но и жизнь целой страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном». Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в модернизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически - порой сквозь апокалиптические видения - моделирующего завтрашний день. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически - субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые - пересекают ее.

     Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и  музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера  в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж  во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного  центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).

     Именно  в этот исторический момент всемирный  духовный резонанс обретатает русская  литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная  к нему, она так или иначе  мощно стимулирует его поиски.

     В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и  бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает  в себя влияния Востока, в том  числе и самой удаленной от Европы страны - Японии. Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно  взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России - В. С. Соловьев).

     С исторической точки зрения модернизм  находится в тесной связи с  появлением новых режимов. Чаще всего  речь идет о становлении фашизма  и коммунизма, и обращении к  ним классиков литературы за новыми идеями, в ожидании, что свершится  глобальное «чудо». По этой причине  творчество писателей иногда можно  разделить на два периода –  увлечения политикой и разочарования  ею, что очень хорошо прослеживается во временной канве произведений. Так или иначе, новое искусство  видит в политической революции  своего собрата, и берет вдохновение  из неиссякаемого революционного движения народных масс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Руднев В. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. - М., 1991.

2.Руднев В.П. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. - М., 1993.

3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.

Зарубежная  литература: XX век / Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2001.

4. Дудова Л.В., Михальская И.П., Трыков В.П.  Модернизм   в   зарубежной   литературе . - М., 1998.

5. Валерии, П. Об искусстве : [сборник] / Поль Валерии ; коммент В. Козовой ; предисл. А.А. Вишневский. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1993. - 507 с. : ил.

6. Камю, Альбер // Сто великих имен в литературе / В.В. Быкова, Н.Г. Быкова, Г.П. Шалаева, В.В. Славкин и др.; под ред. В.П. Ситников. - М. : Слово, 1998. - 544 с.

7. Пруст, Марсель // Безелянский, Ю. Культовые имена : от Эразма Роттердамского до  Умберто Эко / Юрий Безелянский. - М. : Радуга, 2004. - 352 с. - (Сквозь призму времен).

8. Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987.

9. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм//Гумилев Н. Собр.соч. в 4 т. – М., 1991. – Т.4

10. История всемирной литературы: В 9 томах. — 1983, том 8.

11. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. – М., 1992.

12. Г.Э. Ионкис «Английская поэзия XX века» (1980)

13.Л. Копелев. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. Москва, «Советский писатель», 1960.

14.Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд-во Проспект, 2004.

15. Борхес, или История бесконечности. Литературный гид // Иностранная литература. — 1999. — № 9. — С. 136–204.

16. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. (Глава о Джойсе.)

17. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996

18. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919–1939. М., 2001

19. Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995

20. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996

21 .Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918–1996). М., 1998

22. Рогова Г.В. и др. Методика обучения литературы в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович. – М.: Просвещение, 1991.

23. Русина, П.И.Поэзия 20 – го века – 2004 - № 2. – С. 41 – 46.

24. Сластенин, В.А Теория литературы// В.А Сластенин. – Москва: Владос, 2003 - с.13.

25. Щукин, А.Н. Человек и искусство/ А.Н. Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – С.480. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение

Вам!

Вам, проживающим  за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам  не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать  из столбцов газет? 

Знаете  ли вы, бездарные, многие,

думающие  нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

Информация о работе Модернизм как литературное направление 20-го века