Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Модернизм – как общественное направление в мировом искусстве……….5
Модернизм – совокупность направлений…………………………………...6
Модернизм в зарубежной литературе………………………………………10
2. Модернизм – направление в отечественной литературе…………………..18
2.1 «Серебряный век» - русской литературы………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………23
Футуризм
— течение, проявившееся в живописи
и поэзии Италии и США в 10—20-х
гг нашего века с претензией создать
искусство будущего под лозунгом
нигилистического отрицания всего предшествующего
художественного опыта. Его последователи
стремились отразить динамизм современной
машинной цивилизации, воспевали технический
прогресс, войну, насилие, жизнь больших
городов, что сводилось в поэзии — к «заумности»,
насилию над лексикой и синтаксисом, как
это видно на примере раннего творчества
Маяковского. Футуристы призывали перенести
центр тяжести с изображения человека
на изображение его материально-технического
окружения. Главный идеолог итальянского
и мирового футуризма Филиппа Томмазо
Маринетти (1876—1944), в частности, писал
«Теплота куска железа или дерева отныне
более волнует нас, чем улыбка или слезы
женщины». В идеологическом плане футуризм
был связан как с правым, так и с левым
экстремизмом в лице фашизма, анархизма
и коммунизма, претендуя на «революционное»
ниспровержение прошлого и на свою особую
ангажированность будущим.
2. Модернизм – Как направление в отечественной культуре конца XIX - начала XX века
2.1«Серебряный век» русской литературы
Конец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» - эпохой наивысшего расцвета русской литературы и искусства – XIX столетием. Термин «серебряный век» в 30-е гг. ввел в культурный оборот поэт и критик Н.Оцуп – соратник Н.С.Гумилева, автор парижского журнала «Числа». Конец XIX – начало XX вв., вплоть до революции 1917 г., мыслящие люди России прожили в предчувствии конца одной эпохи и начала какой-то новой, которая одними ожидалась с радостью, другими – со страхом и трепетом. Это было время, о котором романтик М.Горький в одном из писем сказал: «Убитые да не смущают! История окрашивается в новые цвета только кровью» (речь шла о погибающих на баррикадах в революцию 1905-1907 гг.). Так рассуждали далеко не все. Да и сам Горький спустя несколько лет совсем иначе относился к жертвам истории, когда страстно протестовал против русско-германской войны, большевистского террора и гражданской бойни в России. Но все-таки эта фраза показательна! Она многое объясняет в образе мыслей людей того времени.
Сегодня историки спорят о необходимости революции в России. Ведь и в самом деле накануне первой мировой войны Россия переживала экономический и культурный расцвет. В ней бурно развивалась промышленность, организуемая выходцами из русского купеческого сословия. Русские купцы были людьми не только наживы, но высочайшей образованности. Из недр этой среды вышли Владимир Набоков и Сергей Дягилев. К купеческой фамилии принадлежал и вождь русских символистов Валерий Брюсов. Россия жила, развивалась. Она занимала сильные позиции на мировом рынке, не только промышленном и сельскохозяйственном, но и культурном: триумф русского балета в Париже, сенсационный успех пьесы Горького «На дне» в Германии, новые русские журналы («Мир искусства», «Золотое руно»), своим полиграфическим исполнением превосходившие европейские аналоги. Модернизм, совпавший с господством стиля модерн конца XIX в., в других областях искусства – живописи, архитектуре, дизайне, в поэзии, был представлен плеядой «мэтров» символизма. На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с «привилегированного» места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств молодого поколения. В 1890-е годы течение модернизма еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова «пробивалось там и сям отдельными ручейками».
Переживание конца, «декаданса», стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве «новых» стихотворцев, поначалу мало чем отличалась от «скорбных» песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники «серебряного века» жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. «Серебряный век» отличался крайним субъективизмом восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. Эпоха сама назначала своих певцов и кумиров. И они обостренно переживали зависимость от нее, видели себя «блаженными» на этом жизненном пире порой роскошно-карнавальном, порой кроваво-трагическом. Писатели «серебряного века» почти всерьез считали себя ожившими героями Достоевского: «Карамазовыми», «Ставрогиными», «Раскольниковыми».
В
то же время огромной популярностью
пользовалась эстетика XVIII в. с ее масками,
карнавалами, утонченными развлечениями.
В литературе вспоминаются «Балаганчик»
Блока и «Петербург» Белого. Но к той же
эстетике отчасти относились философские
вечера в «Башне» В.Иванова. Жизнь и искусство
обычно разделены какими-то границами.
В искусстве присутствует элемент игры,
условности. В жизни все серьезно, основательно,
реалистично. «Серебряный век» размыл
эти границы. В своем бытовом поведении
люди «Серебряного века» играли, но в то
же время искусство всерьез определяло
не только их судьбы, но и жизнь целой страны.
Заключение
Новые
художественные направления обычно
заявляли о себе как искусстве в высшей
степени «современном». Образ свежей,
сиюминутной современности ярче всего
проявился в модернизме, который как бы
остановил «прекрасное мгновение». Символизм
и модерн отбирали из этих «мгновений»
те, что наиболее экспрессивно выражали
«вечные темы» человеческого и природного
бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее
в единый цикл памяти-восприятия-
Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).
Именно
в этот исторический момент всемирный
духовный резонанс обретатает русская
литература (прежде всего, в лице Ф.
М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П.
Чехова); соприкасаясь с модернизмом,
порой критически-
В
целом геополитические
С
исторической точки зрения модернизм
находится в тесной связи с
появлением новых режимов. Чаще всего
речь идет о становлении фашизма
и коммунизма, и обращении к
ним классиков литературы за новыми
идеями, в ожидании, что свершится
глобальное «чудо». По этой причине
творчество писателей иногда можно
разделить на два периода –
увлечения политикой и
Список литературы
1. Руднев В. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. - М., 1991.
2.Руднев В.П. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. - М., 1993.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.
Зарубежная литература: XX век / Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2001.
4. Дудова Л.В., Михальская И.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе . - М., 1998.
5. Валерии, П. Об искусстве : [сборник] / Поль Валерии ; коммент В. Козовой ; предисл. А.А. Вишневский. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1993. - 507 с. : ил.
6. Камю, Альбер // Сто великих имен в литературе / В.В. Быкова, Н.Г. Быкова, Г.П. Шалаева, В.В. Славкин и др.; под ред. В.П. Ситников. - М. : Слово, 1998. - 544 с.
7. Пруст, Марсель // Безелянский, Ю. Культовые имена : от Эразма Роттердамского до Умберто Эко / Юрий Безелянский. - М. : Радуга, 2004. - 352 с. - (Сквозь призму времен).
8. Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987.
9. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм//Гумилев Н. Собр.соч. в 4 т. – М., 1991. – Т.4
10. История всемирной литературы: В 9 томах. — 1983, том 8.
11. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. – М., 1992.
12. Г.Э. Ионкис «Английская поэзия XX века» (1980)
13.Л. Копелев. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. Москва, «Советский писатель», 1960.
14.Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Изд-во Проспект, 2004.
15. Борхес, или История бесконечности. Литературный гид // Иностранная литература. — 1999. — № 9. — С. 136–204.
16. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. (Глава о Джойсе.)
17. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996
18. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919–1939. М., 2001
19. Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995
20. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж – М., 1996
21 .Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918–1996). М., 1998
22. Рогова Г.В. и др. Методика обучения литературы в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович. – М.: Просвещение, 1991.
23. Русина, П.И.Поэзия 20 – го века – 2004 - № 2. – С. 41 – 46.
24. Сластенин, В.А Теория литературы// В.А Сластенин. – Москва: Владос, 2003 - с.13.
25. Щукин,
А.Н. Человек и искусство/ А.Н. Щукин. –
М.: Фломатис, 2006. – С.480.
Приложение
Вам!
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать
из столбцов газет?
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
Информация о работе Модернизм как литературное направление 20-го века