Модернизм как литературное направление 20-го века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Модернизм – как общественное направление в мировом искусстве……….5
Модернизм – совокупность направлений…………………………………...6
Модернизм в зарубежной литературе………………………………………10
2. Модернизм – направление в отечественной литературе…………………..18
2.1 «Серебряный век» - русской литературы………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

Глухо тоскует рояль:

Жаль  ее, жаль...

А сердце мое сонно поет:

Было - нету,

Было - нету,

Бим - Бам.

     Экспрессионизм - (фр. expression - выражение) - направление, сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников, скульпторов и литераторов  «Мост» в Дрездене, «Синий всадник» в Мюнхене, вокруг журнала «Штурм» (1910-1932).

     Немецкий  экспрессионизм не был однороден: одна его группировка (Верфель) тяготела к мистицизму; что же касается «левых» (Бехер, Газенклевер, Кайзер, Толлер), то они активно выступали против «машинной цивилизации» в целом, за революцию и против классовой борьбы, при этом революция в их произведениях часто присутствовала как условный символ нравственного усовершенствования. Стиль экспрессионистской поэзии отмечен патетикой, гиперболами, символикой, фантастическим подходом. На первом этапе экспрессионизм проявил себя в поэзии (Франц Верфель, Георг Тракль, Георг Гейм, Эрнст Толлер). Столь же обобщена и антивоенная позиция, универсален лик войны на уровне содержания и образности в стихотворении Эрнста Толлера «Трупы в лесу»:

Груды искромсанных тел.

Тлеют и корчатся трупы.

Мозг  вытекает струей

Из проломленных лбов… 

     1.2 Модернизм в зарубежной литературе

     Литература XX века по своему стилистическому и  идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта [20, c.319].

     В то же время случилось так, что  именно между XIX и XX веками, по крайней  мере в Европе и Америке, обозначился  определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence — упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего — поэтов.  

     В разных странах подобное состояние  духа проявлялось в разное время. В России, например, оно с особой выразительностью дало о себе знать  на рубеже двух веков, в канун первой мировой войны и февральской  революции 1917 года. К тому времени европейское искусство в целом уже стало приобретать новые, не свойственные ему ранее черты, которые одним из первых попытался осмыслить и проанализировать Н.А. Бердяев. Он, в частности, писал: “Много кризисов искусство пережило за свою историю… Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам”.

       В настоящее время в мировом  искусствоведении считается общепризнанным, что, во-первых, «новое» искусство связано прежде всего с XX в., а во-вторых, все его проявления можно объединить широким термином — модернизм. [23, c.319].

      Модернизм — явление интернациональное, состоящее  из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это  революция в литературе, участники  которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического  правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще «классическими», что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на «вечные» вопросы. Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы".

      Выступая  против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству  любой ценой, модернизм — порождение эпохи войн и революций — сам  нередко претендует на революционность  и демонстрирует ее в художественной практике. В своих крайних проявлениях  в литературе он покушается на саму осмысленность художественной речи. Тем не менее в своих лучших образцах, несмотря на все издержки, современные течения в искусстве значительно обогатили художественную культуру человечества за счет новых, неизвестных нашим предкам выразительных средств. Свидетельством этого могут служить хотя бы многие проявления творческого новаторства: литература «потока сознания», разновидности рок-музыки, живопись импрессионистов, театр Б. Брехта, техника коллажа в поп-арте и многие другие художественные приемы, к восприятию которых, хотя и не без внутреннего сопротивления, постепенно «привыкает» человечество.

       Модернизм прежде всего проявился  в поэзии. Так, французские поэты  П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами  сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией.

       Основу познания составляет чистое  восприятие, а материя и сознание  суть явления, реконструированные  рассудком из фактов непосредственного  опыта. Его главная работа «Творческая  эволюция» принесла Бергсону  славу не только философа, но  и писателя (в 1927 году он был  награжден Нобелевской премией  по литературе). Бергсон проявил  себя также на дипломатическом  и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.

     Философия Бергсона оказала значительное влияние  на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У  многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.  

       Философские идеи Бергсона легли  в основу знаменитого романа  французского писателя Марселя Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX века.

     Видный  ирландский писатель, представитель  модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века. [15, c.79].

     Существует  большое количество модернистских  школ и течений, часть из которых  связана лишь с отдельными странами. Перечислим важнейшие из них, получившие наиболее широкое признание и  распространение. Их родиной стала преимущественно Франция конца XIX — начала XX века.

     В символизме, одном из ранних проявлений нового искусства, затронувшем прежде всего поэзию, делается акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства. Зачинателями символизма во Франции были поэты Шарль Бодлер (1821—1867), Поль Верлен (1880—1921) и многие другие; в России его представлял в поэзии — Александр Александрович Блок (1880—1921).

     Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней  трети 19 – начале 20 вв. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

       Импрессионизм был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.

       Братья Гонкур, Верлен. Наиболее  яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена Романсы без слов – вышел в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. В знаменитом стихотворении Il pleure dans mon coeur… (в пер. Б.Пастернака: И в сердце растрава, И дождик с утра…; в пер. В.Брюсова: Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое…) поэт устанавливает связь между душой и природой на основе беспричинности дождя и слез, они сливаются до неразличимости. Связь эта может быть описана как в терминах импрессионизма, так и через символистское понятие «соответствий». Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла.

     Под экспрессионизмом (от лат. expressio — выражение) применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений  европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции  модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение  в немецкоязычных странах: Германии и Австрии («экспрессионистское  десятилетие» – 1914 -1924 гг.). Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Противоречия европейской жизни начала века, стремительная урбанизация, первая мировая война, революционные события в России, а затем и в Германии, породили смятение в умах значительной части интеллигенции и обусловили художественную «изломанность» и «антиклассичность» экспрессионизма, его отказ от ясности и гармоничности формы, его тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности.

       В западной литературе чертами  экспрессионизма отмечена проза  австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924), в России наиболее ярким его представителем был прозаик Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Информация о работе Модернизм как литературное направление 20-го века