Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 06:02, контрольная работа
К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".
1. Краткая биография К.Д. Ушинского
2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского.
3. Значение Ушинского в развитии педагогики
4. Список литературы
Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".
В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".
Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".
Учитель
должен иметь твердые убеждения; глубокие
знания и умения по тем наукам, которые
он будет преподавать; знать педагогику,
психологию, физиологию; овладеть практическим
искусством преподавания; любить свое
дело и беззаветно ему служить. "Для
народного учителя, писал Ушинский, необходимо
всесторонне широкое образование, важно
развивать в учителе способность и готовность
к постоянному расширению своего научного
и педагогического кругозора". В 1961
году Ушинский пишет большую работу "Проект
учительской семинарии", в которой излагает
систему подготовки учителей. Многие принципиальные
положения этой работы являются актуальными
и в наше время.
Значение
Ушинского в развитии
педагогики
К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.
Он
обосновал идею народного воспитания,
послужившую основой для
Многие
педагогические высказывания Ушинского
были откликами на острые вопросы
современности, критикой неудовлетворенного
состояния воспитательно-образовательной
работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях
того времени и практическими предложениями
по их улучшению, и они представляют не
только историко-педагогический интерес.
М.И.Калинин на совещании работников народного
образования в 1941 г., указав на ряд советов
Ушинского по воспитанию и обучению детей,
высоко оценил его идеи, которые только
в нашем социалистическом обществе могут
быть оценены полностью.
Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".
И говорят
о нем люди разных поколений, разных
эпох...
И. П. Деркачев, симферопольский учитель:
"Этот
воспитатель воздвиг
себе памятник не в одних
сердцах и умах русских
детей - многие труженики
народного образования
долго и с любовью будут
вспоминать его плодотворное
дело".
Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:
"Если
весь славянский
мир гордится И.
А. Коменским, Швейцария -
Песталоцци, Германия
- Дистервегом, то мы,
русские, не забудем,
что среди нас жил и
учил Константин Дмитриевич
Ушинский".
Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:
"И
до настоящего
времени, несмотря
на то, что прошло
уже более тридцати
лет со времени
Ушинского, сочинения
его не утратили своего
значения".
В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:
"Согласно
календарю Константин
Дмитриевич Ушинский -
человек девятнадцатого
века. Но благодаря
общественно полезной
деятельности он живет
и в наш век".
Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.
Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.
Как мудрый
советчик, он всегда рядом с тем,
кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...
"Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...
Но
труд потому и труд,
что он труден, а
потому и дорога к счастью
трудна..."
Список
литературы:
Информация о работе Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский