Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 06:02, контрольная работа

Описание работы

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

Содержание

1. Краткая биография К.Д. Ушинского


2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского.


3. Значение Ушинского в развитии педагогики


4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

pedagogika.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

      Ушинский  обосновал звуковой, аналитико-синтетический  метод обучения грамоте в начальной  школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".

      В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".

      Ушинский  утверждал личность учителя-воспитателя  центром и душой школы: "В  воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

      Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора". В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время. 
 
 
 
 
 

Значение  Ушинского в развитии педагогики 

      К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

      Он  обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

      Многие  педагогические высказывания Ушинского  были откликами на острые вопросы  современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью. 

      Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".

И говорят  о нем люди разных поколений, разных эпох... 

И. П. Деркачев, симферопольский учитель:

"Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело". 

Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

"Если  весь славянский  мир гордится И.  А. Коменским, Швейцария - Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский". 

Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

"И  до настоящего  времени, несмотря  на то, что прошло  уже более тридцати  лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения". 

В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:

"Согласно  календарю Константин  Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого  века. Но благодаря  общественно полезной  деятельности он живет и в наш век". 

      Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.

Книги его издаются на десятках языков и  у нас и за границей.

Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. 

Пусть же неумолчно звучит для нас и  сегодня его добрый, искренний, чистый голос...

"Человек  рожден для труда... Сознательный и  свободный труд  один способен  составить счастье  человека... Наслаждения  являются лишь  сопровождающими  явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...

Но  труд потому и труд, что он труден, а  потому и дорога к счастью трудна..." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 
 

  1. А. А. Радугин "Психология и педагогика", Москва, "Центр", 1999.
 
  1. Б. П. Есипов "Педагогическая энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1968.
 
  1. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева «История педагогики», Москва «просвещение», 1982

Информация о работе Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский