Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 06:02, контрольная работа

Описание работы

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

Содержание

1. Краткая биография К.Д. Ушинского


2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского.


3. Значение Ушинского в развитии педагогики


4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

pedagogika.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Российский  Государственный  Гуманитарный Университет

 
 
 
 
 
 
 
 

Гаврина Мария Сергеевна

«Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский»

Контрольная работа

3 курс (заочное  отделение) Психология

Дисциплина: «Педагогика» 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

К.П.Н. Мишина М.М 
 
 
 
 
 
 
 

     Железнодорожный 2005г  
 
 
 
 

Содержание: 
 

  1. Краткая биография  К.Д. Ушинского
 
 
  1. Педагогическая  деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского.
 
 
  1. Значение  Ушинского в развитии педагогики
 
 
  1. Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткая биография К.Д. Ушинского.

(1824-1870) 

      К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

      Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился  в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

      В 1840г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

      По  окончании университета, 22-летний К.Д.Ушинский, был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.

      Но  профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины.

      “Сделать  как можно больше пользы моему  отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский.

      Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

      С 1859-1862г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы. Он объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц. Ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. Пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

      Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

      Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии. Написал и издал в 1864г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917г. имело 146 изданий.) В 1867г. Ушинский написал главное свое произведение ”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

      Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное  отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценят его учительство.

           К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве. 
 
 
 
 

      Педагогическая  деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского. 

      К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив  ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

      Как отмечали современники Ушинского, "его  труды произвели совершенный  переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

      Ушинский  универсален как педагог, как  педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

      Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить  закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

      Ушинский  как методист разрабатывал вопросы  содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

      Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

      Ушинский  выступал и как школовед. Им выдвинута  программа преобразования русской  школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.                        

      И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой  педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих на блюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

      Ушинского называют великим учителем русских  народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного  учителя.

      Деятельность  Ушинского всецело отвечала назревшим  потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

      После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском  юридическом лицее, плодотворно  занимался педагогической деятельностью  в Гатчинском сиротском институте  и Смольном институте благородных  девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения".

      Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины  народной мысли, видеть народ счастливым.

      Исходя  из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

      Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

      Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.

      Другой  ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

      Создавая  русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически  переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает  свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

      Народность  воспитания в трактовке Ушинского  раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и  требования:

      -   воспитание должно быть самобытным, национальным;

      - дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

      -  народ определяет содержание  и характер воспитания;

      -  все население должно быть  охвачено просвещением, общественным  воспитанием;

      -  воспитание женщин наравне с мужчинами;

      - подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.  Гимном родному языку является  статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык  народа с распускающимся цветом  всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

Информация о работе Мировой педагогический опыт К.Д. Ушинский