Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:27, творческая работа
А Осип Эмильевич Мандельштам, которому за его стихи угрожал расстрел, но правительство «сжалилось» над ним и отправило мучиться на каторгах, откуда Осип Эмильевич не вернулся. На земле нет могилы Осипа Мандельштама. Есть лишь где-то котлован, куда в беспорядке сброшены тела замученных людей; среди них, по-видимому, лежит и Поэт — так его звали в лагере. Николай Гумилев погиб в расцвете творческих сил.
Содержание:
Введение
Нигде не любят поэзию так, как в России – за нее убивают…
М. Горький
Во все времена поэты были уважаемы… Наверно, каждый из нас слышал эти слова… А так ли это?
Сейчас, читая их произведения, мы восхищаемся ими. Такие образы, все так замечательно и точно подобрано… Но многие из нас не задумывались, а как жили люди, написавшие эти книги? Что они пережили? Об этом мы не задумывались…
Ведь многие не подозревают, что Михаил Булгаков, написавший такие великие произведения как: «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и мн. др. в свое время не печатался в газетах, его произведения не издавались, а постановки в театрах запрещались. Или Борис Пастернак, которого возненавидели только потому, что он получил Нобелевскую премию. На него была объявлена травля. Его критиковали со страниц газет и журналов, его исключили из Союза писателей СССР. К сожалению, многим поэтам и писателям пришлось терпеть такие трудности.
По данным причинам я и решила провести исследовательскую работу на данную тему, и я думаю, что не зря взяла именно эту тему, так как, я считаю, что на этих писателях и поэтах и строится вся литература. Их произведения отличаются тем, что они написаны о реальной жизни, о реальных событиях, только имена героев вымышлены.
В данной исследовательской работе описаны биографии одного из поэтов и писаталей, а именно: Михаила Афанасьевича Булгакова, влияние на его жизнь советской власти. Его жизнь прямиком зависела от Сталина.
А Осип Эмильевич Мандельштам, которому за его стихи угрожал расстрел, но правительство «сжалилось» над ним и отправило мучиться на каторгах, откуда Осип Эмильевич не вернулся. На земле нет могилы Осипа Мандельштама. Есть лишь где-то котлован, куда в беспорядке сброшены тела замученных людей; среди них, по-видимому, лежит и Поэт — так его звали в лагере. Николай Гумилев погиб в расцвете творческих сил. В сознании современников его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи – Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции. Шестьдесят пять лет имя Гумилева оставалось под строжайшим официальным запретом.
Неужели,
эти события не затрагивают
душу?
Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил
Булгаков родился 3(15) мая 1891 года
в семье профессора Киевской
духовной академии Афанасия
После
начала Первой мировой войны
М. Булгаков несколько месяцев
работал врачом в прифронтовой
зоне. Затем был направлен на
работу в село Никольское
В
конце сентября 1921 года М. Булгаков
переехал в Москву и начал
сотрудничать как фельетонист
со столичными газетами («Гудок»,
«Рабочий») и журналами («
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться, с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке.
Состояние здоровья М. Булгакова стало резко ухудшаться. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал
диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску. М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
В «нехорошей» квартире, где жил Михаил Афанасьевич Булгаков, в романе обитает Михаил Александрович Берлиоз, антипод Мастера, а значит, и автора. Допустим, предоставив герою своё жилище, автор ничего особенного не имел в виду. Но мог ли он случайно дать именно этому персонажу своё имя – Михаил – и свои инициалы – М. А. Б.? После гибели Берлиоза на его квартиру заявляется киевский дядя; выходит, Берлиоз и Булгаков – ещё и земляки. Совпадений достаточно, чтобы задуматься: почему деталями биографии Булгакова наделён столь чуждый ему персонаж, из числа едко обрисованных в романе литературных чиновников? Объяснить это можно только одним: и Мастер, и Берлиоз отражают не только разные стороны личности самого Булгакова, но и разные варианты его судьбы, какими они виделись писателю. В восприятии большинства он прочно утвердился как нонконформист, один из немногих, кто не продался, отказался писать по указке и в труднейших условиях притеснений противостоял официозу. Булгакову в основном удавалось жить, сохраняя достоинство. Но поведение человека перед лицом соблазнов стало одной из тем романа именно потому, что касалось самого Михаила Афанасьевича: он готов был откликнуться на некоторые предложения власти и понимал, как трудно перед искушениями устоять. Попробуем разобраться в причинах такой двойственности. У нас очень мало сведений о внутреннем мире автора; мы лишь частично можем его реконструировать, опираясь на булгаковские тексты. В известном письме Сталину Булгаков назвал себя «мистическим писателем», но, заметим, не религиозным: о критическом, а то и насмешливом отношении автора ко многим сторонам церковной традиции свидетельствуют его очерки начала 20-х годов.
Антиклерикализм их был особого свойства – они появились в печати в разгар массовых арестов и расстрелов духовенства и мирян в 1922-1923 гг. В те дни писатель делал общее дело вместе с берлиозами и бездомными: Вспоминал ли он об этом, когда сам стал объектом травли? Среда, к которой писатель принадлежал по рождению, круг семьи и надёжных друзей, куда лишь случайно могли затесаться проходимцы вроде Тальберга («Белая гвардия»), противостоит бурям времени. Отсвет той жизни ещё лежит на доме профессора Преображенского в «Собачьем сердце», но через несколько лет в «Мастере и Маргарите» возникнет иное, «беспочвенное» мироощущение: родственной среды нет, личность сама должна утверждаться под солнцем. Круг семьи – это лишь нашедшие друг друга одинокие мужчина и женщина. С некоторыми представителями внешнего мира возможны доброжелательные отношения (Мастер и Иван, Маргарита и Наташа), но это не общение равных.
Представления, сформированные христианством, разрушаются вместе с верой. Неписаный кодекс поведения образованного общества поставлен под сомнение новой эпохой. Тем важнее держаться кодекса личной чести, помогающего сохранить хотя бы человеческое достоинство. Но и это становится всё труднее. С таким настроением Булгаков создал в 20-е годы ряд произведений, враждебно встреченных официальной критикой. В разгар травли, когда положение казалось безвыходным, Булгакову позвонил Сталин и предложил свою помощь, по сути – покровительство. Прямая травля прекратилась, писатель получил работу в театре, наступило относительное благополучие. Однако книги его не печатались, пьесы, кроме «Дней Турбиных», не шли, нападки критиков время от времени возобновлялись. Верховная поддержка спровоцировала недоверчивое отношение к нему части интеллигенции. Двойственность положения вела к раздвоенности мироощущения, что и отразилось в образах Мастера и Берлиоза. В ту пору писатель вполне мог задаться вопросом: до какой степени возможно сотрудничество с властью и чем придётся платить за её подарки? Перед Булгаковым было много примеров того, как интеллигенты старой закваски шли на сотрудничество с большевиками и даже возглавляли советские учреждения. Теперь такая возможность появилась и у него. Он видел связанные с этим выгоды, но и понимал всю непрочность такого существования, для многих плохо заканчивавшегося.
В «Собачьем сердце» (1925) профессор Преображенский защищается от Швондера и его активистов, позвонив влиятельному лицу (в перестроечной экранизации ему приданы черты Сталина). Профессора не смущает, что он ищет покровительства у одного из тех, кого постоянно обличает. Здесь уже видна модель отношения Мастера и Маргариты к Воланду: пусть кто угодно, хотя бы и предводитель злых сил, только бы обуздал мелких бесов. Покровитель и обуздает, только потребует за это дорогую плату. В 1930-е годы Булгаков попытался упрочиться в новой действительности. Пьесу «Батум» Сталин не одобрил. Другой попыткой было участие в написании школьного учебника истории, так и не востребованного. Всё это не выглядит неожиданностью, если вспомнить некоторые события тех лет (роспуск РАПП, спад репрессий накануне убийства Кирова, реабилитацию патриотизма, русской истории и классического наследия). У части общества это породило надежды, сравнимые со сменовеховскими. На таком фоне образ Берлиоза выглядит результатом мучительных размышлений автора о том, кем бы он мог стать и какова была бы его участь, если бы удалось укорениться в новой жизни. Желание писателя примерить на себя другую судьбу, например – благополучного литературного начальника, естественно для карнавального контекста романа. Но закономерна и гибель Берлиоза в апогее земного успеха.