Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:42, реферат
В данной работе мы рассмотрим интерпретацию образа Минотавра в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия». Но для начала необходимо обратить внимание на миф о Минотавре. В работе будут рассмотрены:
- теория происхождения мифа о Минотавре, его трактовка
- миф о Минотавре в 20 веке, архетипы, представленные в этом мифе
- интерпретация мифа о Минотавре в «Царях» и «Доме Астерия»
- сравнение образов Минотавра в пьесе Хулио Кортасара и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса.
На самом деле Минос и Тесей пытаются избавиться от темного лабиринта, что у них «на сердце». Смерть Минотавра им в этом не поможет. Сам Минотавр называет Тесею средство, с помощью которого можно побороть чудовище: «Поверь, один есть только способ умертвить чудовищ: с ними примириться».
Тесей и Минос борются с тем, с чем бесполезно бороться, а Минотавр примиряется со своим внутренним чудовищем. «Он был такой печальный», - говорит один из юношей, которых Минотавр на самом деле не убивал. Это последняя строчка пьесы. С тихой печалью Минотавр принимает то, что ему нет места в этом мире, и через эту печаль обретает гармонию.
Теперь рассмотрим еще одну интерпретацию Мифа о Минотавре. Принадлежит она еще одному аргентинскому писателю, Хорхе Луису Борхесу. Родился он на 15 лет раньше Кортасара, в 1899 году. Хулио Кортасар считал его своим учителем. В 1947 году он написал небольшой рассказ «Дом Астерия». Как мы уже упоминали выше, Астерий – это другое имя Минотавра. В «Доме Астерия» действие отсутствует совершенно. Оно еще более условно, чем в «Царях» Кортасара. У Борхес Астерий – это философ. Однако, хоть здесь, как и в «Царях», опровергается звериная натура Минотавра, предстает он совершенно другим. Астерий Борхеса дик, высокомерен, дерзок. Он зловещ. Пожалуй, его можно было бы назвать безумным философом. В одиночестве он говорит сам с собой, иступлено носится по коридорам Лабиринта. Он убивает юношей и девушек, которых приводят к нему. Но он делает это не из жажды убийства, а чтобы избавить их от зла. Эти смерти нисколько не трогают Астерия. Они для него обыденность: не приносят ни горя, ни радости. В Астерии нет той гармонии, что в кортасаровском Минотавре. Однако он тоже осознает, что ему нет места в мире за пределами Лабиринта (он туда выходил, но встретил лишь страх), и ждет избавителя.
Лишь последние несколько предложений намечают условный сюжет: «Утреннее солнце отражалось на бронзовом мече. На нем уже не оставалось крови. Поверишь ли, Ариадна? – сказал Тесей. – Минотавр почти не сопротивлялся».
Заключение
Таким образом, в пьесе Кортасара и в рассказе Борхеса происходит очеловечивание Минотавра. Мудрость, дарованная ему этими двумя авторами, противопоставлена животной тупости, присущей ему в классическом варианте мифа. Хулио Кортасар в своей драме вообще переворачивает классические образы с ног на голову, сохраняя при этом неизменным мифологический сюжет. У него «Тесей воплощает в себе символ подавления, он защитник существующего порядка, тогда как Минотавр служит воплощением свободного существа, поэта, человека, непохожего на других».
Список использованной литературы: