Миф о Минотавре в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:42, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим интерпретацию образа Минотавра в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия». Но для начала необходимо обратить внимание на миф о Минотавре. В работе будут рассмотрены:
- теория происхождения мифа о Минотавре, его трактовка
- миф о Минотавре в 20 веке, архетипы, представленные в этом мифе
- интерпретация мифа о Минотавре в «Царях» и «Доме Астерия»
- сравнение образов Минотавра в пьесе Хулио Кортасара и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса.

Работа содержит 1 файл

Миф о Минотавре.docx

— 32.47 Кб (Скачать)

На самом  деле Минос и Тесей пытаются избавиться от темного лабиринта, что у них «на сердце». Смерть Минотавра им в этом не поможет. Сам Минотавр называет Тесею средство, с помощью которого можно побороть чудовище: «Поверь, один есть только способ умертвить чудовищ: с ними примириться».

Тесей и Минос  борются с тем, с чем бесполезно бороться, а Минотавр примиряется  со своим внутренним чудовищем. «Он  был такой печальный», - говорит  один из юношей, которых Минотавр на самом деле не убивал. Это последняя  строчка пьесы. С тихой печалью  Минотавр принимает то, что ему  нет места в этом мире, и через  эту печаль обретает гармонию.

Теперь рассмотрим еще одну интерпретацию Мифа о Минотавре. Принадлежит она еще одному аргентинскому писателю, Хорхе Луису Борхесу. Родился он на 15 лет раньше Кортасара, в 1899 году. Хулио Кортасар считал его своим учителем. В 1947 году он написал небольшой рассказ «Дом Астерия». Как мы уже упоминали выше, Астерий – это другое имя Минотавра. В «Доме Астерия» действие отсутствует совершенно. Оно еще более условно, чем в «Царях» Кортасара.  У Борхес Астерий – это философ. Однако, хоть здесь, как и в «Царях», опровергается звериная натура Минотавра, предстает он совершенно другим. Астерий Борхеса дик, высокомерен, дерзок. Он зловещ. Пожалуй, его можно было бы назвать безумным философом. В одиночестве он говорит сам с собой, иступлено носится по коридорам Лабиринта. Он убивает юношей и девушек, которых приводят к нему. Но он делает это не из жажды убийства, а чтобы избавить их от зла. Эти смерти нисколько не трогают Астерия. Они для него обыденность: не приносят ни горя, ни радости. В Астерии нет той гармонии, что в кортасаровском Минотавре. Однако он тоже осознает, что ему нет места в мире за пределами Лабиринта (он туда выходил, но встретил лишь страх), и ждет избавителя.

Лишь последние  несколько предложений намечают условный сюжет: «Утреннее солнце отражалось на бронзовом мече. На нем уже не оставалось крови. Поверишь ли, Ариадна? – сказал Тесей. – Минотавр почти не сопротивлялся».

Заключение

Таким образом, в пьесе Кортасара и в рассказе Борхеса происходит очеловечивание Минотавра. Мудрость, дарованная ему  этими двумя авторами, противопоставлена  животной тупости, присущей ему в  классическом варианте мифа. Хулио  Кортасар в своей драме вообще переворачивает классические образы с  ног на голову, сохраняя при этом неизменным мифологический сюжет. У него «Тесей воплощает в себе символ подавления, он защитник существующего порядка, тогда как Минотавр служит воплощением свободного существа, поэта, человека, непохожего на других».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Хулио Кортасар «Цари» http://www.gramotey.com/books/1269075858.htm
  2. Хорхе Луис Борхес «Дом Астерия» http://www.serann.ru/text/dom-asteriya-9256
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Госучпедгиз, 1957
  4. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994
  5. Беседы с Эвелин Пикон Гарфилд http://magazines.russ.ru/inostran/2001/6/kortabes.html
  6. Кузнецова Н.В. диссертация «Миф о Минотавре в культурном контексте ХХ века», М., 2009
  7. М. Эрраес «Хулио Кортасар. Другая сторона вещей», СПб., 2005

Информация о работе Миф о Минотавре в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия»