Миф о Минотавре в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:42, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим интерпретацию образа Минотавра в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия». Но для начала необходимо обратить внимание на миф о Минотавре. В работе будут рассмотрены:
- теория происхождения мифа о Минотавре, его трактовка
- миф о Минотавре в 20 веке, архетипы, представленные в этом мифе
- интерпретация мифа о Минотавре в «Царях» и «Доме Астерия»
- сравнение образов Минотавра в пьесе Хулио Кортасара и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса.

Работа содержит 1 файл

Миф о Минотавре.docx

— 32.47 Кб (Скачать)

Московский Государственный  Университет им. М.В. Ломоносова

Факультет Журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Миф о Минотавре  в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса  «Дом Астерия»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студент II курса

К.М. Лакия

 

Преподаватель:

Е. Н. Корнилова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 

Введение

 

В данной работе мы рассмотрим интерпретацию образа Минотавра  в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия». Но для начала необходимо обратить внимание на миф о Минотавре. В работе будут рассмотрены:

- теория происхождения мифа о Минотавре, его трактовка

-  миф о Минотавре в 20 веке, архетипы, представленные в этом мифе

- интерпретация мифа о Минотавре в «Царях» и «Доме Астерия»

- сравнение образов Минотавра  в пьесе Хулио Кортасара и  в рассказе Хорхе Луиса Борхеса.

 

  1. Происхождение мифа о Минотавре и его основная трактовка

Миф о Минотавре сформировался  в миносийской цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.). Миносийская цивилизация считается первой великой европейской цивилизацией. Она предшествовала античной греческой культуре. Ее существование было подтверждено в начале XX века, когда Артур Эванс обнаружил на Крите Кносский дворец. И хотя в миносийскую эпоху у общества было матриархальное устройства, уже тогда на Крите практиковался культ быка. Подтверждением этому служат различные археологические находки. Изображения «игр с быком», например. В матриархальном обществе люди поклонялись богине-матери, иначе - земле-прародительнице. Именно с культом земли-прародительницы и других хтонических божеств связано возникновение мифа о Минотавре. Однако в своей классической форме он появился позже. Дело в том, что в начале II-ого тысячелетия до н.э. начался переход от матриархата к патриархату. Вместе с этим произошла и смена религиозных взглядов. Хтонические божества уступили место божествам небесным. А.Ф. Лосев пишет, что «миф о Лабиринте в том виде, как он дошел до нас, есть повесть о триумфе аттического, [...] о победе над стихийными и темными силами природы, над ее страхами и ужасами… В мифологии это победа героизма над хтонизмом». Изменение, о котором идет речь, отражается не только в победе Тесея над Минотавром, но и в создании Лабиринта Дедалом. С одной стороны, с помощью Лабиринта, построенного Дедалом, Миносу удается обуздать Минотавра, олицетворяющего стихию. А с другой стороны, сам Лабиринт наглядно иллюстрирует дисгармоничное хтоническое мышление, «ярко сказавшееся в создании образов, бесконечно разнообразных и рассчитанных на первобытный ужас страшилищ и разного рода полулюдей, полуживотных…». И тогда победа над этим мышлением представляется в виде прохождения Тесеем Лабиринта. Тесей спускается в мрачный Лабиринт, уничтожает Минотавра и выходит из Лабиринта целый и невредимый. Так героизм торжествует над хтонизмом.

В связи с заключением  Минотавра в Лабиринт и олицетворяемой этим победой над стихией интересна  теория о том, что образ Минотавра  объединяет в себе все существующие стихии. Минотавр полубык, а бык и солнце на  Крите отождествляются. Другое имя Минотавра – Астерий, что говорит о его связи с небесными телами. Обладает минотавр и морской природой, так как, по самой распространенной версии мифа, отцом Минотавра является бык, посланный Посейдоном. А.Ф. Лосев пишет о том, что для мифологического сознания бык этот приравнивается к самому Посейдону. С землей Минотавра связывает его неизменное место обитания – подземный Лабиринт. Таким образом, в Минотавре «скрестились и отождествились небо, море, наземный и подземный мир». А раз так, то, обуздав Минотавра, Минос обуздал стихии.

 

II. Миф о Минотавре в ХХ веке; архетипы, представленные в мифе о Минотавре

 

В ХХ веке миф о Минотавре  получает новую жизнь, как и вся  остальная мифология. Важную роль в  этом отношении сыграло появление  психоанализа. Благодаря последнему Минотавр стал символом «блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками». Именно эта трактовка мифа получила широкое распространение в искусстве ХХ века. Встретим мы подобную трактовку и у Хулио Кортасра, однако об этом мы расскажем ниже, когда перейдем непосредственно к анализу произведений. В ХХ веке меняется также и значение Лабиринта. Это уже не символ дисгармонического хтонического сознания, а модель человеческой психики, человеческой культуры и человеческой вселенной.

К мифу о Минотавре обращались Ф. Ницше, Мережковский, В. Брюсов, И. Бродский, М. Цветаева, В. Хлебников, рассматриваемые  нами Х. Кортасар и Х.Л. Борхес, а также  многие другие. Образ Лабиринта и  Минотавра возникает не только в  художественной литературе и философии, но и в живописи и зарождающемся кинематографе.

Поговорим подробнее о  трактовке мифа о Минотавре знаменитыми  психоаналитиками. Зигмунд Фрейд  видел в Лабиринте символ бессознательного, Минотавр представлялся ему воплощением страхов, Тесей человеком, пытающимся разобраться в себе, а нить Ариадны снами, которые приоткрывают часть бессознательного и помогают найти путь к себе. На теории Фрейда основывается трактовка мифа о Минотавре Карла Густава Юнга. Он рассматривает мифы в общем как часть коллективного бессознательного и выделяет в них архетипы. Лабиринт, герой, чудовище и нить Ариадны составляют архетип сюжетов о Лабиринте.

Подводя итог, еще раз  скажем, что миф о Минотавре  в ХХ веке обращается метафорой блужданий  человека в своем подсознании, попыток  понять свой внутренний мир.

Теперь перейдем к архетипам. Юнг выделил несколько важнейших, на его взгляд, мифологических архетипов: мать, дитя, тень, анимус/анима, мудрый старик. Мать – вечная и бессмертная бессознательная стихия. Дитя – пробуждение индивидуального сознания. Тень – бессознательная часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник. Анимус/анима – это «бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола». Мудрый старик – «высший духовный синтез, гармонирующий в старосте сознательную и бессознательную сферы души». Е.М. Мелетинский указывает на то, что Юнг уделяет внимание именно персонажам, а не сюжетам. Но нам угол зрения Юнга подходит, так как дальше мы увидим, что ни у Кортасара, ни у Борхеса сам сюжет не играет особой роли. Они переносят акцент на персонажей.

Также Юнг говорит и о разделении отца и матери. «Я» становится героем. И в герое этом побеждает мужское начало. То есть речь идет о той самой смене матриархата патриархатом, о которой мы говорили в начале. Материнское начало хтонично, а мужское имеет духовный характер. Через битву с чудовищем происходит трансформация героя – рождение новой личности. Битва с чудовищем – это своеобразный обряд инициации.

Также важен образ героя–трикстера, то есть двойника героя, являющегося его противоположностью. Здесь необходимо обратить внимание на то, что согласно мифу о рождении Тесея, настоящим отцом его является Посейдон. Напомним, что и Минотавр тесно связан своим происхождением с этим богом. Два существа божественного происхождения оказываются по разные стороны баррикад. Тесей – герой, Минотавр – хтоническое чудовище. Интересно в этом отношении то, что Тесей был зачат Посейдоном в образе человека, а Минотавр был зачат быком. Получается, что в классической версии мифа Минотавр – это герой-трикстер. Герой-трикстер асоциален и поэтому более «персонален», он представлен как маргинальная фигура, противопоставляющая себя роду. Однако то, что в древние времена воспринималось отрицательно, в ходе исторического развития было переосмыслено, поэтому «персональность» персонажа перестает быть отрицательной чертой и рассматривается с разных сторон. Именно «персональность» персонажа представляет большой интерес для культуры XX века. Подчиняющийся общепринятым нормам герой не так интересен.

 

  1. Интерпретация мифа о Минотавре в «Царях» Хулио Кортасара и «Доме Астерия» Хорхе Луиса Борхеса.

 

Теперь перейдем непосредственно  к мифу о Минотавре в интерпретации  Х. Кортасара и Х.Л. Борхеса. Начнем с пьесы Хулио Кортасара «Цари». Для начала расскажем немного  об авторе и его творчестве. Хулио  Кортасар родился в 1914 году в Бельгии, где его родители находились по работе. Через некоторое время из-за начала Первой Мировой Войны они вернулись в Аргентину, где Хулио Кортасар жил до 1951 года. Публиковаться Кортасар начинает в 40ые годы. Сначала он публикуется под псевдонимом Хулио Денис. Его активная творческая деятельность начинается уже после переезда во Францию, где он пишет свой знаменитый роман «Игра в Классики». Творчество Хулио Кортасара относят к постмодернизму и магическому реализму. Драма «Цари» была написана в 1949 году. По собственному признанию автора, он написал ее за три дня. Вот что говорил сам Кортасар о своей интерпретации древнегреческого Мифа в беседе с Эвелин Пикон Гарфилд: «Скажем, я всегда отказывался ценить классику только за то, что она классика, только потому, что люди твердят: вот это, мол, классика. И я не раздумывая встал на сторону Минотавра — ведь в классической традиции он признан злодеем, зато я без колебаний выступил против Тезея, который является классическим героем». Действительно, в драме «Цари» Тесей становится героем-трикстером. Однако авторская переработка архетипа не так проста, как ее мифологический вариант. Нельзя Тесей назвать ужасным злодеем. Перерабатываются писателем и образы Ариадны и Миноса. Минос из тирана превращается в довольно жалкого старика, а Ариадна помогает вовсе не Тесею, а своему брату Минотавру, которого безмерно любит. Интересно, что большая часть драмы – это диалог Тесея с Миносом, а затем небольшой диалог Тесея с Минотавром. Развития действия мы в драме не наблюдаем. Автор рассчитывает на то, что сюжет знаком читателю. Его больше интересует раскрытие характеров, которое происходит во время условного действия. Сам сюжет соответствует своему классическому виду. Тесей приплывает на Крит с отправленными в жертву юношами и девушками для того, чтобы уничтожить чудовище. Ариадна дает ему клубок, чтобы он мог убить Минотавра и выйти из Лабиринта. Но что кроется за этим привычным сюжетом? Рассмотрим по очереди всех персонажей. Начнем с Миноса, который первым перед нами появляется. Большая часть пьесы разворачивается перед Лабиринтом. С его описания и начинается произведение. Минос, стоя перед Лабиринтом, смотрит на приближающийся корабль. Звучит его монолог. Нам сразу становится ясно, что для Миноса Минотавр – это палка о двух концах. С одной стороны, он служит для устрашения других народов, а с другой стороны, Минос сам его боится. Примечательно, что он осознает истинную сущность Минотавра. Отсюда и его страх, ведь существо выглядящее монстром и заточенное в Лабиринт, оказывается сильнее и свободнее его, Миноса. «А ты идешь ко мне, огромный и беззлобный, огромный и свободный», - говорит царь, вспоминая свой сон. Во сне раскрываются истинные страхи Миноса. Страх перед Минотавром, но в то же время и страх потерять главное средство устрашения становятся для критского царя его собственным лабиринтом.

Появляется Тесей. Он сразу  же обращается к Миносу с упреком  за пролитые афинянами слезы: «Неужто ты допустишь, чтобы человек, это средоточие мощи, в рыданиях исчерпал себя, стал солью, стал ничем?»  Слова достойные классического Тесея, но что мы видим дальше. Тесею важно не столько убить Минотавра и избавить Афины от ужасной дани. Его волнует, что, если он не выйдет из Лабиринта, никто не узнает, что это он убил Минотавра. И это его единственная забота, в своей победе над чудовищем он уверен заранее: «Я герой – все этим сказано». Кроме того, Тесей собирается пойти на обман. Минос не хочет, чтобы Тесей убивал Минотавра, ведь тогда он решится подтверждения своей силы. Но Тесей решительно настроен убить полубыка, да и Миноса точит страх перед чудовищем. Тогда они приходят к следующему решению: Тесей может убить Минотавра, но никому не расскажет о смерти чудовища. А за это Минос отдаст ему Ариадну. Однако план Тесея другой. Он собирается убить Минотавра, забрать Ариадну, а после, когда окажется вне досягаемости для Миноса, объявить о смерти чудища.

Теперь перейдем к образу Ариадны. Она появляется в самом  начале пьесы, после монолога Миноса. Она предстает персонажем не от мира сего. Тесей и Минос олицетворяют порядки этого мира. Ариадна другая. Она погружена в себя, говорит с собой. Минос нужен ей лишь в качестве медной пластины, отражающей звук. Так она лучше слышит себя. С Ариадной связаны инцестуальные мотивы в пьесе. Она любит Минотавра не только как брата, но и как мужчину. Однако сам Хулио Кортасар в беседах с Э.П. Гарфилд говорил о том, что «рассказ в этом плане совершенно бесхитростен, я не подразумевал ничего такого, когда писал его, я отталкивался буквально от пустоты, просто подчинялся какому-то неведомому импульсу». Если верить словам писателя, то можно сделать вывод, что древние инцестуальные мотивы находятся где-то в подсознании человека и проявляются абсолютно непроизвольно. Даже в авторской трактовке мифа сохраняется борьба между матриархальным и патриархальным мировоззрением. Говоря о несправедливом заключении Минотавра, Ариадна указывает на то, что она не может быть холодна к его судьбе, так как они вышли из одного материнского чрева. На что Минос возражает, что материнское чрево не имеет никакого значения. Важно то, кто отец. И она, Ариадна, его дочь, а Минотавр искусственное чудовище. Роль женщины умаляется. Первенство отдается Миносом мужскому началу. Влечение Ариадны к Минотавру можно объяснить как причинами психологическими,  так и причинами, восходящими к традициям матриархального общества. Если мы будем рассматривать первый вариант, то можем говорить о том, что Ариадну влечет неизведанное, поэтому желание в ней перемешивается со страхом, который мешает ей сделать шаг навстречу Минотавру. Отец и Тесей для нее жалки, в Минотавре она видит подлинную силу тела и духа. Теперь рассмотрим второй вариант. Во влечении к Минотавру проявляется матриархальный культ земли-матери. Одна из олицетворяемых Минотавром стихий – земля. Он влечет к себе как символ плодородия. К влечению примешивается страх. И это снова проявление борьбы матриархального и патриархального устройства, где инцест считается большим грехом.

Теперь перейдем к ключевому образу пьесы –  Минотавру. Этот персонаж не так многословен, как Тесей или Минос. В связи  с этим приходит на ум одно из античных толкований Лабиринта, которое приводит А.Ф. Лосев: «Место наподобие раковины. Говорится о болтунах в том смысле, что они пользуются многочисленными изворотливыми выражениями». Минос и Тесей говорят много и запутанно, периодически меняя свои мнения и решения. Кортасар даже вкладывает  в уста Тесея нечто вроде признания: «В себе я вдруг открыл опасную способность находить слова. Но еще хуже то, что мне понравилось сплетать их и смотреть, что дальше будет, раскидывать далеко сети». Минотавр не сплетает слова, как Тесей. Он говорит прямо то, о чем думает. Он говорит просто, хотя на самом деле он куда глубже, чем Тесей или Минос. Интересно то, что, по сути, Минотавр в пьесе единственная гармоничная личность. Он стоит над борьбой патриархального и матриархального.

Ариадной, Тесеем и Миносом движет эгоизм. Ариадна  ради своего желания готова пожертвовать жизнью Тесея. Кроме того, желание  ее преступно. Тесеем и Миносом движут корыстные цели. Минос желает избавиться от страха перед Минотавром, но при  этом продолжать устрашать народы чудовищем, содержащимся в заключении. Тесей  жаждет славы, при этом он хочет еще  и Ариадну заполучить обманным путем. Тесей и Минос движимы поверхностными причинами. Даже Минотавр, которого они «держат на сердце» поверхностен. Они не способны заглянуть глубже и осознать истинные причины своих поступков и результаты, к которым они приведут. Совсем другая история с Минотавром. Он мог бы убить Тесея и вырваться на свободу. Но… зачем ему эта свобода? Полубык, он никогда не будет принят обществом. Лишь под землей, во тьме Лабиринта он может быть собой, а не чудовищем. Возможно, стимулом выйти из Лабиринта была бы для него Ариадна, но тут возникает роковая ошибка (классический элемент драмы), которая убеждает Минотавра в том, что для него существует лишь один путь. Он считает, что Ариадна помогает Тесею, а значит, там, за пределами Лабиринта, его никто не ждет. Минотавр спокойно принимает свою смерть. Смерть для него – это избавление, желанная свобода. Умерев, он сольется с природой, достигнет гармонии. Но то чудовище, что пугает Миноса и Тесея, навсегда останется с ними и будет внушать им ужас: «Оттуда, из моей полной и всеобъемлющей свободы, из лабиринта моего ужасного, что в сердце каждого гнездится». Чудовище создали сами Тесей и Минос, они создали его из своего страха перед непонятной им природой Минотавра. Он чужд им, а значит, его из этого мира надо убрать. Они даже не хотят вникнуть в незнакомую им природу. «Я ничего не знаю о тебе и потому сильна моя рука», - говорит Тесей Минотавру.

Информация о работе Миф о Минотавре в пьесе Хулио Кортасара «Цари» и в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия»