Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:21, доклад
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами,является ознакомление детей с художественной литературой,разными её жанрами. Поэзия,как один из жанров литературы,является источником и средством обогащения образной речи,развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем,развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Подбор стихотворений для заучивания
Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
Структура занятий
Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Методика заучивания стихотворений в детском саду
Введение
Подбор стихотворений для заучивания
Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
Структура занятий
Творческий конспект по заучиванию
стихотворений в старших
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами,является ознакомление детей с художественной литературой,разными её жанрами. Поэзия,как один из жанров литературы,является источником и средством обогащения образной речи,развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем,развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность,мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности(тон, тембр голоса,темп, сила голоса,интонация),способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору,особая чувствительность к рифме.
Цель контрольной работы – изучить особенности методики заучивания стихотворений в детском саду.
1. Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения,тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются,и нельзя не удивляться той легкости,с которой такие стихотворения детьми запоминаются.Каждое же словесное произведение,усвоенное памятью ребенка,обогащает словесный фонд,формирующий его собственную речь. Потому-то,принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит
материал народного творчества.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного
и созерцательного моментов
Другой источник,из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература,произведения великих мастеров и художников слова.
Где, когда,как и при каких условиях преподносить детям новое,им еще неизвестное стихотворение?Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.
Например,гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина.
Стихи окажут должное влияние
на внутренний мир ребенка и на
его язык только в том случае,
если определенные представления,впечатления,
Рассказ,картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания.В каждый подходящий момент нужное,жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
Многое в природе и
жизни мы не можем повторно предлагать
вниманию и наблюдению детей так
часто,как бы мы хотели.В таких случаях
роль картины огромна. Например,когда
настает весна, в плане педагог перечисляет
стихи, которые он намерен дать детям.
К каждому из них подбирается картинка.
Во время цветения одуванчика в саду картинка«Одуванчик»
При заучивании стихотворений
с детьми воспитатель ставит перед
собой сразу несколько задач:
вызвать интерес к
При отборе стихотворений
для заучивания учитывается их объем:
1-2 строфы для младших групп, несколько
больше - для старших. Списки произведений,рекомендованных«
С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы.Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике,что будет сюрпризом для группы.Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома;некоторые можно прослушать на занятиях,вечерах досуга.
2. Приемы,способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка,оценка чтения,подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка,оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;характеристика персонажей,помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания(глубокий вдох,длительный выдох), умения регулировать силу голоса,темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов.Выразительность исполнения требует развития техники речи:дикции, дыхания;овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся
разнообразные упражнения,
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей,так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя,который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать,кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию
стихотворений имеет много
За беседой вновь следует чтение воспитателя.Это способствует целостному восприятию произведения,особенностей исполнения.Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается
целиком (не по строкам или строфам),
что обеспечивает осмысленность
чтения и правильную тренировку памяти.
Дети повторяют стихотворение
Если дети читают невыразительно,педагог может вновь предложить образец чтения.Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается,чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз(активно подсказывает им, поощряет).Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением:вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение,и т. д.
Обычно заучивание не занимает
всего времени,отведенного на занятие.Оставшееся
время посвящают другой деятельности,учитывая
принцип тематического единства: дети
повторяют выученные ранее стихи, слушают
еще раз какое-либо прозаическое произведение,можно
провести знакомое им упражнение или организовать
игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания
стихотворения требуется 8-10повторений,но
желательно делать это не на одном и том
же занятии, а на нескольких.«Чтобы поддержать
интерес детей к запоминаемому и, следовательно,улучшить
результаты запоминания,очень важно менять
и форму повторения».На занятии заученное
стихотворение можно читать по частям,
в лицах, включать в игру «Угадай,кто читает?»;в
дальнейшем его повторяют при подходящих
обстоятельствах(на других занятиях,на
праздниках,в быту, в игре).В результате
стихотворение сохраняется в памяти ребенка
надолго, легко воспроизводится им, используется
в устной речи.
4. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заучивание стихотворения М. Познанской"Снег идет"
Программное содержание:
Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
Продолжать учить ребят
внимательно слушать
Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа:Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики,рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа:Порог, калитка,мохнатый.
Оборудование:Мольберт,карта-
Ход занятия
Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- Ребятки,послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?»(Зимой).
Подходим к мольберту:«Какое время года изображено на картинках?Почему, вы так думаете? Скажите,пожалуйста,что лишнее?»(Заяц). Почему?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый,мохнатый, холодный и т.д.).
- Представьте,что вы снежинки,подул ветер и закружил их.Ой, смотрите,снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).
Вдох носом, выдох через рот.
Кратковременный.
Долгий (губы трубочкой).
- Давайте скажем слово«снежинка»
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас,ребята, я расскажу вам стихотворение.Слушайте внимательно,обратите внимание,на какие слова я делаю ударение(т.е. говорю громче,чем другие).Стихотворение называется«Снег идет»,написала М.Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
- Как называется стихотворение?
- Как же идет снег?
- Какой снег?
- Что мы сделаем во дворе?
- От чего мы дорожку проведем?
- Кто выйдет на порог?
- Что она спросит?
- Сегодня,ребята, мы будем заучивать стихотворение.Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте(читаю стих,выставляю схемы– рис. 1, рис. 2, рис.3, рис. 4 (приложение1)).
- А сейчас,вставайте,подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение(читаю еще раз и показываю движения).
- Запомнили?Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей5-6 человек.).
- какие вы молодцы, ребята!Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).
- А сейчас,дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение.Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
Заключение
В методике развития речи особое место занимает работа,направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями,развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Информация о работе Методика заучивания стихотворений в детском саду