Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:37, реферат
Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), русский поэт-символист, критик, эссеист, художник, философ, один из самых ярких поэтов Серебряного века. Многие его стихи восхищают своей загадочностью, затрагивают мистические темы. Основные сборники стихов: "Стихотворения. 1900-1910" (1910), "Anno mundi ardentis (1915), "Иверни" (1918), и "Демоны глухонемые" (1919).
В его поэзии отражается чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России.
Вступление 3
Детство, юность 3
Лики творчества 4
Годы странствий 6
Дом поэта 7
Заключение 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мурманский
государственный педагогический
университет
Реферат
на тему:
Максимилиан
Александрович Волошин
Выполнила:
студентка гр.3-С
Проверил:
доцент
Трубников В.М.
Мурманск
2009
Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), русский поэт-символист, критик, эссеист, художник, философ, один из самых ярких поэтов Серебряного века. Многие его стихи восхищают своей загадочностью, затрагивают мистические темы. Основные сборники стихов: "Стихотворения. 1900-1910" (1910), "Anno mundi ardentis (1915), "Иверни" (1918), и "Демоны глухонемые" (1919).
В его поэзии отражается чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России.
Один из самых образованнейших людей XX века. Круг его интересов очень широк – от географии до биологии, от философии до астрономии (член Французского астрономического общества с 1927 года).
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая в Духов день (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года.
Предки Волошина - запорожские казаки и обрусевшие в 18 в. немцы. После смерти отца (1881) Волошин с матерью, Еленой Оттобальдовной, жил в Москве. Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей, домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил многое наизусть из русской классики. В 1893 они переехали в Коктебель, ставший для Волошина "истинной родиной ... духа".
Обучался в московских гимназиях (1887-93), в 1897 окончил гимназию в Феодосии. В 1897-1900 учился на юридическом факультете Московского университета. Но в 1899 г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете, Волошин всё же покинул Москву. В 1901 г. он переехал в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием. Он решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
Позднее годы учения Волошин считал "вычеркнутыми из жизни", он говорил, что ни гимназии, ни университету "не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью" ("Автобиография").
С детства он бредит стихами и даже “молится о том, чтобы стать поэтом”. С 1890 Волошин начинает писать стихи, переводит Гейне, Ленау, Фрейлиграта. В ранних поэтических опытах заметно подражание Брюсову. На его развитие влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме. Позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной.
В той среде, которая окружала Волошина в Париже, увлекались средневековой и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на особый, данный свыше путь для духовных исканий оказались чрезвычайно близкими Волошину. Сам он прошёл через краткое увлечение социализмом, был масоном, изучал буддизм (в Париже познакомился с одним из тибетских лам), а затем антропософию.
Противник всякого насилия над личностью — религиозного или политического, — искатель тайных связей между минувшим и настоящим, Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный.
В гимназии Волошин учился без особого интереса, зато уже со школьных лет с увлечением занялся переводами и сочинением собственных стихов.
Осенью 1895 г. впервые в печати появилось его стихотворение — “Над могилой В. К. Виноградова” (в память умершего директора феодосийской гимназии). Попав в Ташкент, юный Волошин печатал в газете “Русский Туркестан” не только стихи, но и свои первые статьи о литературе и о заграничных впечатлениях. Поселившись во Франции, он публиковал в русских газетах и журналах заметки, посвящённые парижской литературной и художественной жизни. Стремясь познакомить русскую публику с дорогой его сердцу французской культурой, Волошин посвятил ей более половины статей, написанных им за всю жизнь. В то же время, живя во Франции, он писал во французские газеты о событиях, происходивших в России.
За границей и во время приездов на родину Волошин сблизился с символистами — К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Вяч. Ивановым.
Брюсов высоко ценил его как поэта, “любящего стих и слово”. Стихи Волошина печатались в символистских журналах “Весы” и “Золотое руно”
В статье
“Леонид Андреев и Фёдор
Как уже отмечалось, интересы его были на удивление разносторонни: астрономия, геология, биология. Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только поэзия. Ещё в 1902 г. он начал писать маслом, а в середине 10-х гг. — акварелью. Из опубликованных им статей 69 посвящены живописи, скульптуре и графике, 34 — театру, 11 — танцу. Волошин работал над книгой “Дух готики” (1913 — 1914 гг.), писал брошюру “О Репине” (1913 г.), в которой выступил против излишнего натурализма в искусстве; собирал материалы для биографии В. И. Сурикова.
В 10-х гг. Волошин написал ряд статей, которые печатались в газетах под общей рубрикой “Лики творчества”. Создавая в своих статьях “цельный лик художника”, он не только анализировал произведения, но глубоко проникал в душу поэта. Голос, лицо, даже одежда и обстановка комнаты, по мнению Волошина, могут порой сказать об авторе не меньше, чем его сочинения. Правда, Волошин признавал, что иногда творил “легенду о поэте”, которая не обязательно совпадала с реальными фактами. Но, как всякие легенды, они были не случайны, не произвольны; они помогали понять то, что не объяснимо никакими
фактами или строгим анализом.
В 1910 г. в Москве вышел первый поэтический сборник Максимилиана Волошина, неброско названный “Стихотворения. 1900-1910”. Автор включил в него уже печатавшиеся в периодических изданиях стихи — и ранние и более поздние. Большинство их написано под влиянием современных французских поэтов, у которых Волошин учился чеканности формы, точности эпитетов, ясности поэтических образов, умению зримо рисовать окружающий мир.
“С начала войны я уже не писал больше чистой лирики…” — признавался Волошин. В 1915 г. он выпустил новый сборник стихов, “Anno mundi ardentis 1915” (“В год пылающего мира 1915” ) , где события Первой мировой войны преломляются в античных, библейских, апокалиптических образах. Волошин сравнивал происходящее со Всемирным потопом, он вспоминал о Ноевом ковчеге, ему мерещилась Звезда-полынь, предвещающая конец света.
В 1918 г. у Волошина вышел сборник избранных стихотворений “Иверни” .
В не вошедшем в книгу предисловии Волошин объяснил его содержание, исходя из древних представлений о том, что человеческую жизнь определяют четыре стихии Вселенной: земля, вода, огонь и воздух (эфир). “Человек — странник: по земле, по звёздам, по вселенным…
Вначале странник отдаётся… впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познаёт огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…”
После Октября Волошину удалось напечатать кроме “Иверни” только сборник “Демоны глухонемые” (1919 г.). Книга состояла из трёх частей. Первая, “Ангел мщенья”, — мистическое предзнаменование революции. Вторая, “Пламенники Парижа”, — эпоха Французской революции как прообраз катастрофы 1917 г. Третья, включающая помимо стихов поэму “Протопоп Аввакум”, названа “Пути России” и непосредственно обращена к отечественной истории. Отсюда и основные мотивы сборника. В нём есть религиозные параллели, например, революция уподоблена одержимости бесами:
Не тем же ль духом одержима
Ты, Русь глухонемая! Бес,
Украв твой разум и свободу,
Тебя кидает в огонь и воду,
О камни бьёт и гонит в лес.
“Русь глухонемая” , 1918 г.
Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество России, которая, чтобы спасти Европу, “совершает в настоящее время жертвенный подвиг, принимая на себя… заболевание социальной революцией”. Поэт преклонялся перед Высшей волей, определившей России такую судьбу:
Нам ли весить замысел Господний?
Всё поймём, всё вынесем, любя, —
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий бич, приветствую тебя!
“Северо-восток” , 1920 г.
В 1925 г.
Волошин подготовил к изданию
поэтический сборник “
В стихотворении “Подмастерье” (1917 г.) — этом, по словам самого автора, поэтическом “исповедании веры” — Волошин утверждал, что человек рождён, …чтоб выплавить из мира Необходимости и Разума — Вселенную Свободы и Любви… Революция не убила в Волошине этой глубокой веры — в возможность переплавить в человеческой душе зло в
добро.
Высланный из Москвы за участие в студенческих беспорядках, Волошин в 1899 и 1900 путешествует по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). Стык столетий 1900-й год он считал годом своего духовного рождения: странствуя с караваном верблюдов (в составе экспедиции по изысканию трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги) по среднеазиатской пустыне, он получил возможность взглянуть на Европу "с высоты азийских плоскогорий" и почувствовать "относительность европейской культуры".
Полтора десятилетия постоянных переездов: Париж, Берлин, Москва, Петербург, Коктебель и снова Париж. Волошин знакомится с Э. Верхарном (в 1919 вышла книга его стихов в переводах Волошина), О. Роденом, М. Метерлинком, поэтами-символистами В. Я. Брюсовым, А. Белым, А. А. Блоком, Ю. К. Балтрушайтисом, художниками "Мира искусства", печатается в альманахах "Северные цветы", "Гриф", журналах "Весы", "Золотое руно", "Аполлон" и др. Эти годы отмечены "блужданиями духа" от буддизма и католичества до теософии и антропософии Р. Штейнера, а также сменяющими друг друга романтическими переживаниями (в 1906-07 был женат на художнице М. В. Сабашниковой).
Окончательно “выплавить свой дух” Волошину всё же суждено было не в Париже, а в Киммерии — так вслед за древними греками он называл восточную часть Крыма, когда-то населённую племенами киммерийцев. Здесь, в Коктебеле, где Волошин впервые побывал в 1893 г., он начал спустя десять лет строить по собственным чертежам дом, названный им впоследствии Домом Поэта. Сюда Волошин приезжал в 1907 г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой — Маргаритой Сабашниковой.
Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916 г., чтобы поселиться уже навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу:
Чтоб в годы лжи, паденья и разрух