Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:31, курсовая работа
Логичность речи - это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.
Понятие логичности 2
Традиционная логика 4
Основные законы логики 6
О так называемых «основных» законах логики 7
Экстралингвистические условия логичности речи 7
Лингвистические условия логичности речи 11
Логичность речи и функциональные стили 17
Экстралингвистические условия логичности речи
Условия
логичности могут быть экстралингвистические
(«неструктурные) и собственно лингвистические
(структурные).
Первое условие - умение логично мыслить;
известный афоризм гласит: "Кто ясно
мыслит - ясно излагает". А для этого
необходимо, чтобы каждый акт мышления
соответствовал основным законам логики:
законам тождества, противоречия, исключенного
третьего, достаточного основания. С ними
соотносятся такие особенности речи, как
последовательность, определенность,
непротиворечивость и обоснованность
мысли.
Последовательность развития мысли, ее
определенность (однозначность, ясность,
устойчивость ее содержания) достигаются
благодаря соблюдению логического закона
тождества, согласно которому каждая мысль
в пределах одного рассуждения, одного
доказательства, одной теории должна оставаться
неизменной, сохранять одно и то же содержание.
Сам предмет мысли или наши знания о нем
могут изменяться. Однако в процессе рассуждения
одно знание о предмете не должно подменяться
другим, в противном случае рассуждение
становится беспредметным, неконкретным.
Нарушение закона тождества приводит
к такой логической ошибке, как подмена
тезиса, подмена обсуждаемой темы другой,
несоответствие аргументов доказательства
тезису, т.е. положению, которое доказывается,
обосновывается. Доказательство при этом
по отношению к другому тезису может быть
правильным, ошибка заключается именно
в подмене тезиса. Возьмем, к примеру, следующий
отрывок из сочинения абитуриента:
Мне бы хотелось рассказать о моем отце.
Это именно он помог мне выбрать мою будущую
профессию. Работает отец журналистом
в нашей районной газете. С детства я заслушивалась
его рассказами о нелегком журналистском
труде, часто ходила в редакцию. Затем
стала писать небольшие заметки. Постепенно
я пришла к выводу о том, что журналистика
¾ это то, чего мне нужно добиться в жизни.
Автор приведенного отрывка рассказывает не об отце (основной тезис), а о себе, о том, что повлияло на выбор его профессии; предмет речи стал другим, ошибка состоит в подмене тезиса.
Непротиворечивость мышления обеспечивается благодаря соблюдению закона противоречия (или, как его еще называют, закона непротиворечия), в соответствии с которым два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Например, если из двух суждений Сегодня в 12 часов Николай был в кинотеатре и Сегодня в 12 часов Николай был на стадионе одно истинно, то другое, согласно закону противоречия, ложно. Истинными являются суждения, которые соответствуют действительности. Так, высказывание Земля вращается вокруг Солнца истинно, поскольку в нем утверждается факт, имеющий место в действительности. Высказывания же Земля не вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли ложны, поскольку они не согласуются с действительностью.
Не может родиться истина, если одно и то же рассматривается с разных точек зрения. Например, такой факт, как пошел дождь, можно оценить и положительно, и отрицательно в зависимости от того, с какой позиции его оценивать: положительно, если была длительная засуха и все с нетерпением ждали дождя, отрицательно - с точки зрения того, кто собрался на прогулку за город.
C
законом противоречия связан закон исключенного
третьего, смысл которого заключается
в следующем: из двух противоречащих суждений
одно должно быть истинным, а другое ложным
и не может быть третьего суждения, истинного
по отношению к тому же предмету в то же
самое время. Этот закон распространяется
только на противоречащие суждения, т.е.
суждения, отрицающие друг друга: Вчера
концерт состоялся - Вчера концерт не состоялся.
Это прямоугольник - Это не прямоугольник.
Данный закон направлен против непоследовательности,
противоречивости рассуждений.
Логическую ошибку, связанную с нарушением
закона исключенного третьего, можно отметить
в следующем отрывке из школьного сочинения:
В романе показан "новый человек",
разночинец с передовыми взглядами. Но
Базаров отрицал искусство, литературу,
науку. Это отрицание было не свойственно
революционерам-разночинцам. Образ Базарова
был типичен.
В приведенном примере утверждения Образ
Базарова типичен и Отрицание искусства,
литературы, науки не свойственно революционерам-разночинцам,
одним из представителей которых является
Базаров исключают друг друга. Если истинно
первое, то ложно второе, и наоборот.
Законы тождества, противоречия и исключенного третьего взаимодействуют между собой и приобретают подлинный смысл лишь при соблюдении закона достаточного основания, согласно которому всякая правильная мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания. Главным инструментом мышления в данном случае являются умозаключения, реализующиеся в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Соблюдение этого закона обеспечивает доказательность и обоснованность рассуждений. В качестве примера приведем следующий отрывок из книги Л.К. Граудиной "Вопросы нормализации русского языка":
Отрезок времени, в течение которого сосуществуют конкурирующие формы... различается по длине даже внутри одного и того же типа вариантов. Так, у аббревиатуры НЭП форма рода сменилась с женской на мужскую в течение одного только года (1921-1922), тогда как у аббревиатуры ЖЭК варианты рода сосуществуют уже около 30 лет (со времени организации жилищно-эксплуатационных контор в 50-х годах) и до сих пор норма окончательно не стабилизировалась. У электротехнических единиц измерения типа ватт, вольт, ампер и других кулевая форма род. мн. вытеснила конкурентную традиционную (на -ов) за 30 лет (с 1870 по 1900-е гг.), а бытовые единицы измерения грамм, килограмм в род. мн. имеют две вариантные формы в течение полувека.
Правильность суждения о том, что отрезок времени, в течение которого сосуществуют конкурирующие формы, различается по длине даже внутри одного и того же типа вариантов, исследователь обосновывает путем анализа статистических данных.
Знание законов логики и умение пользоваться ими, а также такими категориями и мыслительными операциями, как понятия, их определение и деление, анализ, синтез, суждение, умозаключение, аналогия и т.д., необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, научиться логически мыслить, устанавливать закономерности связей между явлениями действительности, анализировать и доказывать истинность того или иного утверждения и т.д.
Лингвистические условия логичности речи
Собственно
лингвистическим, или структурным,
условием логичности речи является овладение
логикой изложения. Структурной
предпосылкой логичного изложения
мысли служит правильная сочетаемость
(синтагматика) элементов языка на
лексико-семантическом, морфологическом
и синтаксическом уровнях. Логичность
изложения проявляется в
Верное
словоупотребление, способствующее созданию
понятийной точности, в то же время
является одной из предпосылок логичности
речи. Употребление слов не в соответствии
с их значением часто приводит
не только к неточности речи, но и к
алогизмам. Например, в предложении Летом
в лесах вспыхивают пожары благодаря неосторожному
обращению с огнем семантика слова благодаря
противоречит содержанию мысли. Смысл
высказывания Коммунальные услуги надо
оплачивать не только в первых числах
каждого месяца, но и раньше в результате
неверного употребления слова надо (вместо
можно) не соответствует реальной действительности:
получается, что коммунальные услуги надо
оплачивать дважды.
При неправильном употреблении в речи
омонимов и многозначных слов может возникнуть
одна из наиболее распространенных логических
ошибок - двусмысленность в понимании
высказывания (амфиболия): К 25-ти годам
сын остепенился (получил ученую степень
или стал степенным?); Защитник устало
опустился на скамью (игрок защиты или
тот, кто ограждает кого-, что-либо от посягательств,
нападения и т.д.?). Неверное словоупотребление,
обусловленное плохим или недостаточным
знанием действительности, является причиной
неразличения понятий (подмены понятий,
неоправданного их расширения или сужения,
употребления видового понятия вместо
родового и наоборот): Самые высокие надои
молока получали от животных, отелившихся
весной (видовое понятие корова заменено
родовым животное), В Ипполите Шалом воплотились
лучшие черты народа-труженика (правильно
в образе Ипполита Шалого...).
К искажению или затемнению смысла высказывания,
к подмене понятий часто приводит немотивированный
пропуск слов. Так, в предложении Язык
Катерины - самый яркий из всех действующих
лиц "Грозы" неоправданный эллипсис
приводит к сопоставлению несопоставимых
понятий: язык сопоставляется с действующими
лицами.
Причиной
подмены понятий может быть и
речевая избыточность: Имя Тамары
Ивановны пользуется большим авторитетом
среди студентов (авторитетом пользуется
не имя, а сама Тамара Ивановна).
Логичность речи связана не только с лексическим
уровнем языковой системы, но и с синтаксической
организацией высказывания; она зависит
от правильного построения предложений
и связного текста в целом. Для логичной
речи характерно такое расположение слов,
предложений и их частей, которое дает
возможность строго последовательно усваивать
выражаемую мысль, не допускает несоответствия,
противоречия в ее языковом оформлении.
Одним
из условий создания логичности речи
является непротиворечивость сочетания
одного слова с другим. Объединение
в пределах высказывания слов, обозначающих
логически несоотносимые
Неясность
и двусмысленность часто
Распространены
в речи алогизмы, обусловленные неудачным
построением предложений с
При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательных его, ее, их, свой алогизмы обычно возникают в тех случаях, когда в высказывании два субъекта действия: Мастер сказал ученику отремонтировать его стол (чей стол: мастера или ученика!); Отец предложил сыну повесить портрет в своей комнате (в комнате сына или отца?). Может возникнуть двусмысленность и в высказываниях с одним субъектом: Инженер сказал Поликарпову, что директор срочно уехал в райком и просил его оставить ему свой проект (просил инженера или Поликарпова, оставить инженеру или директору?).
Причиной логических ошибок может быть нарушение синтаксической связи в предложениях, содержащих обороты с предлогами несмотря на, вместо, кроме, помимо, наряду с и др. Обороты с такими предлогами, как правило, управляются сказуемыми: Вместо шапки на ходу он надел сковороду (К. Чуковский). Нарушение этого правила приводит к нарушению семантических связей между частями высказывания: Помимо повышения успеваемости, студенты проводили большую общественную работу; Кроме работы, он учится заочно в институте.
Определенные логические требования должны соблюдаться при построении предложений с однородными членами. В качестве однородных могут объединяться слова, которые обозначают понятия, являющиеся частными, видовыми по отношению к общему для них родовому понятию. При этом необходимо соблюдать требование единого основания при выделении их как видовых. Например: Детей обучали ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках, велосипеде, плаванию (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание ¾ все это разные виды спортивных упражнений); В детстве мальчик болел скарлатиной, корью, ветряной оспой (скарлатина, корь, ветряная оспа - разные виды детских болезней). Несоблюдение требования единого основания деления приводит к логическим ошибкам: Для молодежи района был прочитан ряд лекций на нравственно-этические, семейно-бытовые, научно-популярные и литературные темы (определения нравственно-этические, семейно-бытовые, литературные характеризуют содержание лекций, а научно-популярные - метод изложения).
Не могут объединяться в качестве однородных членов слова, обозначающие несоотносимые понятия: рассказывать о ветеранах труда и школьном музее, интерес к путешествиям и птицам. Каждое из управляемых слов в приведенных примерах в отдельности сочетается с управляющим словом, но между собой они не имеют ничего общего по смыслу, поэтому не могут соединяться как однородные члены. Соединение несоотносимых понятий в однородный ряд часто (особенно в художественной литературе и публицистике) используется как стилистический прием создания комизма или иронии: Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью, как говорили тамошние барышни (А. Пушкин); "Любовь и синее пальто" (так назван фельетон И. Шатуновского); "Теща и пыжик" (название фельетона Ю. Стрелкова).