Литература «поток сознания» (истоки, отличительные особенности, крупнейшие представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Работа содержит 1 файл

Литература Поток сознания.doc

— 670.00 Кб (Скачать)

В отличие от Джойса поток сознания у Пруста носит более аналитический характер, он в меньшей степени стремится передавать внутренний монолог с его нелинейностью и элиптичностью. Да и философской основой поток сознания у Пруста был не Джеймс, а Анри Бергсон с его учением о внутреннем времени сознания как постоянного «дления». В качестве примера, фрагмент из романа «По направлению к Свану» первого из цикла романов «В поисках утраченного времени»:

«Но ведь даже если подойти к нам с точки зрения житейских мелочей, и то мы не представляем себе чего-то внешне цельного, неизменного, с чем каждый волен познакомиться как с торговым договором или с завещанием; наружный облик человека есть порождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как «увидеть знакомого», есть в известной мере акт интеллектуальный. Мы дополняем его обличье теми представлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем его почерке какой мы набрасываем, представления эти несомненно играют важнейшую роль» .[3,17]

Книга смутила самых доброжелательно настроенных читателей и критиков, так как на первый взгляд это был неудачный автобиографический роман, весьма запутанный хронологически, с событиями, которые никак не выстраивались в общую картину. Но роман был задуман автором как способ познать себя, своё сознание, свою психику на материале личных впечатлений и переживаний, но не в линейном построении, а по случайным всплескам эмоций и проявлений памяти.

Несмотря на то, что в романе Пруста своеобразно воссоздается его собственная жизнь с самого детства, однако его произведение ни мемуарами и ни автобиографическим романом назвать нельзя. Подлинный герой прустовского романа — глубинное «Я». Основной сюжет книги — жизнь внутреннего «Я», изображение внутренней жизни человека как «потока сознания». [1]

Важной особенностью психологизма произведения является как раз то, что в нем закладывалась основа нового типа романа – романа «потока сознания». Архитектоника «романа–потока», воссоздающего воспоминания главного героя Марселя о детстве в Комбре, о родителях, о знакомых и светских приятелях, свидетельствует о том, что Пруст запечатлевает текучесть жизни и мысли. Для автора «длительность» психической деятельности человека – это способ воскрешения прошлого, когда реконструируемые сознанием прошедшие события зачастую приобретают большее значение, чем ежеминутное настоящее, несомненно, воздействуя на него. Пруст открывает, что сочетание ощущения (вкусового, тактильного, сенсорного), которое хранит подсознание на чувственном уровне, и воспоминания, дают объемность времени.[3]

Авторская направленность на воспроизведение впечатления приводит к тонкой деталировке, импрессионистичности письма. В то же время прустовские образы сохраняют логическую основу, писатель не стремится полностью имитировать подсознание. В первую очередь, автор визуализирует для читателя не развитие характера, а разные состояния одного и того же человека в различные моменты течения жизни. Закладывая основы нового типа романного повествования – романа "потока сознания", Пруст во многом продолжает традицию аналитического психологического романа Стендаля и Флобера.

Марсель Пруст – глубокий психолог. Некоторые современные литературные критики сравнивают его с Достоевским. Пруст сам говорит о радости извлекать из себя и выводить на свет что–то скрытое в сумраке души, свойственной ему. Произведения Пруста едва ли можно назвать романами, скорее – это психологические мемуары, но с планом, внимательно обдуманным и последовательно проведенным. Аналитический дар писателя изумителен. Ему удается вскрывать самые сложные, запутанные, еле уловимые движения человеческого духа. Психология припоминания, одиноких ожиданий ребенка ночью матери, анализ ревности, влюбленности, многообразия "я", вдохновения, привязанности, дружбы и т.д., отличаются у Пруста истинным проникновением и наглядной убедительностью. В частности в вещах Пруста читатель найдет драгоценный материал, относящийся к психологии творческого художественного процесса.[1,3]

Более умеренно использовали поток сознания другие писатели ХХ в. - в их числе Уильям Фолкнер и даже Томас Манн (внутренний монолог просыпающегося Гете в романе «Лотта в Веймаре», монолог менеджера Саула Фительберга, пришедшего соблазнить Леверкюна прелестями концертной деятельности в романе «Доктор Фаустус».

Вся первая часть романа Фолкнера «Шум и ярость» построена как регистрация сознанием идиота Бенджи Компсона всего подряд, что он слышит и видит, это был по тем временам сугубо экспериментальный поток сознания - поток «редуцированного сознания»:

«Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земля не стоит на месте, и я заплакал. Земля все лезет кверху, и коровы убегают вверх. Ти-Пи хочет встать. Опять упал, коровы бегут вниз. Квентин держит мою руку, мы идем к сараю. Но туг сарай ушел, и пришлось нам ждать, пока вернется. Я не видел, как сарай вернулся. Он вернулся сзади нас, и Квентин усадил меня в корыто, где дают коровам. Я держусь за корыто. Оно тоже уходит, а я держусь. Опять коровы побежали - вниз, мимо двери. Я не могу остановиться Квентин и Ти-Пи качнулись вверх, дерутся. Ти-Пи поехал вниз. Квентин тащит его кверху. Квентин ударил Ти-Пи. Я не могу остановиться».[8,15]

Поток сознания использовала также проза нового романа. Замечательные образцы интертекстового потока сознания находим в прозе Саши Соколова, в частности в его «Школе для дураков». Повесть посвящена «Слабоумному мальчику Вите Пляскину, моему приятелю и соседу». Герой повести учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его болезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинство его одноклассников.

Самое тяжелое проявление его болезни — раздвоение личности,  постоянный диалог с «другим собой». Он чувствует относительность времени, не может разложить жизнь на «вчера», «сегодня», «завтра» — как и вообще не может разлагать жизнь на элементы,  уничтожать её, анализируя.  Иногда он чувствует свое полное растворение в окружающем

Душевное расстройство рассказчика сказывается на технике писателя, строящего свой текст как непрерывный внутренний монолог, обращенный к другому себе. В монологе этом начисто стираются все временные и причинно-следственные связи. Поэтому события, о которых идет речь, ощущаются как одновременные, а вернее — как единое многомерное событие. Автор то и дело ставит в скобках после глаголов их формы прошедшего и будущего времени, не давая забыть, что все, происходящее в книге, происходит (происходило, будет происходить) сейчас и всегда.[18]

 

Современная литература «поток сознания»

 

В современной литературе «потока сознания», например, весь мир даётся сквозь призму чувственного восприятия человека. Сюжетность, как таковая, отсутствует – есть только бесконечный ряд ассоциаций (слуховых, обонятельных, осязательных), моделирующий в голове героя образ зримого, реального мира. И поступательность любого действия (интеллектуального, мыслительного, механического) определяется исключительно сменой этого ассоциативного ряда. Возможно, поэтому так по-фолкнеровски «пахнет копчёной рыбой» деревянная флейта из рассказа молодой писательницы постмодернистического толка Надежды Горловой. Окружающий мир, увиденный глазами ребёнка в рассказе Горловой «Музыкальный период», напоминает причудливые образы  главного героя романа Фолкнера «Шум и ярость». И в том, и в другом случае это реальность, постигаемая не интеллектуально, но чувственно, поэтому за каждым объектом  (предметом) в сознании героя закрепляется некое ощущение-маркер, некий опыт (положительный или отрицательный) непосредственного контакта с ним как с частью окружающего мира. Такое восприятие мира может быть у слепого или же умственно недоразвитого человека (каковым является герой Фолкнера), или же у ребёнка (как у Надежды Горловой):

«Был «музыкальный период»: Отец купил гитару, мандолину, балалайку, баян и флейту. Учились играть. Рите больше нравилась деревянная флейта - она пахла копчёной рыбой. От гитары и мандолины болели пальцы, на них не научились. Вася полюбил баян, его клавиши стучали как домино…».

Объект реального мира мгновенно схватывается сознанием героя и фиксируется в нём как чувственно запечатлённый и периодически припоминаемый образ, цвет, запах вкус, прикосновение. Три таких чувственных доминанты (запах - телесное ощущение - звук) демонстрирует нам в данном фрагменте Горлова: флейта нравилась, потому что «пахла копчёной рыбой», гитара и мандолина не нравились – от них «болели пальцы», Вася полюбил баян, клавиши которого «стучали как домино». Характер возникших в голове героя (автора) ассоциаций, базируясь на явлениях окружающего мира, тем не менее, глубоко индивидуален, предельно субъективен. В романе Фолкнера герой, вспоминая свою сестру, всегда повторяет одну и ту же фразу: «Кедди пахнет деревьями». В рассказе Надежды Горловой «Экслибрис» образ случайного и не состоявшегося возлюбленного религиозной девушки Дины нарисован несколькими яркими штрихами: «золотой луч, посланный оправой его очков», журнал «National Geographik», экслибрис в конце журнала. В рассказе нет описания чувства и его развития – есть только слабый намёк на возможность отношений, запрятанный в ставшую символической ситуацию совместного чтения журнала [19].

 


Заключение

 

«Когда мы что-либо создаем, мы всегда, в первую очередь, создаем это мысленно. Мысль предшествует проявлению. Следовательно Сознание определяет Бытие.

Мы создаем каждый момент своего существования мыслью, приходящей из потока сознания. Мы постоянно черпаем мысль из реки мысли, пропитывая её чувством в своей душе, питая и расширяя всё свое существо тем чувством и возвращая мысль своего возросшего существа обратно в реку, что расширяет сознание всей жизни.» [13]

Поток сознания был несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализом. Но лингвистически соответствующие явления были осмыслены лишь в 1970-е гг. и нашли свое отражение в постмодернизме современной литературы.

http://legko.do.am/index/0-11


Список использованной литературы

1.      Андреев А.Г. Марсель Пруст. М., Высшая школа, 1968

2.      Бавильский Д. Воронка Улисса: Заметки на полях русского "Улисса". – М., 1990

3.      Бочаров С.Г. Пруст и "поток сознания" // Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967

4.      Воронский А. Марсель Пруст: к вопросу о психологии художественного творчества.

5.      Гарин И.И. Век Джойса. – М: ТЕРРА–Книжный клуб, 2002. – 848 с

6.      Джойс Дж. Улисс. – М.: Изд–во "Азбука", 1999

7.      Моруа А. Марсель Пруст. Литературные портреты. М., 1970

8.      Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Изд–во "Независимая Газета", 2000.

9.      Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973

10. Ревель Ж.–Ф. О Прусте. М., 1995

11. Седельникова О.В. История мировой литературы и искусства. Часть 2: учебное пособие / О.В. Седельникова; Томский политехнический уни-верситет. – Томск: Изд-во Томского политехнического универ-ситета, 2011. – С 29-33.

Интернет ресурсы:

12. http://feb–web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9–3441.htm Фундаментальная электронная библиотека / Зарубежная литература/

13. http://legko.do.am/index/0-11 Максим Кравцов Живи легко.

13http://litzalog.ru/teoriya/virdzhiniya_vulf._sovremennaya_xudozhestvennaya_proza Вирджиния Вулф. Современная художественная проза.

14. http://www.habit.ru/20/92.html  Роман Дж. Джойса "Улисс"

15. http://ru.wikipedia.org/wiki /Поток сознания

16. http://ru.wikipedia.org/wiki  По направлению к Свану Материал из Википедии — свободной энциклопедии

17. http://www.habit.ru/20/97.html Особенности психологизма в романе М. Пруста "По направлению Свану"

18. http://briefly.ru/sokolov/shkola_dlja_durakov / С. Соколов Школа для дураков.

19. http://genby.ru/education/3382-2011-10-07-17-38-01 Критический обзор современной русской прозы

 

 

 

2

 



Информация о работе Литература «поток сознания» (истоки, отличительные особенности, крупнейшие представители