Литература, писательство, писатели в книге В. Розанова "Опавшие листья"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 13:55, реферат

Описание работы

Тема семьи была вообще очень важной в «Опавших листьях». Шкловский называл «Листья» произведением «интимным до оскорбления». Столько личного, души Розанова в каждом слове «Опавших листьев». О «друге» (жене), еврействе, матери, позитивизме, революции, религии, и, конечно, литературе и литературности. В «Опавших листьях» Розанов даже подготовил план выпуска своих статей. И одна из частей называлась «О писателях и писательстве». Будучи писателем от Бога, эта тема, кажется, больше всего другого интересовала Розанова. В чем предназначение писателя? Почему одни писатели известны, а о других, зачастую лучших по мнению Розанова, забывают? Какой должна быть настоящая литература? В обоих коробах «Опавших листьев» и «Уединенном» Розанов упоминает сто двадцать три писателя. От Гоголя и Толстого до Рцы и Шперка. И не всегда даже понятно, к кому он больше расположен.

Содержание

Вступление 3

О писателях 4

О сущности писателя 6

Писатель-философ Розанов 8

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

розанов:опавшие листья.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    вызывали восторг  у писателя. Некоторые возмущали  его, как, к примеру, письмо одного студента, который открыто просил у Розанова денег на продолжение учебы. У отца тому просить было стыдно, а подрабатывать учителем он, видимо, считал недостойным своей тонкой натуры. Розанову не жалко было денег, он всегда был готов помочь тому, кто просит, но сам тон письма оскорбил его. Его как будто назвали ненужным стариком, которому и деньги то не нужны. А раз не нужны, пусть отдаст их студенту, будущему России.

    Особенно важно  для писателя – преодоление «искусственного  характера литературы, дистанции между литературой и жизнью»15. Литература не должна быть литературной по Розанову, как и жизнь. «Всякое переживание переливается в играющее, живое слово: но этим все и кончается – само переживание умерло, нет его»16. Нужна великая, деятельная жизнь по Розанову, а совсем не «великая литература». Что толку в этой литературе, если люди не помнят своей истории, не знают имен полководцев? Искусственна во многом литература, и Розанов нередко задавался вопросом(так же вне «Опавших листьев»): зачем ему дан дар писать? Но если Бог так решил, то, значит, нужно говорить.  

    Писатель-философ  Розанов

    Прежде чем  говорить о Розанове как о писателе и философе, о его отношении  к своему предназначению, стоит сказать  о том, каков был сам Василий  Васильевич, в какой ситуации он жил и творил. Розанов рано потерял родителей, воспитывался старшим братом. Хотя на всю жизнь у него осталась связь с матерью. Почти метафизическая, как со второй женой или дочкой Таней. Попав в перелом эпох, он был сомневающейся личностью, внутри которого постоянно происходила борьба. 100 мнений об одном, тщетные попытки безоговорочно принимать христианские догматы, противоречивое отношение к церкви. Последнее во многом из-за трагической истории его любви. Не получив официального развода от Апполинарии Сусловой, бывшей подруги Достоевского, он венчался со своей музой и «другом», как он часто называет ее, Варварой Бутягиной, вдовой священника. Гражданский брак не только оскорблял

    8

    чувства женщина, но и, по существовавшим в то время  церковно-государственным законам, не позволял считать детей законнорожденными. Они не имели права носить фамилию и даже отчество отца. Из-за этого Розанов «восстает» против законов  

    византийско-европейской  цивилизации, как бы пафосно это  ни звучало. «В 1895-6 году я определенно помню, что у меня не было тем. Музыка (в душе) есть, а пищи на зубы не было. <...>. Тут моя семейная история и вообще все отношение к «другу» и сыграло роль. Пробуждение внимания к юдаизму, интерес к язычеству, критика христианства – все выросло из одной боли, все выросло из одной точки. Литературное и личное до такой степени слилось, что для меня не было «литературы», а было «мое дело»17.

    В конце жизни  Розанов пал духом, и время  написания «Уединенного» и «Опавших листьев» относится именно к этому времени. Розанов спокойно говорит о комплексах, страхах. Много думает о смерти, о чем и пишет. За это его не любили, хотя Куприна с публичными домами принимали радушно, удивлялся он.

    Творчество  Розанова, особенно в последние годы жизни, очень экзистенциальное. Хотя толкование этого термина очень противоречиво, главная его характеристика – переживания отдельно взятого человека. «Экзистения» как понятие очень схожее с понятием «душа». Души, личного у Розанова много. Больше, если подумать, ничего и нет. Все его мысли, рассуждения, комментарии, толкования произведений, отношения – все личное. Он не придумывал героев, образов, ситуаций, писал о том, что его окружает, что волнует. И это главное для него - говорить об этом. И это по Розанову настоящая литература, которая, как до Гутенберга, пишется в стол, потому что не может не писаться. «Опавшие листья», «Уединенное» выглядят как дневник, как непредназначенное для опубликования. Этот эффект поддерживается и отсутствием связанного сюжета, и включенными в книги фотографий, которые кажутся просто вклеенными.

    Писательство  для Розанова – способ не сойти  с ума. Его утешение, «разрешение  безумия». Хотя саму фигуру писателя Розанов  не оценивал положительно. Писатель раб  своего читателя, человек без семьи, а только с талантом. «Что такое «писатель»? Брошенные дети, забытая жена и тщеславие, тщеславие»18.

    Слава интересовала Розанова только как способ помочь, чтобы 10 человек «кормились» около  его славы. Хотя в конце жизни  он сам на страницах своего

    9

    «Апокалипсиса»  просил о помощи. Слава для него влияние. Чем хорошо это влияние? Тем, что оно «было бы в расширении души человеческой». Чтобы люди дышали, как будто нюхали цветы, чтобы человеческая душа стала шире и нежнее. «Какого бы

    влияния я  хотел писательством? Унежить душу»19. Розанов считал главной задачей писателя привносить в мир любовь, ласку.

    Интересно, что  Розанов оценивал работу писателя скорее как физическую, нежели умственную. Все делают «кончики пальцев», как  у оратора - «кончик языка». Дар  быть писателем нельзя заслужить или к нему стремится, им награждают в момент рождения, он дан свыше. Наверное, именно поэтому Розанов чувствовал литературу, как «свой дом» или еще ближе: «У меня никакого стеснения в литературе, п.ч. литература есть просто мои штаны»20.

    Несмотря на то, что талант литератора дается свыше, Розанов не решается говорить, что быть писателем просто. Литература трудна. Он даже пишет о том, что сам недостоин быть писателем. «Мой идеал – тихое , благородное, чистое. Как я далек от него21. Сам Розанов был нелюдим, определял себя как «выходца из мерзости запустения». «За все время я не помню ни одной заботы и чтобы сам о чем-нибудь позаботился. Все «бродили», а не жили»22. Литература противна. «Кажется, что существо литературы есть ложное; не то чтобы «теперь» и «эти литераторы» дурны: но вся эта область дурна»23. Литература по сравнению с жизнью ничего не значит. «Велико окончание литературы», возможно, не за горами, пишет он. Спрашивает, могли ли Грибоедов или Гоголь писать свои произведения, будь у них перед глазами «такие великолепия, как этот Сенат и это Адмиралтейство»24.

    А что же сам  Розанов хотел от литературы, от себя как литератора? Не хотел точно  влиять на убеждения, он сам менял  их постоянно. Он хотел войти в  душу читателя и остаться там своими мыслями.

    Противоречивого, как говорилось выше, в Розанове много. Он говорит о том, что не терпит тщеславия и самовлюбленности в человеке, а в писателе этих качеств и вовсе не должно быть. Задается вопросом, почему люди должны кого-то читать, а некоторые писатели уверены, что читать их должны и будут. Окончание литературы  

    10

    определенно наступит, если не кончатся болваны, которые расходуют много бумаги, порой не отличая публицистику от литературы. Литература стала публична настолько, что и литературы как будто не осталось.

    При всем при  этом, читающий очевидно задастся вопросом, а почему Розанов считает,

    что будут  читать его? Отчего выставляет большую  цену на книги? Розанов отвечает, что  литература должна стоить дорого. Значит, все вокруг болваны, а у него и «своих» только литература? Тут Розанов как никогда категоричен. В отношении писателей и писательства Розанов расставляет свои приоритеты, более ясно, чем в других темах.  Хотя обвинять Василия Васильевича в излишнем эгоцентризме было бы неправильно. Все таки нет пафоса в «Опавших листьях», нет излишней самоуверенности, напыщенности, «литературности», лжи, желания приукрасить. «Опавшие листья» - глоток свежего воздуха даже спустя почти век после выхода первого издания. Такой книги, на грани философии и литературы, неоднозначной, тонкой больше не найти. Цитаты оттуда, как и хотел Розанов, врезаются в душу, и вспоминаются тогда, когда речь заходит о предмете, который затрагивал и он. Почти дословно. Что-то заставляет задуматься, что-то смешит, а что-то даже смущает. Удивляет неожиданная для того времени откровенность для книги. Кажется, что кто-то просто застенографировал устную речь Василия Васильевича Розанова.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    11 
     

    Заключение

      Подводя итоги, скажем вот о чем. «Опавшие листья»  Розанов писал уже будучи  взрослым и опытным человеком, хорошо знающим жизнь и, конечно, главное в его жизни – литературу. Из произведения в произведение, из статьи в статью переходит тема писательства и писателей. Розанов сформировал свой круг писателей, которые рекомендует к чтению каждому и которые достойны называться писателями. Лермонтов, Достоевский, Пушкин – близкие ему по духу, чьи произведения он буквально «ел». Толстой, Гоголь, противоречивые, но гениальные. И младшие соратники – Рцы, Флоренский, Шперк, за которых и душа болела, и сердце. 

      Откровенность, искренность Розанова, нежелание  и неумение, наверное, лгать, утаивать в своих текстах заставили  тысячи и тысячи читателей любить его, зачитываться его книгами и  цитировать писателя. Дневниковая форма, которую он использовал, проста и понятна. Особенно нашим современникам, которые, как будто читая чей то «Живой Журнал», окунаются в историю, жизнь и литературу столетней давности. А не этого ли хотел Розанов? Он «унежил» душу не одного поколения. 
       

 

Список использованной литературы 
 

  1. Шкловский В., статья «Розанов» из книги «Гамбургский счет», М.: Советский писатель, 1990
 
  1. Розановская энциклопедия.  Под редакцией  А. Николюкина. М.,  2008
 
  1. Розанов В. В., Опавшие листья, СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008
 

Ссылки  

  1. http://www.magister.msk.ru/library/philos/rozanov/rozav023.htm
  2. http://www.bibliotekar.ru/rus-Rozanov/86.htm
  3. http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg162006/Polosy/11_1.htm
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

Информация о работе Литература, писательство, писатели в книге В. Розанова "Опавшие листья"