Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:34, реферат
Одним из важнейших завоеваний переходного периода, а Петровского времени в особенности, была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь источником греховности. Он воспринимается как активно действующая личность, ценная и сама по себе и еще в большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы.
Введение…………………………………………………….3
Глава I Проза петровской эпохи…………………………..4-6
Глава II Стихотворство начала 18 века……………………7-9
Глава III Драматургия и театр петровской эпохи………...10-12
Заключение………………………………………………….13
Список литературы………………………………………….14
Глава III Драматургия и театр петровской эпохи
В XVII веке сложились первые устные драмы,
простые по сюжету, отражающие народные
настроения. По-настоящему театр появился
в XVII веке - придворный и школьный театр.
Возникновение придворного театра было
вызвано интересом придворной знати к
западной культуре. Вначале придворный
театр не имел своего помещения, декорации
и костюмы переносились с места на место.
Первые спектакли ставил пастер Грегори
из Немецкой слободы, актерами тоже были
иноземцы. Позже стали в принудительном
порядке привлекать и обучать русских
"отроков". Жалованье им платили нерегулярно,
но не скупились на декорации и костюмы.
Спектакли отличались большой пышностью,
иногда сопровождались игрой на музыкальных
инструментах и танцами. После смерти
царя Алексея Михайловича придворный
театр был закрыт, и представления возобновились
только при Петре I.
Кроме придворного, в России в XVII веке
сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской
академии, в духовных семинариях и училищах
Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались
преподавателями, и силами учащихся ставились
исторические трагедии, аллегорические
драмы, близкие европейским мираклям,
интермедии - сатирические бытовые сценки,
в которых звучал протест против общественного
строя. Интермедии школьного театра заложили
основу комедийного жанра в национальной
драматургии. У истоков школьного театра
стоял известный политический деятель,
драматург Симеон Полоцкий.
Петр не был удовлетворен школьным театром.
Религиозный по своему содержанию, этот
театр в эстетическом отношении был слишком
замысловатым и сложным для рядового зрителя.
Петр же стремился организовать театр
светский, доступный городским массам.
Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность
своего существования, сыграл важную роль
в развитии русской театральной культуры.
Бассевич, один из современников, близких
к Петру, писал: "Царь находил, что в
большом городе зрелища полезны". Театр
царя Алексея Михайловича преследовал
политические цели, но ориентировался
на очень ограниченный круг придворных,
между тем как петровский театр должен
был вести политическую пропаганду в широких
слоях городского населения. Это обусловило
создание общедоступного театра. Петр
хлопотал о привлечении в Россию на первое
время таких актеров, которые владели
бы если не русским, то хотя бы одним из
близких к русскому славянских языков.
Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры
немецкой труппы, им был задан вопрос,
не могут ли они играть по-польски; когда
в 1720 году Петр вторично приглашал труппу,
то пытался привлечь чешских актеров.
Но обе попытки Петра не имели успеха.
При Петре по-прежнему развиваются два
основных вида театра: школьный и светский;
в эту пору начинают появляться также
пьесы городского драматического театра,
широко развивавшегося во второй четверти
18 века. Появление придворного и школьного
театров расширило сферу духовной жизни
русского общества. По велению Петра I
в 1702 году был создан публичный театр,
рассчитанный на массовую публику. Специально
для него не Красной площади в Москве было
выстроено здание - "Комедиальная храмина".
Там давала спектакли немецкая труппа
И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные
пьесы, которые успеха у публики не имели,
а театр прекратил свое существование
в 1706 году, так как прекратились субсидии
Петра I. Самому Петру не удалось создать
постоянного публичного театра. Обе попытки
московская, и петербургская не дают нужных
результатов. Тем не менее именно в петровскую
эпоху закладывается прочный фундамент
для дальнейшего развития русского театра.
При Петре I перед театром вполне отчетливо
ставится политическая и художественная
задачи- служить делу государственного
строительства России. В эту пору складывается
ранняя русская драматургия-часть новой
светской художественной литературы.
Впервые театр становится средством просвещения
широких масс, - правда, далеко не достигая
в этом смысле цели, но все же функционируя
как театр публичный и общедоступный.
В петровскую эпоху появляются в России
первые профессиональные антрепренеры,
стабилизируется актерская профессия,
появляются на сцене первые актрисы. Некоторые
время после смерти Петра 1 русский театр
продолжает развиваться в формах любительского
театра, театра городских "низов. Но
и здесь осваивается все то, что принесла
петровская эпоха русской театральной
культуре. И здесь накапливаются силы
для борьбы за дальнейшее утверждение
национального русского театра. Новую
страницу в истории сценического искусства
народов нашей Родины открывали крепостной
и любительские театры. В крепостных труппах,
существовавших с конца XVIII века, ставились
водевили, комические оперы, балеты. На
основе крепостных театров в ряде городов
возникли частные антрепризы. Благотворное
влияние на формирование профессионального
театра народов нашей Родины оказало русское
театральное искусство. В труппы первых
профессиональных театров входили талантливые
любители - представители демократической
интеллигенции.
В 1705 г. Феофан Прокопович написал и осуществил постановку «трагикомедии» «Владимир», в которой, впервые в русской литературе XVIII в., сюжетом избирается эпизод из национальной истории. В «трагедокомедии» рассказывается о событиях X в., предшествовавших крещению Руси киевским князем Владимиром Святославичем. В пьесе повествуется о внутренней борьбе, которая происходила в душе Владимира, прежде чем он решил отказаться от «поганства». Вместе с тем пьеса Феофана Прокоповича имела острое общественно-публицистическое звучание. Тема борьбы просвещения с невежеством, которая в пьесе была представлена борьбой Владимира Святославича с корыстными и тупыми жрецами, была весьма злободневна в то время, когда Петр I сражался с реакционным духовенством и боярством.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
Заключение
Новая литература
представлялась возникшей на пустом
месте в результате деятельности
Петра I, который, по выражению идеолога
его царствования Феофана Прокоповича,
"во всем обновил, или паче отродил
Россию" ("Слово о власти и
чести царской", 1718). В культурных
преобразованиях петровского
Новая "изящная словесность", так же как светское образование и искусство, не пришла на смену церковной, а возникла как альтернатива, особенно привлекательная благодаря государственой поддержке. Отсюда необходимость размежевания с традицией, выработки принципиально иной системы жанров и нового литературного языка. Предпосылки имели место еще в XVII в. (силлабическое стихотворство, "неполезные повести", становление категории авторства и др.). Секуляризация государственного устройства, в т.ч. церковного управления, железной рукой осуществленная Петром I, ускорила возникновение светской литературы. Произошло это, однако, не совсем "вдруг" и не во дни самого преобразователя.
Список литературы: