Литература народов России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:10, доклад

Описание работы

На формирование взглядов Ахундова оказывал влияние декабрист Бестужев, переводивший его стихи на русский язык. Тарас Григорьевич Шевченко был неразрывно связан с русскими революционными демократами. Все эти примеры свидетельствуют о том, что своими успехами во многом литература угнетенных при царизме народов России обязана влиянию лучших представителей русской литературы.

Работа содержит 1 файл

Литература народов России в первой половине XIX века.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

Литература народов  России в первой половине XIX века

 

Достижения русской литературы в лице лучших ее представителей оказывали  прямое и непосредственное влияние  на развитие литературы народов   России, находившихся под гнетом самодержавия.

Творчество лучших представителей литературы народов России находится  под прямым и могучим воздействием творчества великих русских писателей  и революционных деятелей той  эпохи. Так, грузинский поэт С. Додашвили  бережно хранил копию предсмертного  письма Рылеева; на взгляды И. Чавчавадзе оказывал большое влияние Грибоедов; Ахундов называет Пушкина «властелином обители поэзии» и, подобно Лермонтову, написал произведение на смерть Пушкина.

На формирование взглядов Ахундова оказывал влияние декабрист  Бестужев, переводивший его стихи  на русский язык. Тарас Григорьевич  Шевченко был неразрывно связан с  русскими революционными демократами. Все эти примеры свидетельствуют  о том, что своими успехами во многом литература угнетенных при царизме  народов России обязана влиянию  лучших представителей русской литературы.

К литературе народов России целиком и полностью применимы  те положения, которые были выдвинуты  В. И. Лениным в отношении русской  культуры. В. И. Ленин указывал: «Есть  две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская  культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве,- но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д.».

Надо указать, что и  в литературе угнетенных народов  царской России в первую половину XIX в. тоже намечается дифференциация; лучшие представители литературы народов царской России примыкали по своим взглядам к демократическому направлению, существовавшему в русской литературе, а другие - к дворянскому и либеральному лагерю. В украинской литературе Т. Г. Шевченко представлял революционно-демократический лагерь, а Кулиш, Костомаров, Метлинский и другие - либеральный. В белорусской литературе Павлюк Бахрыма и неизвестный автор произведения «Тарас на Парнасе» представляли демократическое направление, а Дунин-Марцинкевич - либеральное. K представителям демократического направления относились в армянской литературе Абовян, в азербайджанской - Ахундов, в грузинской - Чавчавадзе; в Латвии - Индрик Слепой, в Литве- Антанас Страздас, в Эстонии - Крейцвальд и другие.

Наиболее значительных успехов  достигает в первой половине XIX в. украинская литература. С начала XIX в. на Украине развертывается литературная деятельность Котляревского. Котляревский получил образование в Полтавской духовной семинарии. Он написал комедии: «Наталка Полтавка», «Москаль-чаровник» и др. В своем произведении «Наталка Полтавка» Котляревский проявляет свои симпатии и сочувствие к угнетенным, в нем он показывает положение разных слоев деревни. Он сделал в своем творчестве шаг по пути к реализму. Главным его произведением является «Перелицованная Энеида». Котляревский взял фабулу «Энеиды», произведения древнеримского писателя I в. до нашей эры Виргилия, с его действующими лицами, пустил их на украинскую землю.

Хотя боги «Энеиды» и остаются на «Олимпе», но описываются Котляревским в духе обычных людей со свойственными им пороками и слабостями.

Так, о главном боге Зевсе  он пишет:

Зевес в тот час глушил сивуху

И сельдью жирной заедал;

Седьмую вылакав осьмуху,

Остатки кварты допивал.

Пришла Венера, заскулила,

Вздохнула, нюни распустила...

Венера просила у Зевса  заступничества за своего сына Энея, которого страшно не любила и преследовала Юнона.

Но тут Юнона, сучья  дочка,

Раскудкудахталась, как квочка:

Энея числя за врага,

Давно уже она хотела,

Чтоб душенька его летела

До срока к черту  на рога.

Описывая скитания Энея и  его спутников-казаков на земле  или его одного во время пребывания в аду, Котляревский придает всему описанию черты украинской жизни и быта. Он осуждает крепостничество. Так, оказывается, что черти драли с панов в аду три шкуры за то,

Что людям льготы не давали,

Считая всех их за скотов...

Энея Котляревский наделяет чертами лихого украинского пана-казака, главаря таких же своих сподручных соотечественников:

Эней детина был проворный

И парень-хоть куда казак.

На дело злой, в беде упрямый,

Отчаяннейший из гуляк.

Он высказывает мысль  о том, что из него также получится  «панок»-крепостник:

Эней добудет сильно царство 

И заведет свое там панство;

Немалый будет он панок,

На паньщину весь свет погонит.

Другой украинский писатель, П. Гулак-Артемовский, писал басни, баллады, сатиру и т. д. В басне «Пан та собака» он изобразил тяжелую жизнь крестьянина. Украинский писатель Квитка-Основьяненко был прозаиком, создателем украинской повести. Он написал произведения: «Сердешная Оксана», «Маруся», «Солдатский портрет», «Пан Халявский», «Шельменко-денщик» и другие.

Повесть Квитки-Основьяненко «Маруся» была положительно оценена Белинским. Белинский, подчеркивая ее искренность, вместе с этим указывал, что в этой повести были не только хорошо нарисованы отдельные типы, но и прекрасно изображена жизнь украинского народа з целом. «Кроме Наума, Маруси, Василия и Насти, в повести «Маруся»,- указывал Белинский,- есть еще герой - и герой первый, который важнее Наума и Василия, и Насти, и самой Маруси: это Малороссия, с ее поэтической природою, с поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями. Этот-то герой и составляет всю заманчивость, всю прелесть повести».

Наряду с этими положительными моментами в творчестве Квитки-Основьяненко следует указать на непоследовательность, противоречивость его взглядов. Отсюда у него наблюдались, с одной стороны, элементы реализма в изображении жизни украинского народа, а с другой - печать сентиментализма, выраженная в идеализации положения крестьянина. Квитка-Основьяненко не направляет свою критику прямо против крепостничества и самодержавия, а ограничивается вскрытием отдельных «пороков», проповедует нередко покорность судьбе. В этом сказывалась незрелость его мировоззрения и слабая сторона его творчества, которая, однако, не снимала в целом большой значимости его произведений.

Вершины своего развития украинская литература в первую половину XIX в. достигла в творчестве Т. Г. Шевченко. Шевченко - гениальный писатель украинского народа, выступавший против порабощения украинского крестьянства царизмом и помещиками, боролся в одних рядах с великими русскими революционными демократами - Чернышевским и Добролюбовым. Его творчество было проникнуто ненавистью к крепостничеству и самодержавию, он стоял за совместную борьбу русского и украинского народов за свое освобождение.

В Белоруссии, так же как  и на Украине, тоже появилась «Перелицованная  Энеида», по типу и содержанию весьма близкая к «Энеиде» Котляревского. Авторство ее точно не установлено.

Выдающимся произведением  в белорусской литературе этого  периода было сочинение неизвестного автора, вышедшее под названием «Тарас на Парнасе». В этом произведении переплетаются  образы классической мифологии с  реалистическим изображением жизни  богов. Лесной сторож, крестьянин Тарас, попадает, заплутавшись ночью в лесу, на Парнас - гору, где обитали боги, в том числе Аполлон, покровитель муз, и куда попадали после смерти наиболее талантливые поэты и писатели. Тарас увидел, что на гору старается протискаться всякий «сброд», в том числе Булгарин и Греч. Это им сделать не удается, зато

Сам Пушкин, Лермонтов, Жуковский 

И Гоголь - быстро мимо нас 

Прошли, как павы, на Парнас.

Жизнь богов рисуется, как  жизнь панского двора:

Обыкновенный панский  двор,

Кругом его забор еловый,

Надежный - не пролезет вор!

А на дворе том свиньи ходят,

Бараны, козы бродят, спят.

И боги, знать, хозяйство  водят,

Раз держат столько поросят.

К представителям демократического направления в белорусской литературе относится поэт Павлюк Бахрыма, который был отдан за свои стихи в солдаты; стихи его были все уничтожены, и до нас дошло лишь одно стихотворение под названием «Заиграй, заиграй, хлопчик малый».

В это же время развертывает свою литературную деятельность в Белоруссии поэт и драматург В. Дунин-Марцинкевич. Он написал произведения «Селянка», «Гапон», пьесы «Пинская шляхта», «Залеты», «Сватовство», сборник «Вечерницы». Положительным в его творчестве является то, что темой его произведений являются крестьянский быт и жизнь, но деревню он рисует в прикрашенном, сентиментальном духе, отражая влияние крепостнической идеологии. При жизни автора были изданы лишь некоторые его произведения, так как царизм не допускал печатания произведений на белорусском языке.

В Грузии в первой половине XIX в. развертывают свою творческую деятельность грузинские поэты Н. М. Бараташвили, А. Г. Чавчавадзе и Г. Д. Орбелиани. Произведения всех этих поэтов-лириков писались в духе романтизма. Одной из важнейших  тем в их творчестве была борьба с угнетателями Грузии - иранским шахом  и турецким султаном.

В стихотворении «Судьба  Грузии» Чавчавадзе писал:

Нам предстоит с врагом бороться,

И знайте, что в бою  суровом 

Решится Грузии судьба.

Сражаться буду я, как воин,

Средь вас в неистовом  бою,

И будет ясно, кто достоин,

Кто любит родину свою.

В стихотворении Бараташвили  «На могиле царя Ираклия» говорится  о возможности мирного развития для Грузии после присоединения  ее к России:

Сердцу Грузии гнев Каспия не опасен стал.

Не смутит теперь покой  его буйный бури шквал.

С моря Черного не враг плывет вдоль шумящих вод,-

Но со всех сторон собратьев  к нам синий вал несет.

Реализм в грузинской литературе получает свое выражение в творчестве Г. Д. Эристави. Эристави выступает против крепостничества. В своих произведениях  он рисовал тяжелое положение  крестьянства.

В азербайджанской литературе особое значение имело творчество великого писателя Азербайджана - Мирза Фатали Ахундова. Главным его произведением был рассказ «Обманутые звезды». Ахундов прекрасно знал русскую литературу и испытывал на себе ее могучее влияние. Будучи азербайджанским просветителем, Ахундов выступал против религии и религиозного фанатизма, вскрывая реакционную роль мюридизма; стоял за равноправие женщин, выступал против ханов, беков, баев, был против произвола царских властей, против иранского деспотизма и т. д.

В Армении исключительно  большое значение в это время  имело творчество великого армянского писателя Хачатура Абовяна. X. Абовян окончил Дерптский университет, был учителем. Он создал новый литературный армянский язык, доступный и понятный народу. До него в Армении все писалось на древнем классическом армянском языке, незнакомом уже народу. Абовян писал: «Ведь ежели народ не говорит на этом языке, не разумеет его,- тут хоть сыпь золото из твоих уст - что толку».

Главное его произведение, положившее основание новой армянской  литературе, называлось «Раны Армении». Абовян в мрачных красках рисовал  то исключительно тяжелое положение, в котором находилась Армения  под властью Ирана. Абовян был  сторонником присоединения Армении  к России, понимая, что это было лучшим выходом для Армении по сравнению с господством Турции и Ирана. В 1828 г. он писал: «Да будет  благословен тот час, когда русские  благословенной своей стопой вступили в нашу светлую землю». В Молдавии выпустил повесть К. Негруци под названием «Александр Лэпушняну», в которой освещалось народное движение, осуждался произвол бояр. Но после революции 1848 г. позиции Негруци становятся более умеренными.

Складывается литература также и у прибалтийских народов: литовцев, латышей и эстонцев. Поскольку  у латышей и эстонцев дворяне  были из немцев, естественно, что творчество эстонских и латышских писателей  было особенно связано с народом. Основателем литовской национальной литературы был Кристионас Донелайтис. Хотя он начал свою литературную деятельность в XVIII в., но его произведение «Времена года» было опубликовано в 1818 г. В первые десятилетия XIX в. развертывается литературная деятельность литовского поэта Антанаса Страздаса. Он сам был выходцем из крепостных крестьян и отражал их стремления в своих произведениях.

В эти же годы выступает  со своими произведениями шляхтич Дионизас Пошки.

В Латвии, несмотря на стремление дворян подчинить все своему влиянию  и не допустить возникновения  латышской национальной культуры и  в частности литературы, ее развитие начинается с начала XIX в. В начале XIX в. выступает первый латышский  народный поэт Индрик Слепой, развертывается литературная деятельность Я. Ругена и начинается творческая деятельность Анса Ливенталя, Анса Лейтана.

В развитии эстонской литературы отмечается тот же процесс эмансипации, отделения ее от насаждаемой баронством немецкой культуры. В этом процессе складывания эстонской национальной литературы большая роль принадлежала народному эпосу «Кале-випоэг», собирателем которого был крупный эстонский писатель Ф. Р. Крейцвальд. Помимо Крейцвальда, крупными эстонскими писателями этого времени были К. Я. Петерсон и Ф. Р. Фельдман.

В области искусства, какие  области художественной литературы, в первую половину XIX в. благодаря творческой деятельности Щепкина, Мочалова, Глинки, Федотова и других гениальных представителей русского национального искусства решающее место занимает демократическое направление. Демократическое направление в искусстве противостояло дворянскому направлению, стоявшему на позициях преклонения перед буржуазной культурой Запада; оно утверждало реализм в театре, музыке и в изобразительном искусстве. Демократическое и реалистическое течение утверждалось в борьбе с официальным направлением, культивировавшимся дворянством, дворцовыми кругами и царизмом.

Так, в театрах в начале XIX в. ставились на сцене пьесы так называемого «высокого жанра», написанные в классическом стиле, на мифологические или исторические темы, например пьесы Озерова «Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской» и другие. Затем на театральной сцене шли пьесы: Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», Н. Полевого «Иголкин - купец Новгородский» и аналогичные им произведения, написанные в «казенно-патриотическом духе».

Такие пьесы питались реакционной  идеологией. Они поддерживались царским  правительством. Актеры, игравшие в  них, свои роли исполняли в напыщенном ложноклассическом стиле. Но с появлением пьес реалистического содержания судьба пьес такого рода была решена. Они были вытеснены со сцены после появления  «Горя от ума» Грибоедова, «Ревизора» Гоголя, произведений Островского. Постановка на сцене гениальных произведений Грибоедова, Гоголя, Островского утверждала реализм и демократические тенденции в театральном искусстве. Театр играл в это время большую воспитательную роль, он пробуждал мысль лучших, передовых людей эпохи.

Центром реалистического, демократического направления в театральном искусстве  стал Малый театр, основанный в 1806 г. В 1824 г. состоялся первый спектакль  Московского Малого театра в доме купца Варгина. С тех пор Малый театр неизменно оставался важнейшим центром национальной культуры, и недаром говорили, что в Москве имеются два университета - один на Моховой, второй на Театральной площади. Хотя Малый театр и именовался императорским, однако, как подчеркивал Луначарский, «русская либеральная и радикальная общественность отвоевала у двора Малый театр».

Информация о работе Литература народов России в первой половине XIX века