Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - гениальный русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике — мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835).
Введение.
Лексический уровень.
Синтаксический уровень.
Звуковой уровень.
Метрический уровень.
Заключение.
Список литературы.
Звуковой уровень.
Рифма в первой строфе (господ - народ) выделяет, акцентирует контрастирующие слова со звуковым повтором на [0]: страна рабо'в, страна госпо'д, им преданный наро'д.
Во-второй строфе в рифмирующихся словах (пашей-ушей) выделенный опорный звук [ш], повторяясь в других словах (например, всевидящего, всеслышащих), усиливает звуковую ощутимость рифмы и акцентирует слово “пашей”, которое входит в ряд контрастирующих слов в первой строфе. С помощью рифмы выделяются основные тематические группы слов.
В стихотворении наблюдается
«…Прощай, немытая Россия…»
Аллитерационный ряд на твердые, резкие согласные (р , н , м ) в первой строфе в сочетании с ассонансом на гласные (а, ы) придают тексту особую звучность и усиливают образ “немытой России”.
Во второй строфе усиливается неблагозвучие.
Отрицательное эмоциональное
В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.
Метрический уровень.
Стихотворение “Прощай…” написано четырехстопным ямбом
с чередующейся мужской и женской рифмой с цензурой, разбивающей каждую строку на две половины:
Проща'й / немы'тая Росси'я/
- v/ - v/--/- v-/
Страна' рабо'в, страна' госпо'д
- v/ - v/ -v/ - v,
И вы' / мунди'ры голубы'е/
- v/ - v/ - -/-v-
И ты' /им пре'данный наро'д/
- v/ - v/ - -/-v
Из восьми стихов поэтического текста в одном (втором) 4 ударных слога, а в семи - по 3 ударных слога. Все строки, кроме второй, пиррихиальные. В 1, 3, 4, 7, 8 стихах пиррихий следует после второй, а в 5 и 6 - после первой стопы.
Пиррихий выполняет не только экспрессивную функцию
(т.е. способствует усилению напряжения), но и содержательную.
Слова, на которых приходится пиррихий, несут особую смысловую нагрузку. Это в основном эпитеты: немытая, голубые, преданный, всевидящего, всеслышащих.
Пиррихий, приходящий на слова всеслышащего, всевидящих, выполняет особую семантико-стилистическую функцию.
От их всевидящего глаза,
- v/ - v/ --/- v-
От их всеслышащих ушей.
- v/ - v/ --/- v-
Благодаря пиррихию (--) сила ударного слога перед безударными усиливается, и безударный интервал увеличивается, поэтому слова произносятся с интонацией протяженности, придающей им гротескное значение. Усиление атрибутивной характеристики “пашей” до гротескного значения способстувют также звуковые повторы ([ф] се…аш) и ритмико-интонационный и синтаксический параллелизм.
Ритмико-интонационный
повтор, наблюдаемый по всему тексту,
сохраняет эмоциональное
Заключение.
Особое, центральное положение в совокупности языковых выразительных средств принадлежит лексике: она создает смысловую, понятийную основу художественных образов, а также определенные стилевые эффекты, которые придают стихотворению ту или иную тональность.
Восприятие стихотворения
Размещение повторов и параллелизмов, выступающих как главное
средство создания экспрессивности, определяет постепенное нарастание эмоциональной напряженности к концу стихотворения.
Такая тональность вызвана общим ритмическим рисунком, который создают не только лексические и синтаксические средства, но и стихотворный размер и паузы, рифма и фоника поэтического текста.
В тексте наблюдаются в основном слова высокого книжного стиля, но присутствуют и нейтральные слова. Независимо от стилистической принадлежности эти слова приобретают в тексте эмоциональную оценку отрицательной иронической окраски. Сочетанием слов с различной эмоциональной и стилистической окраской создается в стихотворении стилистическая доминанта. В соответствии с интонационно-тематическим содержанием стилистическая доминанта приобретает патетически-изобличительный характер.
Ритмико-интонационный повтор, наблюдаемый по всему тексту, сохраняет эмоциональное напряжение и способствует реализации патетического типа стихотворной речи.
В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.
Список литературы:
1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М., 1971
2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963
3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. – М., Издательство «Правда» 1988г.
4. Лермонтовская энциклопедия. – М.,1981г.
5. Лермонтов М.Ю. Живопись,акварель,рисунки. – М.,1980г.
6. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., 1979
7. Шмелев Д. Н. Слово и образ. – М., 1964
8. Щерба Л. В. Опыты лингвистического анализа стихотворений. – В кн.: Избранные работы по русскому языку. М., 1957
Информация о работе Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»