Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - гениальный русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике — мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835).

Содержание

Введение.
Лексический уровень.
Синтаксический уровень.
Звуковой уровень.
Метрический уровень.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 32.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковой уровень.

Рифма в первой строфе (господ - народ) выделяет, акцентирует контрастирующие слова со звуковым повтором на [0]: страна рабо'в, страна госпо'д, им преданный наро'д.

Во-второй строфе в рифмирующихся словах (пашей-ушей) выделенный опорный звук [ш], повторяясь в других словах (например, всевидящего, всеслышащих), усиливает звуковую ощутимость рифмы и акцентирует слово “пашей”, которое входит в ряд контрастирующих слов в первой строфе. С помощью рифмы выделяются основные тематические группы слов.

В стихотворении наблюдается лейтмотивная звукопись. По всему тексту рассыпаны  опорные звуки слов в зачинной строке:

                           

                               «…Прощай, немытая Россия…»

 

Аллитерационный ряд на твердые, резкие согласные (р , н , м ) в первой строфе в сочетании с ассонансом на гласные (а, ы) придают тексту особую звучность и усиливают образ “немытой России”.

Во второй строфе усиливается неблагозвучие. Отрицательное эмоциональное состояние, негодование лирического героя  передается аллитерацией на свистящие, шипящие, глухие согласные: с, ж/ ш , м,  х  и ассонансом на о , ы. Неблагозвучие выполняет эмоционально-выразительную функцию и соответствует его интонационно-тематическому содержанию.

В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.

 

 

 

 

Метрический уровень.

Стихотворение “Прощай…” написано четырехстопным ямбом 

с чередующейся мужской и женской рифмой с  цензурой, разбивающей каждую строку на две половины: 

 

Проща'й / немы'тая Росси'я/

- v/ - v/--/- v-/

Страна' рабо'в, страна' госпо'д

- v/ - v/ -v/ - v,

И вы' / мунди'ры голубы'е/

- v/ - v/ - -/-v-

И ты' /им пре'данный наро'д/

- v/ - v/ - -/-v

 

Из восьми стихов поэтического текста в одном (втором) 4 ударных слога, а в семи - по 3 ударных слога. Все строки, кроме второй, пиррихиальные. В 1, 3, 4, 7, 8 стихах пиррихий следует после второй, а в 5 и 6 - после первой стопы.

Пиррихий  выполняет не только экспрессивную  функцию 

(т.е. способствует  усилению напряжения), но и содержательную.

Слова, на которых  приходится пиррихий, несут особую смысловую нагрузку. Это в основном эпитеты: немытая, голубые, преданный, всевидящего, всеслышащих.

Пиррихий, приходящий на слова всеслышащего, всевидящих, выполняет особую семантико-стилистическую функцию.

 

 

 

 

 

От  их всевидящего глаза,

- v/ - v/ --/- v-

От  их всеслышащих ушей.

- v/ - v/ --/- v-

 

Благодаря пиррихию (--) сила ударного слога перед безударными  усиливается, и безударный интервал увеличивается, поэтому слова произносятся с интонацией протяженности, придающей  им гротескное значение. Усиление атрибутивной характеристики “пашей” до гротескного  значения способстувют также звуковые повторы ([ф] се…аш) и ритмико-интонационный и синтаксический параллелизм.

Ритмико-интонационный  повтор, наблюдаемый по всему тексту, сохраняет эмоциональное напряжение и способствует реализации патетического  типа стихотворной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Особое, центральное  положение в совокупности языковых выразительных средств принадлежит лексике: она создает смысловую, понятийную основу художественных образов, а также определенные стилевые эффекты, которые придают стихотворению ту или иную тональность.

Восприятие стихотворения достигается  благодаря лексической материи, повышение интонационной напряженности. Интонационное напряжение усиливается введением инверсии, нарушающей прямой порядок расположения слов, который является доминирующим в стихотворении. В качестве средств организации языковых элементов в единую образную систему Лермонтов использовал различные поэтические способы и приемы, одним из которых является антитеза.

Размещение повторов и параллелизмов, выступающих как главное 

средство создания экспрессивности, определяет постепенное нарастание эмоциональной напряженности к  концу стихотворения.

Такая тональность вызвана общим  ритмическим рисунком, который создают  не только лексические и синтаксические средства, но и стихотворный размер и паузы, рифма и фоника поэтического текста.

В тексте наблюдаются  в основном слова высокого книжного стиля, но присутствуют и нейтральные слова. Независимо от стилистической принадлежности эти слова приобретают в тексте эмоциональную оценку отрицательной иронической окраски. Сочетанием слов с различной эмоциональной и стилистической окраской создается в стихотворении стилистическая доминанта. В соответствии с интонационно-тематическим содержанием стилистическая доминанта приобретает патетически-изобличительный характер.

Ритмико-интонационный повтор, наблюдаемый  по всему тексту, сохраняет эмоциональное  напряжение и способствует реализации патетического типа стихотворной речи.

В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Виноградов В. В. О теории  художественной речи. – М., 1971

2.  Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.  – М., 1963

3.  Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. – М., Издательство «Правда» 1988г.

4.  Лермонтовская энциклопедия. – М.,1981г.

5.  Лермонтов М.Ю. Живопись,акварель,рисунки. – М.,1980г.

6.  Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., 1979

7.  Шмелев Д. Н. Слово и образ. – М., 1964

8.  Щерба Л. В. Опыты лингвистического анализа стихотворений. – В кн.: Избранные работы по русскому языку. М., 1957




Информация о работе Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»