Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:12, контрольная работа
Известно, что путь Лермонтова к Пушкину не был прямолинеен. Начав в 1829—1830 годах с подражания романтическим поэмам и вольнолюбивой лирике Пушкина, Лермонтов в середине 1830 года обратился к Байрону, к поэтическим опытам русских поэтов-любомудров, увлекающихся философией, в первую очередь Шеллингом.
Если Пушкин открыл пути для современной поэзии, то Лермонтов (это убедительно показал академик В. В. Виноградов) осуществил в своем романе синтез достижений стиховой и прозаической речи. Он соединил также достижения русской публицистики, научно-философского языка. Завоевания романтической культуры слова Лермонтов использовал как художественное средство для психологического изображения личности во всей ее противоречивости.
При этом Лермонтов не забывал о прелести быстрой, динамической и точной манеры пушкинской прозы, учитывал сатиру Гоголя, в известной степени светскую повесть В. Ф. Одоевского. Ограничиваясь «крупным планом», не касаясь множества сопоставлений, творческой полемики Лермонтова с Пушкиным (об этом сказано отчасти в других этюдах), завершим тему еще несколькими соображениями.
Подобно Пушкину, Лермонтов не только стремился в зрелом творчестве объяснить характер героя обстоятельствами, но и возвышал, поднимал многих героев над средой, над условиями жизни — таков центральный герой лермонтовской лирики, образы Арбенина, Печорина, Нины (в «Сказке для детей»).
Многожанровость Лермонтова также идет от Пушкина. Она связана с тем, чтобы более полно охватить жизнь, вернее раскрыть сложную натуру человека. Эту же цель преследует разнообразие художественных форм, в частности обращение к символу, заключающее
113
огромные возможности для реалистического искусства.
В биографическом плане заметим, что Лермонтов в последний год жизни хотел следовать Пушкину — полностью посвятить себя профессиональной деятельности писателя, издавать свой журнал.
Информация о работе Лермонтов и Пушкин два образа русской литературы