Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:00, лекция
Кто-то говорит, что первое сентября – день знаний, день школьника. Однако, никто не упоминает количество не самых «хороших» и взрослых событий, которые происходят у ребенка в этот ответственный день. Например, в этом году первого сентября прошла самая обычная вечеринка в клубе некоего города Н. Школьники, как обычно, отдыхали. Это по мнению взрослых или детей? Конечно именно это слово «как обычно» было произнесено одним из учеников. Разве может так сказать взрослый про своего ребенка? «Он как обычно пил, курил и трогал за некоторые места своих одноклассниц». Что здесь такого? Тинейджерам это свойственно в силу их биологических особенностей. Тысячи подобных случаев происходят каждое первое сентября в любом уголке планеты Земля. Все было бы более менее понятно, если бы не тот факт .что все эти «действия» были засняты камерами наблюдения клуба и вывешены в сеть Интернет одной из, скажем так, присутствующих женщины в самом расцвете сил. Что она хотела этим поступком показать? Что ученики школы Н., ходившие в клуб, совершенно не умеют себя вести? Нет, конечно, она решила показать, насколько плохо работает персонал клуба, что он забывает о «нежном возрасте» клиентов ,позволяя им делать все то, что делают взрослые по пятницам, пребывая под шафе. Однако, руководство клуба говорит, что их камеры не заметили ничего такого «неприличного». Естественно, ролик с непристойным поведением посмотрели все родители тех деток. Конечно же, хотят судиться, а если будет суд, то и материальное вознаграждение. Получается, что та самая женщина в расцвете сил решила всего лишь наживиться на детках? И еще неизвестно, может она и сама им заказала пару горячительных напитков, а потом заснять это все дело и получить деньги. И вы еще уверены, что ваш ребенок в безопасности с классным руководителем?
7 сентября.
Событие.
Действие – новость, жанры – заметка, корреспонденция.
Манифест - политические ..
Аналитическая статья – факты, событие как результат анализа. Событие – новые связи между фактами.
Анекдот - перепад.
По Лотману – событие – переход границ семантического поля. Состояние меняется, если что-то случается.
Эстетическое событие.
Из этой классификации, можно вырасти все жанры. Например .колонка – жанр, который привязан к одному автору с его точкой зрения. Событие – то ,как реальность преломляется од точкой зрения автора (аналитическая + эстетическая).
Поле
– 1 сентября.
Мэри Поппинс- Водкинс.
Кто-то
говорит, что первое сентября – день
знаний, день школьника. Однако, никто
не упоминает количество не самых «хороших»
и взрослых событий, которые происходят
у ребенка в этот ответственный день. Например,
в этом году первого сентября прошла самая
обычная вечеринка в клубе некоего города
Н. Школьники, как обычно, отдыхали. Это
по мнению взрослых или детей? Конечно
именно это слово «как обычно» было произнесено
одним из учеников. Разве может так сказать
взрослый про своего ребенка? «Он как обычно
пил, курил и трогал за некоторые места
своих одноклассниц». Что здесь
такого? Тинейджерам это свойственно в
силу их биологических особенностей. Тысячи
подобных случаев происходят каждое первое
сентября в любом уголке планеты Земля.
Все было бы более менее понятно, если
бы не тот факт .что все эти «действия»
были засняты камерами наблюдения клуба
и вывешены в сеть Интернет одной из, скажем
так, присутствующих женщины в самом расцвете
сил. Что она хотела этим поступком показать?
Что ученики школы Н., ходившие в клуб,
совершенно не умеют себя вести? Нет, конечно,
она решила показать, насколько плохо
работает персонал клуба, что он забывает
о «нежном возрасте» клиентов ,позволяя
им делать все то, что делают взрослые
по пятницам, пребывая под шафе. Однако,
руководство клуба говорит, что их камеры
не заметили ничего такого «неприличного».
Естественно, ролик с непристойным поведением
посмотрели все родители тех деток. Конечно
же, хотят судиться, а если будет суд, то
и материальное вознаграждение. Получается,
что та самая женщина в расцвете сил решила
всего лишь наживиться на детках? И еще
неизвестно, может она и сама им заказала
пару горячительных напитков, а потом
заснять это все дело и получить деньги.
И вы еще уверены, что ваш ребенок в безопасности
с классным руководителем?
Жанры печатной журналистики.
Деление на виды:
Классификации нужны, чтобы говорить о тексте – что можно улучшить. Жанр – показатель направления. Жанр – стандартная форма, в которую отливается решение задач. Совокупность принципов, по котором в тексте решаются задачи.
Есть классификация Кройчека по совокупности нескольких признаков, которые присутствуют в СМИ, а именно:
Базовые требования в СМИ:
Информационные жанры.
Самый простой инфо жанр – новостная заметка. Которая отвечает на 3 вопроса: кто? Где? Когда?
Существует стандартная ее композиция:
Предполагается, что заметка не содержит комментарий автора, оценку.
Следующий жанр – корреспонденция, вытекает из расширения заметки. Это сообщение о событии+ развернутое сообщение об окружении. Например, случилось событие – молния попала в человека. Автор собирается сведения у свидетелей, набирает сведения о том ,что написали. После той части, на которой заканчивалась бы заметка. Следует продолжение – а ранее…
Репортаж - он может быть и аналитический. Главное – эффект присутствия. Набор зарисовок с места происшествия, события, позволяющий в относительно реальном времени отследить события. Читателю не рассказывают, а показывают, как все происходило. Например, та же молния – мы находимся, мы видим..
Интервью может быть аналитическим. Это набор ответов. Вопрос-ответ. (метод интервью – я спросила и могу написать в любой форме, жанр интервью – текст построен на вопросах и ответах). Информационное интервью – светские хроники, что любите есть… Аналитическое – как увеличить застройки?
Мини-обозрение – (обозрение – когда встречаются несколько явлений) куда пойти сегодня вечером?
Отчет – сообщение о событии, которое происходит в сфере обмена информации. Была конференция, переговоры, говорили о том-то, выступали те-то..
Аналитические жанры.
Обозрение – развернутая панорама, устанавливающая связь между несколькими явлениями. Например, как вузы решают проблему отсутствия студентов? Может быть – центр - одно явление и подробно описывается контекст. Соединяет несколько разных явлений, чтобы получить одно.
Статья предполагает относительно серьезное исследование какой-либо проблемы. В ней героем является не событие, а проблема. Например, проблема терроризма. Сама статья предполагает: постановку проблему, перечисление решений, анализ взглядов и выработка чего-то нового, в результате. Есть доказательства – рассуждательная логика, которая все соединяет.
Рецензия – исследование культурного продукта. Предполагает некий анализ. Отзыв на произведение.
Интервью – вместе изучают проблему. Вы это сделали, а вот это говорит, что не получилось, что вы об этом думаете.
Комментарий – отзыв эксперта о событии или явлении, которое как-то по-новому показывает его причины, связи с другими явлениями, по-новому раскрывает его суть.
Колонка
– самый популярный жанр, который стоит
на границе с художественно-аналитическим.
Это развернутое изложение субъективной
позиции автора по какому-то либо вопросу,
но имеющее значение в данный момент. Ключевые
слова – субъективное, автор (у него есть
лицо ,которое для читателя имеет значение).
Периодической жанр. Предполагается, что
мнение автора более интересно. ярко изложено,
более нестандартно.
Художественно-аналитические жанры.
Очерк
– развернутое исследование какого-то
либо явления через внутренний мир автора.
Очерки бывают: портретные, путевые и проблемные.
5 октября.
Фельетон - юмористический взгляд на какую-либо типичную ситуацию в обществе. Ситуация может быть вымышленной, но она была в действительности.
Эссе - жанр свободного размышления о сущностных вещах, не сиюминутные проблемы.
Памфлет был развит в 19 веке. Это развернутое высказывание на публицистическую тему.
Анекдот
– короткая шутка, связанная с текущей
реальностью. Всегда связана с темой печатного
издания.
Во времена Просвещения были популярны публицистические жанры и эссе. В 20 веке окончательно разделилась пресса на качественную и массовую. Качественные СМИ ставят своей целью объективные события, тщательно проверяют источники, разделяют факты и мнения (колонка для мнений, корреспонденция для фактов). Массовая пресса ориентируется на развлечения читателя – новостные авторские заметки, ехидные комментария к действиям о то, о ком говорится в заметке. В 21 веке эта система меняется под действием сети Интернет.
Тенденции развития языка современных СМИ.
Формы
организации интеренет-
3 элемента в языке СМИ:
Репортаж и репортажный элемент в СМИ
Репортаж - он может быть и аналитический. Главное – эффект присутствия. Набор зарисовок с места происшествия, события, позволяющий в относительно реальном времени отследить события. Читателю не рассказывают, а показывают, как все происходило. Например, та же молния – мы находимся, мы видим..
См. Репортаж. Есть ЛИД, сам текст начинается – возле дома … видно, что… Ключевые элементы – настоящее время, на месте событий. Эффект присутствия реализуется через взгляд на место происшествия глазами одного из действующих лиц, пострадавших.
Достигается полнота картины и реализуется аналитический элемент:
Реализуется через
объективное сопоставление
Подразделы репортажного жанра:
Заметка
Самый простой инфо жанр – новостная заметка. Которая отвечает на 3 вопроса: кто? Где? Когда?
Существует стандартная ее композиция:
Предполагается, что заметка не содержит комментарий автора, оценку.