Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций МГУ по "Литературе"
Мнение народное часто противоречит фактам. Народ знает, что царевич убит, за что и осуждает БГ, но и верит в спасение царевича.
Задача П - понять механизм, который управляет историей. Переживал за свое детище.
Критику не понравилось - сказал, что надо переделать в роман типа Вальтера скотта, на что П ответил вежливо, что не переделает роман. Поставили через 45 лет с цензурой. Произведение не сценично, противоречит законам театра и предложили назвать пьесой для чтения.
Повести Белкина.
30 год Болдино. 31 год опубликовано.
События в глазах Белкина очень романтичные. Белкина привлекает яркая жизнь, кот отлич от повседневности, в кот он сам погружен. Доверяя роль рассказчика Белкину П тоже присутствует. Все, что кажется Белкину ординарным – становится у П ярким. Куда ни кинь глаз – жизнь везде одинакова. Благодаря Пушкину все рассказы Белкина становятся однообразными.
Цель П – заставить заговорить в прозе саму жизнь людей, кот опираются на здравый смысл. К этой манере в ВЕЧЕРАХ прибегает Гоголь и дальше Достоевский.
Метель. Здесь высмеиваются сентиментализм.
Гробовщик. Проза – гробами он торгует. Гроб – простой деревянный ящик.
В повестях Б события разворачиваются с препятствиями и романтикой. П заканчивает все прозой, не романтикой.
Если не считать Сильвио (сильная воля), но все лица в повестях обычные и заурядные. Нет детального псих анализа, нет обрисовки окружающ среды. Персонажи очень ясны, лаконичны. Герой проявляется в поступах, действах и все очень естественно.
Исключительный лаконизм
языка. Нет подробных описаний и
длинных отступлений, никаких боковых
сюжетов. Где можно – не договаривает.
П очень долго скрывал свое авторство.
Пиковая дама.
33 год.
Герман – чел с очень точным и холодным умом. В нем – расчет и азарт. Но он может сесть за игральный стол, только если уверен, что игра стоит свеч. Расчет, умеренность и трудолюбие. Голова Германа холодна даже в самые напряженные моменты. Для Германа это не игра, а сражение. Это его поединок не с Чекалинским, а с судьбой. Деньги – не все в его жизни. Для него деньги – путь наверх. К него профиль Наполеона и душа Мефистофеля. Лизавета Ивановна – не любовь, а ср-во. Мечтает о власти и независимости. Готов забыть любые нравственные нормы. У Г практическим умом, тем не менее верит в секрет трех карт. Хочет мгновенного обогащения. Он уверен, что в этой рискованной игре он все рассчитал.
Анна Федотова олицетворяет судьбу. Она уже отжила свое. Она на пересечении жизни и смерти.
Постоянный мотив живой-мертвый, окаменела, неподвижен, замер.
Умерев, она оживает в сознании Германа и сообщает, что посетила героя не по своей воле, ее послали к нему.
Г проиграл свой спор
с судьбой и сошел с ума.
Воротынский, Веневитинов, Вяземский, Давыдов, Дельвиг, Языков – плеяда Пушкина. Это люди, разные по возрасту (принадлежности к поколению). В то время П – ведущий поэт (20 и чуть 30 годы). Это не подражатели, а люди, у которых темы близки к Пушкинским.
Но общественные позиции поэтов не обязательно совпадали, но они близки по творческим взглядам.
Дельвиг – отец его барон. Жена – Салтыкова (камергер при Александре I). Учился в лицее. Он был мягким, над ним часто шутили, ленивый. Мог годами доделывать стихотворения. Не из-за лена, а от дотошности. 30 Издатель литературной газеты. П участвовал во всех изданиях Дельвига.
Д разрабатывал жанр идиллии. У него была оригинальная задача – воссоздание мира античности. Там он искал гармонию между человеком и обществом. А раз античность – детство человеческое, то стоит об этом писать. Воспевал простые человеческие чувства.
Еще один его жанр – сонет. Очень долго шлифовал. «вдохновение» . Но излюбленный жанр – песня.
Давыдов. Принимал уч во многих боях. Начал партизанское движение. Он был хорош в бою, его слава за пределами России, осн тема – военная, создает гусарскую песню. В его стихах очень часто описываются внешние элементы.
Вяземский. 17 год – отправляется служить Варшаву, служит там иностранным чиновником по переписке. Он потерял доверие и интерес к делам императора. И выск явно оппозиционные настроения. Был знаком с декабристами, но не стал вступать к ним, тк это бы стесняло его действия. Декабрист без декабря.
В середине 20-х годов – явное влияние Пушкина. Слышится ритм евгения онегина. Вяз увлек романтизмом. Р как идея раскрепощения личности.
Дмитрий Веневитинов. В 23-25 годах был членом «Любомудров» общество. Организовано в Мск из студентов Мокс университета. Пихте и Шеллинг оказали влияние на романтический контингент.