Курс лекций по "Литератур"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций МГУ по "Литературе"

Работа содержит 1 файл

русская литература 3 семестр.docx

— 42.59 Кб (Скачать)

«Мнемозина» - Кюхельбюекер. 19-20 «Зеленая лампа» - отделение Союза Благоденствия. Идея народности, нац независимости рус лит – принцип декабристов.

Античный стиль  очень близок декабристам. Для д  герой – рупор их идей.  

Федор Николаевич Глинка.

Он был старше Рылее, Бестужева и тд. И когда торлько возникает декабристское движение, у него уже был опыт. Заслуженный боевой офицер, получил золотое оружие за храбрость, при этом человек маленького роста и добродушного хар-ра. «Письма русского офицера». К 16 году он полковник,известный военный писатель, поэт, кот тяготеет к граждансокй лирике. Приобрел славу четсного и доброго человека, кот испытывал подлинное сострадание к народу. Написал немало военных гимнов, склоенен к самопожертвованию, подвигу. Но самым близким был жанр песни.

 В 25 году пишет  «Сон русского на чужбине».

В лирике звучали  народные песни и интонации. Но в  поздних тайных обществах не состоял. После восстания его посадили, сослали. Он писал стихи на протяжении всей жизни. В ссылке часто тему узничества, обреченности, тоски. 

Кюхельбекер Вильгельм  Карлович (Кюхля)

Очень мало у кого сложилась жизнь так трагически. Лицей он закончил одним из лучших учеников. Там уже начал писать стихи, они были очень уклюжими поначалу. Что бы ему ни говорили, он старался идти своей дорогой. Все увлекались фр поэзией, он так не считал. Был республканцем, вступил в тайное общ «Священный Артель». Ему не нравится легкий светский язык. Его творчество приобретает оригинальность. Он сочетавет в стихах романтизм и классицизм. От классицизма берет гражданственную патетику. Издвавал «Мнемозину» журнал в Москве. Статья о культурной программе. Сила, свобода, вдоховение – три условия для поэзии (элегия, ода, послание). Более всего этому жанру соответсвует ода. Тк поднимаются общесвенно значимые темы. Идеализирует сущность поэта. В 25 году Рылеев принимает его в тайное северное общество и 14 декабря он выходит на площадь. Пытался застрелить брата царя, но пистолет дает осечку. Схвачен через месяц в петропаловску крепость, дали 20 лет каторжных работ. В 35 году перевели в Баргузин. Он не приспособлен к трудной жзини. Ему очень трудно, но не падает духом. В эти году очень много пишет., переводит, ведет дневник каждый день.

Его герои – выс нравств, преданы общему делу, готовы жертвовать собой. Чаще всего это вожди. Важнейшая тема – тема поэта и поэзии. К пишет о судьбах Пушкина, Рылеева, Грибоедова. В 45 году появляется стих «Поэты всех времен».

Последние годы К очень сильно болел, начал терять зрение, должен был заботиться о своем быте, совершенно ослем. Умрет в Тобольске в 46 году. но никогда не оказывался от своего пути. Ради поэзии он готов отказаться от свободы.  

Рылеев Кондратий  Федорович. .

Был сыном военного, учился в военном корпусе. В 16 году служит в Воронежской губернии, где  начали проявляться его свободолюбивые взгляды. Честь друга для не него – выше любых соображений. Эпикурейские мотивы, но и гражданственные чуйств. Служит в канцелярии. Вошел в литературу сатирой 20 года «К временщику». Античный стиль. В 23 году в северное общество. Рылеев играл там очень значительную роль. Создает множество граждинских стихов. У Рылеева всегда очень четко звучит мысль, что должен быть закон и свободы. Осуждает рабство, тиранию. Рылеев призыает к принципиальности.

Оригинальный стихотворный цикл «Думы».

Он создатель героической  эстетики … .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Поэма Пушкина  «Полтава»

    Жанр классической героической поэмы. А это романтическая  поэма на исторический сюжет.  Незадолго  до «Полтавы» еще одно произведение о Мазере «Кочубей». Но Пушкин уже  знал об этом произ-нии. Но он шел новым путем.

    Это произведение нового типа – реалистическая историческая поэма, с элементами и романтич поэмы и трагедии и романа.

    Здесь – любовная интрига и историческое событие. Нарушено единство действия. За это  критики не одобряли Пушкина. Полтава  разделена не на традиционные песни, а на главы, как роман. П – первый исторический опыт Пушкина. Пушкин как историк в отличие от Карамзина не отождествляет история России с истоирей самодержавия. Это определяет смысл его поэмы.

    Цель «воскресить  минувший век во всей его истине». Она начинается как семейная драма, а разворачивается, как истор трагедия. Написано по закону драматургии, но чем детальнее анализ, тем меньше кажутся чувства, цель, мечты. А образ Петра – обощен.

    Петр в поэме  российский самодержец. Петр и Россия отождествляются. Именно от Петра зависит  судьба россии и норода. С ним связан мотив славы. Противопоставление Мазепе.

    Эта поэма открыла  совершенно новую стр в творчестве Пушкина.

    Первые произведения П – с восторгом, последние имели гораздо меньший успех. Писатели прежние, а песни изменились.  Критика не успевала поспеть за П.  

    Медный всадник.

1833 – 1918 (опубликован)

Сложилась традиция изоб Петра:

  1. Реформатор, кот поднял Р на новый уровень
  2. Нарушил естествен ход Р, Р меняет сове закономерное на чуждое, П враг Р

В медном всаднике обе  точки зрения. Подзаголовок – петербургская  повесть. Повесть основана на истине. Во вступлении П – реформатор, патриот, талант, высокая оценка Петру. Петр мудр и его замыслы сбылись. Прежде всего П здесь – человек.

Евгений – дворянин. Повесть начинается с дум Е, обычного петербуржца. Это резкий контраст между П и Е. Евгений думает о том, как мало он зарабатывает и тд. Здесь – конфликт между личностью и гос-вом.

Тема стихии. Появляется еще один император – Александр. В конце 1 части появляется эпиграф. Евгений спасается от стихии, эпиграф - «Не человек, памятник», петр теперь – кумир на бронзовом коне, великан, памятник.

Этот город отбирает у Евгения все, и теперь Е начинает терять разум и человеческий образ.

В конце произведения конфликт не решается.

Маленькие трагедии. Болдинская осень 30-ый год.

В них проявляется  умение П раскрывать хар-ры. Сосредоточился на внутр жизни героев, говорит о внутренней трагедии души.

Скупой рыцарь –  подзаголовок еще есть. ПОСМОТРЕТЬ! 
эпоха позднего средневековья. Придается эпохе суровый колорит, религиозность, аскетизм. Мир рыцарских турниров, поклонение даме сердца и тд. Это – главное, чтобы понять скупого рыцаря.

Независимость завоевывалась  в походах. Теперь – во дворце, в  богатстве, власти. Поэтому погоня за золотом – особенность времени, это меняет психологию рыцарей, их мотивы.

У Альберта три возможности  – получить деньги у ростовщика, дождаться смерти отца и получить наследство, заставить отца нормально  его содержать.  Ростовщик предлагает отравить отца, но Альберт – рыцарь и о гонит ростовщика. Выясняется, что страсть к деньгам не совмещается  с честью и благородством. Рыцарские  благодетели сочетаются в нем  с расчетливостью. Но в беседе с  герцогом он обвиняет своего отца. Барон  же одержим идеей власти.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значение Евгения  онегина в тв-ве пушкина

Тема народа и  власти в трагедии П Борис Годунов

Капитанская дочка  П как исторический роман

Социальная и нравственная проблематика в романе П «Дубровский»

Проблематика Пиковой  дамы Пушкина

Маленькие трагедии П: идеи, образы и стиль. 

Маленькие трагедии.

Пир во время чумы. Тема достоинства и чести.

Люди не могут  ни спастись от чумы, ни бороться с ней. Они обречены. Само драматическое  действие ослаблено максимально  – герои почти не совершают  никаких действий, ведут монологи. Драматизм перенесен на мотивы поведения. Герои устраивают пиршество во время  чумы. Но причины – совершенно различные. Для молодого чел-ка пир – возможность все забыть и не думать о смерти, Луиза – боится одиночества, только председатель и Мэри готовы сопротивляться. Мэри поет песню (две). СМЫСЛ ПЕСЕН. Мэри – символ самопожертвования, любимый чел-к уже умер и она тоже скоро умрет, но там она встретится с любимым. Смысл – что бы ни произошло – любви смерть не страшна (если она истинная). В этой песни – забота о близкий, грусть о том, что страна гибнет. Но стихия минует и жизнь возобновится.

У Версенгама (председатель) совершенно иная мысль. Он готов броссить вызов смерти. Человек противопоставлен стихии. Противопоставляет волю, силу. Чем яростнее будут удары судьбы, тем сильнее будет сопротивление. Он прославляет готовность человека противопоставить свою волю стихии. Когда человек готов бросить вызов, он становится подобен богу, силен.

Но сам В далеко не победитель. Он переживает самые страшные минуты жизни – он понимает, что пир это кощунство. У него умерли мать и жена, ему больше нечего терять. К пирующим подходит священник. В гонит его с пира и священник говорит, что он склоняет голову перед горем. Священник взывает к совести В. В словах священника – земной смысл. Пир нарушает траур, который сейчас царит. Это нарушает все традиции, кот существуют у людей. Память о тех, кто ушел – священна и ее нужно уважать, а не пировать на гробах. Но его никто не слушает. Но вот В это признает. В задумывается. Ремарка – председатель остается погружен в глубокую задумчивость.  
 
 
 
 

Борис Годунов.

25 год Михайловское. Пушкин в ссылке, практически  один, он преодолел кризис 23 года, П занимается творчеством. Напишет «история народа принадлежит поэту»

Пишет БГ. Но к истории  подходит именно как поэт. Но он очень  трепетно относится к истории. Все  исторические материалы – история  Карамзина и летописи.

Понимает, что классицизм слишком ограничен для него. Появляется новый жанр. БГ – это 7 с лишним лет. События в разных местах и  переносятся из одной страны в  другую. Не делил на действия. Разбивает  на 23 сцены и это дает возм показать рус жизнь с разных сторон. Около 60 действ лиц, от царя до хоз корчмы, мужиков. Трагедия требует любовной интриги – П строит почти без любви. Мнишек – боковая линия. Новаторский и язык, язык индивидуализирован. Может быть и высоким и просторечным. П очень важна речевая хар-ка. П создает индивидуальный хар-р. Отказался от амплуа героев. БГ – не классический злодей. Это не только цареубийца, но умный правитель, любящий отец, ощущает себя усталым и несчастным человеком. Также глубоко хар-р самозванца. Сам осознает, что это преступление против Родины, но он беспечен, влюбчив, отважен. Это чел, кот способен на большой порыв, искренне чувствовать, влюблен в Мнишек, не хочет ее обманывать. Долго выстраивал план, но готов признанием погубить все свое дело. Историчность хар-ров сочетается с психологизмом – одно из осн св-в трагедии.

Так появилась реалистическая трагедия. Суть конфликта не поединок между самозванцем и БГ. Здесь П проявил себя как историк. Размышляет о закономерности исторического процесса.

Речь идет об истории, не о конфликте. БГ – суд истории  над царем Борисом. Тут – осужнеие за убийство играет важную роль, но не первую. Столкновение соц пластов – народа и власти. БГ продолжает политику Ивана4. Политика централизации власти (в одних руках). Но он не может царствовать долго. Народ отшатнулся от него. Небывалое место в рус литературе отводится народу. В 1 сцене народ законопослушен. Умоляют Б занять  престол. ( баба бросает ребеночка на пол, мужики трут луком глаза, чтоб заплакать)

Но мнение народа очень изменчиво. Летопичец Пимер и юродивый Николка. Летописец – абсолютно не мирской. Он над всеми спорами, видит то, что невидимо большинству. Не занимает чью-то сторону, судит исходя из вековых традиций, нравственные законы на первом месте. Говорит о тяжком грехе народа. ( владыкой нарекли цареубийцу). Обращается у народу. Николка отказывается молится за Б. (царь ирод называет его). В народе постепенно просыпается нравственная совесть. В этой сцене вина Б доказана, он ничего не посмел ответить Николке, даже не наказал его.

Самозванец готов  вести войска на Москву. И тут  же становится ясно, что он обречен. Он точно так же – с преступления начинает свое наступление (правительство). Поэтому народ в заключении не кричит похвалу самозванцу, а безмолвствует.

В осн сюжется – нац катастрофа. Кто глав герой? Если БГ, то это странно, тк он умирает, а действие продолжается. Самозванец тоже не центральный. Тогда – народ. Так ли это? Народ – самостоятельная сила. Но мнение народа ограничено сферой морального суда (одобрение или неодобрение). Берет на  себя это право. И меняет свое мнение. Его оценки двояки. Осуждает и БГ за убийство и себя за выбор такого царя. П не идеализирует народ. Народу нельзя доверять?

Информация о работе Курс лекций по "Литератур"