Конфликт красоты и морали в произведении О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:34, реферат

Описание работы

В мире, наверное, найдется немного людей, которые бы никогда и ничего не слышали про Оскара Уайльда. Одни помнят его еще со школы как автора блестящих парадоксов и ярких эпиграмм; для других он – первый эстет Европы и «апостол Красоты», питавший слабость к голубому фарфору, павлиньим перьям и французским гобеленам ручной работы; некоторые признáют в нем, быть может, автора великолепных сказок «Соловей и Роза» и «Мальчик-Звезда», еще меньше – автора нетленного «Дориана Грея», катехизиса декадентской философии. Но, к несчастью, для подавляющего большинства имя Оскара Уайльда стало своего рода символом порочности и переломить эту изустно передаваемую репутацию практически невозможно.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Заключение

Остроумие –  настолько блестящее качество  ума, что каждый им восторгается; большинство людей хотели бы им  обладать, все его опасаются и лишь немногие умеют его ценить в других. Филлип Дормер Стенхоп граф Честерфилд [Ф.Д.С. Честерфилд Письма к сыну. 
           Мне думается, жизнь и творчество Оскара Уайльда, как никакого другого писателя, во многом подтверждает справедливость высказывания Честерфилда, тоже великого остроумца  и моралиста XVIII века.   О. Уайльд – одна из наиболее замечательных и противоречивых фигур в английской литературе. Как при жизни, так и после смерти его имя пользуется необыкновенной известностью. 
 
Современники называли его «блестящий Оскар» .   Писательская карьера О. Уайльда складывалась как своеобразный    калейдоскоп. Репутация ни одного писателя его поколения не претерпела так много различных превращений – от осмеяния к прекдонению, от преклонения к славе, от триумфальной славы к бесчестию, позору и презрению; а со временем, посмертно, - возврата к славе и  триумфу.   В начале 90-х годов ХIХ века О. 
 
Уайльд стремительно завоевывал признание и славу в английских литературных кругах как блестящий острослов, эксцентричная личность, апостол эстетизма и писатель, отличающийся красотой и изяществом стиля, оригинальным умом и проницательностью. Каждое его слово ловили на лету, окружающим он казался бунтарем, носителем небывалой новизны. В его афоризмах, эпиграммах, парадоксах и философских замечаниях сквозит неприятие общества с его законами и моралью.   Творчество Оскара Уайльда связано со многими явлениями не только английской, но и в целом западно-европейской литературы. Уайльд сам подчеркивал эту связь, называя целый ряд близких ему имен. 
Его кумирами были Эдгар По, Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Джон Рескин, Уолтер Пейтер. Во многих своих произведениях О.  Уайльд преломлял, развивал или повторял суждения Пейтера и Рескина, которые проповедовали культ красоты, несовместимость мира подлинного искусства с буржуазной пошлостью. Пейтер проповедовал искусство ради искусства. О. 
 
Уайльд с готовностью превратил этот тезис в свой девиз и положил его в основу своей философии.

Творчество Уайльда  было глубоко содержательным, он затронул многие жизненные вопросы, хотя делал  это в необычной манере. Немало его произведений, начиная с первых стихотворений и кончая «Балладой Рэдингской тюрьмы», свидетельствуют о том, как писателю было тесно в рамках декадентской эстетики. Талант О. Уайльда проявился в разных жанрах – статьях, пьесах, сказках, стихотворениях, романе…   Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» вышел в свет в 1891 и имел оглушительный успех, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Потому что «Дориан Грей» - это не только роман об эстетизме, в котором нашли отражение все философские воззрения его автора об искусстве и гедонизме; это еще и одна из первых попыток внести в английскую прозу тему однополой любви. 
В своем романе писатель прослеживает взаимоотношения трех персонажей: красивого юноши Дориана Грея,  великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Бэзила Холлуорда. На примере же чудесного превращения портрета главного героя он отстаивает свой излюбленный тезис о том, что искусство выше жизни.   Уайльд не занял места среди тех писателей конца XIX века, которые, пусть непоследовательно и противоречиво, но пытались приблизить свое искусство к народу. Отражая в своих эстетических взглядах двойственность, характерную для мелкобуржуазного сознания в условиях империалистической реакции, он скорбел об упадке красоты в современном ему обществе, но выход для искусства видел лишь в одном – противопоставить действительности мир красивой выдумки. Но здоровые и сильные стороны его дарования – острая ирония, умение запечатлеть действительные противоречия жизни в метких парадоксах, блестящее владение диалогом, чуткость к слову, классическая простота фразы – обеспечили ему успех и посмертную славу. 
  Его творчество – хорошая иллюстрация к вечно справедливой формуле Гете: «Поэта делает живое ощущение действительности и способность его выразить. Уайльд обладал и тем и другим; кроме того, он был преисполнен понимания исключительной важности и непреходящей ценности настоящего искусства. Попытки  считать произведения писателя менее значительными, чем эпатирующая внешность и громкие заявления лидеров лондонских эстетов, либо вычитывать в его книгах проявления некоторых болезненных склонностей мало продуктивны. 
Лучше всего это доказано стойкостью читательского интереса к его творениям.                    

Информация о работе Конфликт красоты и морали в произведении О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"