Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:34, реферат
В мире, наверное, найдется немного людей, которые бы никогда и ничего не слышали про Оскара Уайльда. Одни помнят его еще со школы как автора блестящих парадоксов и ярких эпиграмм; для других он – первый эстет Европы и «апостол Красоты», питавший слабость к голубому фарфору, павлиньим перьям и французским гобеленам ручной работы; некоторые признáют в нем, быть может, автора великолепных сказок «Соловей и Роза» и «Мальчик-Звезда», еще меньше – автора нетленного «Дориана Грея», катехизиса декадентской философии. Но, к несчастью, для подавляющего большинства имя Оскара Уайльда стало своего рода символом порочности и переломить эту изустно передаваемую репутацию практически невозможно.
Реферат
Конфликт
красоты и морали в произведении О. Уайльда
"Портрет Дориана Грея"
Введение.
В мире, наверное, найдется немного людей, которые бы никогда и ничего не слышали про Оскара Уайльда. Одни помнят его еще со школы как автора блестящих парадоксов и ярких эпиграмм; для других он – первый эстет Европы и «апостол Красоты», питавший слабость к голубому фарфору, павлиньим перьям и французским гобеленам ручной работы; некоторые признáют в нем, быть может, автора великолепных сказок «Соловей и Роза» и «Мальчик-Звезда», еще меньше – автора нетленного «Дориана Грея», катехизиса декадентской философии. Но, к несчастью, для подавляющего большинства имя Оскара Уайльда стало своего рода символом порочности и переломить эту изустно передаваемую репутацию практически невозможно.
"Портрет Дориана Грея" – центральное произведения творчества Оскара Уайльда. История падения молодого аристократа Дориана Грея, развращенного великосветским циником лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых комнат, затянутых старинными гобеленами, оранжереей с цветущими орхидеями, затемненных кабинетов с потайными шкафами, прячущими ядовитые зелья и не менее ядовитые книги. Любование предметами салонно-аристократического быта, эстетизация нравственного растления, оправдывающая циничные рассуждения и порочные похождения героев, делают этот роман одним из наиболее характерных произведений декадентской прозы. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.
Фантастично
то, что человек и портрет как бы поменялись
ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати
лет остается внешне неизменным, а тяжкую
функцию старения принимает на себя картина,
на которой время, страсти и пороки оставляют
свои следы. Этот фабульный мотив имеет
вполне определенную литературную родословную.
Мотив таинственной связи судьбы человека
с его портретом мог быть заимствован
Уайльдом из знаменитого романа Ч.Р. Метьюрина
«Мельмот - скиталец».
Цель моей работы – попытаться сформулировать
проблематику романа «Портрет Дориана
Грея».
Моими задачами является определить мораль главного Героя, выявить его пороки.
Глава 1.
Роман «Портрет Дориана
Грея» как отражение
противоречивости эпохи
конца XIX в.
"Портрет Дориана Грея" - роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этот роман написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике и идеологии целиком принадлежит ХХ в., а по художественному языку - европейскому символизму, а тем самым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведении впервые поставлена проблема соотношения текста и реальности как проблема энтропийного времени . В концепции культуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря, "П. Д. Г." играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем, например, "Доктор Фаустус" Томаса Манна.
Если рассматривать мифологическую сторону романа. Прежде всего, Дориан Грей наделяется целым рядом прозвищ, именами мифологических красюцев - Адонис, Парис, Антиной, Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего.
В мифе о Нарциссе говорится, что прорицатель Тиресий предсказал родителям прекрасного юноши, что тот доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс случайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умирает от любви к себе.
Дориан Грей влюблен в свое "второе я" портрет, подолгу смотрит на него и даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.
Другой не менее важный миф, который используется в сюжетном построении романа, это легенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступает лорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его тела, когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальную фразу:
"- Как это печально! - пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от своего портрета. - Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день... Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. - В.Р.)".
Так и получается: Дориан становится вечно молодым "отродьем Дьявола", как называет его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.
Попробуем теперь разобраться, что все это означает с точки зрения концепции энтропийного времени . Свойство физического времени - необратимость, связанная с накоплением энтропии, распада, хаоса, как показал современник Оскара Уайльда великий австрийский физик Людвиг Больцман. В романе много раз изображается этот процесс энтропийного разложения тела. Энтропийному времени противостоит семиотическое время , который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличивает информацию.
Текст с годами
молодеет, так как он обрастает
все большим количеством
В романе Уайльда
текст и реальность меняются местами.
Портрет приобретает черты
Не случайно
Дориан Грей влюблен не столько в актрису
Сибилу Вэйн, а в те роли (тексты), которые
она играет, - Джульетту, Розалинду, Имоджену.
Он сам - музыкант и страстно любит все
прекрасное. Коллекционирует предметы
древнего искусства. Это - декадентский
вариант мифологемы Достоевского о том,
что красота спасет мир. Красота губит
личность, потому что это не настоящая
красота, а дьявольская, что показывает
портрет, который хранится у Дориана Грея.
За сделку с дьяволом надо расплачиваться.
Вся история, происшедшая с Дорианом Греем,
- это дьявольское наваждение: убитый,
Грей становится таким безобразным, каким
и должен быть, а портрет вновь превращается
в текст - равновесие восстанавливается.
Глава 2. Мораль и пороки главного героя Дориана Грея.
Ценность красоты
и молодости является главной ценностью
в произведении. Девиз художника романа
звучит так - «Художник не моралист». Подобная
склонность художника рождает непростительную
манерность стиля». Впрочем, у художника
Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить,
есть «этические симпатии» и даже некоторая
склонность к морализированию; однако
искусство Холлуорда находится вне сферы
проявления этих качеств, а его морализаторство
никак не влияет на друзей художника, разве
что несколько утомляет их. Здесь Уайльд-романист
нисколько не противоречит Уайльду –
законодателю эстетизма. Мысль о первичности
искусства, отражающего лишь того, кто
смотрится в него, «а вовсе не жизни», -
мысль, заявленная на этот раз фрагментарно,
получила развернутое выражение в диалоге
«Упадок искусства лжи». В романе портрет
как произведение искусства как будто
отражает самое жизнь – жизнь Дориана
Грея.
Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося
портрета не видит, а посему можно сказать,
что портрет одномоментно отражает лишь
того, кто в данную минуту «в него смотрится»,
то есть героя. Не прозвучавшая отчетливо
в предисловии, но очень важная мысль о
том, что деградация искусства впрямую
связана с упадком высокого искусства
лжи, иллюстрируется и доказывается в
романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн.
Не ведавшая, что такое любовь, девушка
прекрасно фантазировала на сцене, лгала
(в уайльдовском смысле), с успехом играя
роли многих шекспировских героинь. Узнав
истинное чувство, полюбив Дориана, она
переживает резкий «упадок искусства
лжи», в результате чего с ней как с актрисой
происходит трагическая метаморфоза:
она начинает играть из рук вон плохо (что
фиксирует даже добрейший Холлуорд).
Она произносит еретические слова о том,
что искусство – только бледное отражение
подлинной любви, и Дориан жестоко отлучает
ее от церкви: «Без вашего искусства вы
– ничто!» . В отчаянии она, как Гретхен
из «Фауста», отравляет себя. И даже ее
смерть трактуется в эстетическом ключе
– вначале лордом Генри, а затем и самим
Дорианом. Лорд Генри находит, что она
сыграла свою последнюю роль, которая
представляется ему «необычайным и мрачным
отрывком из какой-нибудь трагедии семнадцатого
века».
Он говорит: «Эта девушка, в сущности,
не жила – и, значит, не умерла». Дориан
соглашается и с такой же легкостью заявляет:
«Она снова перешла из жизни в сферы искусства».
Последующее гедонистическое истолкование
судьбы несчастной молодой актрисы содержится
в пространном монологе лорда Генри Уоттона
из восьмой главы романа – истолкование,
возвращающее Дориану душевное равновесие
и стабильное безразличие к окружающим
людям.
Понятие «прекрасное»
и «красота» (Уайльд пишет это
слово с заглавной буквы) ставятся
в предисловии на самую верхнюю
ступень ценностей. Поучения лорда
Генри и их воплощение – жизнь
Дориана – как будто вполне
соответствует такой
Дориан карается только тогда, когда поднимает
руку на прекрасное – на произведение
искусства. Искусство как воплощение прекрасного
вечно, и потому погибает герой, а остается
жить прекрасный, как и в момент окончания
работы художника, портрет. Все как будто
бы согласуется с теоретическими воззрениями
писателя. Вместе с тем финал романа может
иметь и несколько иное истолкование.
Мертвый человек, лежащий на полу, опознан
его слугами лишь по кольцам на руках:
«лицо у него было морщинистое, увядшее,
отталкивающее».
Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен,
а это обстоятельство позволяет даже в
системе ценностей эстетизма прочитать
наказание, понесенное за преступления.
Именно преступления (во множественном
числе), ибо одно лишь покушение на портрет
не оставило бы такого обилия следов на
лице героя. Общая окраска преступлений
Дориана – абсолютная аморальность, полный
нравственный индифферентизм. Даже порицающий
«эстетические симпатии художника» писатель,
вопреки собственной программе, показал
не только душевный кризис своего героя,
но и в конце концов привел его к наказанию.
Нарушая неписаные законы нравственности,
Дориан, исповедующий идеи нового гедонизма,
нарушает и законы писанные.
Впрочем, несовершенство этих законов,
как и всего английского общественного
организма, хоть и не является предметом
художественного анализа в романе, но
в то же время не укрывается от взгляда
его создателя. «Знаю, что в Англии у нас
не все благополучно, что общество наше
никуда не годится», - говорит художник
Холлуорд, далекий от позерства и не склонный
высказываться лишь ради красного словца.
Именно Холлуорд становится трагической
жертвой самого тяжкого преступления
Дориана Грея – преступления, подробно
описанного романистом. Можно также взглянуть
на это событие с позиций, отстаиваемых
в предисловии к роману. «Художник – тот,
кто создает прекрасное», - гласит первый
афоризм.
Прекрасное, согласно кодексу эстетизма,
превыше всего. Поднявший руку на прекрасное
(портрет) герой наказывается. Убив творца
прекрасного – создателя портрета - он
совершает не менее тяжкое преступление.
Таким образом, несмотря на постулаты
автора, порок и добродетель отнюдь не
предстают исключительно как «материал
для творчества». Как это часто бывает
в отношениях искусства с нормативной
эстетикой, Уайльд подчас непроизвольно
противоречит собственным теоретическим
декларациям и в художественной практике
выходит за установленные им же самим
рамки.
«Когда эстет берется за роман, то его
эстетизм проявляется вовсе не в формальном
построении романа, - а в том, что в романе
изображается говорящий человек – идеолог
эстетизма, раскрывающий свое исповедание,
подвергаемое в романе испытанию.
Это высказывание М.М. Бахтина дает ключ
к пониманию своеобразия художественного
мира романа Уайльда и его пафоса. Действительно,
в романе подвергается испытанию не герой
как личность, психологический тип или
эмблема какой-то жизнедеятельности, а
мировоззрение, идеологическая программа
героя (в нашем случае – откровенный гедонизм).
«Говорящий человек – идеолог» в романе
– это, конечно же, лорд Генри Уоттон, разворачивающий
перед Дорианом и читателем целую программу
эстетизированного гедонизма.
То, что в жизни самого Уайльда зачастую
было лишь позой, у персонажа является
продуманной системой взглядов, которую
он своеобразно апробирует на жизни Дориана
Грея. Причем, он делает это, считая своего
молодого друга не личностью, а «подходящим
объектом» для «научного анализа страстей».
Таким образом, жизненное кредо, прокламируемое
Генри Уоттоном, подтвержденное книгой
Гюйсманса, проходит причудливое испытание
на судьбе Дориана Грея. В первых главах
романа душа и ум главного героя растревожены
проникновением новых представлений о
жизненном предназначении красоты, в последней
главе Дориан гибнет. В заданных границах
он проходит весь цикл испытания, и вдумчивому
читателю можно попытаться дать ответ
на вопрос о том, доказала ли жизнь Дориана
Грея за этот период состоятельность идиологемы
лорда Генри Уоттона или нет.
«Цель жизни – самовыражение. Проявить
во всей полноте свою сущность – вот для
чего мы живем», - внушает лорд Генри своему
юному другу. Однако дальнейшая жизнь
Дориана является вовсе не раскрытием
сущности того человека, портрет которого
написал художник Бэзил Холлуорд, а переформированием
его души, отразившимся в конечном счете
и на холсте. Это переформирование и приводит
к той утрате целостности., косвенные признаки
которой подмечает даже сам «идеолог»,
находя, что Дориан в отдельные моменты
становится «сам не свой».
Заглавный герой в ответ на вопрос герцогини
Монмутской, помогла ли ему философия
лорда Генри найти счастье, говорит, что
«никогда не искал счастья», искал лишь
наслаждений, но находил их «слишком часто».
В другой беседе Грей признается своему
учителю, что «был бы рад поменяться с
любым человеком на свете» и что убитый
человек счастливее его. Он тяготится
своей «чудесной жизнью», признается он
один раз, что «так жить больше не хочет»
и даже упрекает лорда Генри за то, что
он однажды «отравил» ученика книгой.
Его друг протестует: «А “отравить” вас
книгой я никак не мог. Этого не бывает.
Искусство не влияет на деятельность человека,
- напротив, оно парализует желание действовать.
Оно совершенно нейтрально. Так называемые
безнравственные книги – это те, которые
показывают миру его пороки, вот и все».
Растворение эстетизма в новом гедонизме
также характерно лишь для тирад и реплик
лорда Генри. Вспомним, к примеру, гимн
Красоте из второй главы.
«Красота – один из видов Гения, она еще
выше гения… она имеет высшее право на
власть и делает царями тех, кто ею обладает…»
. Идея «вседозволенности», свойственной
Красоте, подвергается в романе испытанию
и в конечном счете опровергается. Лорду
Генри кажется, что если бы идеи нового
гедонизма овладели каждым человеком,
то «мир ощутил бы вновь… мощный порыв
к радости». У Дориана Грея, впитавшего
эти мысли, оказывается много подражателей,
но судьбы их – автор лишь сообщает о них,
а не изображает в подробностях – никак
не назовешь «порывом к радости». Итак,
всеобщего возврата к «идеалам эллинизма»
отнюдь не происходит.
Сам Дориан Грей,
ощутив вседозволенность, оказывается
способным на самое тяжкое преступление.
Одно из его преступлений, убийство
Бэзила Холлуорда , которое подробно описывается
в романе, не вызывает разночтений: оно
является преступлением как в морально-этическом,
так и в юридическом смысле. Лорд Генри,
заявляющий, что преступления – «удел
низших классов», не принимает убийства,
аргументируя свою позицию в свойственной
ему парадоксальной манере: «Убийство
– всегда промах. Никогда не следует делать
того, о чем нельзя поболтать с людьми
после обеда», а на вопрос Дориана («Что
бы вы сказали, если б я признался, что
это я убил Бэзила?») лорд Генри отвечает
еще одним афоризмом: «Всякое преступление
вульгарно, точно так же как всякая вульгарность
– преступление».
Верный себе, Уайльд не впадает в морализаторство,
но явное преступление не находит в его
романе оправдания даже в координатах
идеологии нового гедонизма. «Дориан
Грей» - это эстетический роман в высшем
смысле, не пропагандирующий эстетическую
доктрину, а выявляющий ее опасности. Уайльд
написал трагедию эстетизма, заключающую
в себе предвестье его собственной трагедии.
Дориан, как и Уайльд, экспериментировал
с двумя формами любви – любви к женщинам
и любви к мужчинам; через посредство своего
героя Уайльд мог распахнуть окно в свой
собственный опыт последних лет. Своим
романом он заявляет, что жизнь, управляемая
одной лишь чувственностью, анархична
и саморазрушительна.
Дориан Грей – это лабораторный опыт.
Результат отрицательный. По таким правилам
жизнь прожить невозможно. Платой за попустительство
самому себе становится расправа героя
со своим портретом; этим действием, в
некотором смысле обратным тому, чего
он желал, Дориан раскрывает свое лучшее
«я», хотя бы только в смерти. Уайльдовский
персонаж приходит к той точке, где сходятся
противоположности.
Непреднамеренное убийство делает Дориана
первым мучеником эстетизма. Текст романа
говорит нам: красиво плыви по поверхности
– и некрасиво сгинешь в глубинах. Автор,
прославляя эстетизм, сам предъявляет
ему обвинение. «Портрет Дориана Грея»
замкнут, обращен на себя в самом что ни
на есть хитроумном смысле, как и его центральный
образ. Дориан восходит – или опускается
– от жизни к искусству и от него обратно
к жизни.
Всякое событие, как и всякий персонаж
книги, имеет скрытую эстетическую составляющую,
которой это событие, этот персонаж и мерится
в конечном итоге. Бэзил Холлуорд завершает
портрет Дориана именно в тот момент, когда
лорд Генри начинает охотится за душой
молодого человека. Хотя Уайльд в предисловии
к роману утверждает: «Раскрыть людям
себя и скрыть художника – вот к чему стремится
искусство», Холлуорд боится, что портрет
слишком откровенно обнаруживает его
любовь к Дориану, а Дориан позднее, в свою
очередь, боится, что он слишком откровенно
обнаруживает его сущность. Уже поле появления
журнальной публикации романа в «Липпинкотс
Мэгезин» он вызвал грубую критику, а выход
романа отдельным изданием породил целую
волну резких и явно несправедливых нападок.
Общество взывало к цензуре, суду и полиции.
Писатель отвечал своим критикам через
газеты со свойственными ему остроумием
и невозмутимостью. Книге приписывалось
самое тяжкое обвинение во времена воинствующего
пуританизма – безнравственность. В ответ
Уайльд писал: «Узнав из столь авторитетного
источника, что это безнравственная книга,
которую правительство тори должно изъять
и запретить, несчастная публика, несомненно,
сейчас же бросится ее читать. Но увы! Она
обнаружит, что это роман с моралью.
А мораль такова: всякая чрезмерность
как и всякое самоотречение, несет в себе
наказание. Художник Бэзил Холлуорд, боготворящий,
как и большинство художников, физическую
красоту, гибнет от руки того, в душе которого
взрастил он чудовищную и нелепую гордыню.
Дориан Грей, живущий лишь чувственностью
и наслаждением, пытается убить свою совесть
и одновременно убивает себя. Лорд Генри
Уоттон, стремясь всегда оставаться созерцателем
жизни, обнаруживает, однако, что тот, кто
уходит от битвы, зачастую бывает ранен
глубже, чем тот, кто участвует в ней. Да,
в «Дориане Грее» содержится страшная
мораль, которую не смогут разглядеть
люди извращенного ума, она откроется
только тем, чьи помыслы чисты.
Информация о работе Конфликт красоты и морали в произведении О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"