КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуни­ка­тивными, функциональными и культурными факторами.

Работа содержит 1 файл

ТИПЫ КОНЦЕПТОВ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Класс психических (духовных) концептов формируют концепты внутреннего мира (душа, дух): а) концепты характера (азартность, бес­пут­ность, терпение, благодушие, великодушие, гордость, грубость, до­вер­чивость, мечтательность), б) концепты эмоций (веселье, радость, счастье, злость, грусть, ликование, страдание, ревность, тоска, тре­во­га), в) ментальные концепты (знание, ум, мысль, понимание, память, пред­ставление, разум, рассудок, воображение, вдохновение, сознание) (более подробный список этих концептов [4]).

Еще раз следует повторить, что границы между классами концептов размыты. Так, соматические концепты относятся к классу космических (био­­логических), при этом часть структур этих концептов представляет их в иерархии концептов внутреннего мира: сердце – реально существующий кровеносный орган, при этом сердце – воплощение характера (доброе/злое сердце), в наивной картине мира сердце – орган эмоционального пережи­вания (сердцем веселиться/радоваться/печалиться). Совесть – концепт из класса социальных (моральных) и при этом – класса концептов внут­реннего мира, в наивной картине мира совесть – воплощение конфес­сио­нальной принадлежности человека (Менять веру, менять и совесть) и его национальности (Душа христианская, а совесть цыганская).

Типы концептов. По признаку появления концепты национальной концептосферы можно подразделить на исконные и заимствованные. Исконные концепты зародились в национальной концептосфере, заимствованные были в нее привнесены из других национальных концептосфер. Примером исконных русских концептов могут служить концепты князь, богатырь, Русь, соловей-разбойник и др. Заимствованными являются, например, концепты идея, фантазия, император, президент и т.д. Показателем заимствования обычно выступает заимствованное слово – репрезентант концепта. При переходе концепта из одной национальной концептосферы в другую переносятся, как правило, только понятийные его признаки; образные и ценностные признаки развиваются по аналогии со схожими исконными концептами. Так, в русской концептосфере концепт идея появился в начале XVIII в. с перенесенными  из западноевропейских языков понятийными признаками «мысль», «замысел». Структура заимствованного концепта идея стала развиваться по аналогии со структурой исконно русского концепта мысль.

По признаку развития структуры концепты можно разделить на развивающиеся и застывшие. Развивающиеся концепты – активно используемые в национальной концептосфере, пополняющие свою структуру новыми признаками. Примером развивающегося концепта может служить концепт сердце, в XIX и ХХ веках у которого появились новые образные – артефактные – признаки «мотор» (мотор барахлит «о сердце»), «фотография» (запечатлелось/проявилось в сердце) и др. Застывшими считаются такие концепты, структуры которых перестали пополняться новыми признаками; обычно такое явление связано с исчезновением реалий, связанных с этим концептом, процессом перехода слова – репрезентанта концепта – из активного словарного запаса в пассивный (это так называемые архаизмы и историзмы). Примером застывших концептов могут служить князь, богатырь, соловей-разбойник.

По признаку постоянства базовой структуры концепты бывают постоянными (сохранившимися) и трансформировавшимися. Сохранившиеся концепты – такие, у которых понятийная и ценностная часть структуры концепта не изменилась, несмотря на исчезновение или трансформацию референтов. В качестве примера можно назвать концепт правитель, понятийная и ценностная часть структуры которого была перенесена на концепты князь, царь, император, президент. Трансформировавшиеся концепты – те, которые были перенесены в связи с исчезновением референтной базы на новые реалии. Так, концепт придворный этикет был постепенно перенесен после революции 1917 года на реалии советского правительства, при этом структура исходного концепта была трансформирована (особенно его сценарная часть, где субъект, объект и обстоятельства действий видоизменились).

По признаку первичности концепты делятся на первичные (основные) и производные. Основные концепты – те, что появились раньше и послужили базой для развития производных. На последнее указывают производные слова – репрезентанты концепта. Концепт мысль – первичный (основной) концепт, замысел, помысел, умысел, вымысел – производные. Первоначально производные концепты входили как составные признаки основного концепта, позже они стали развиваться самостоятельно, однако их структура до сих пор не достигла той степени развития, которая существует у первичного концепта.

По признаку актуальности концепты делятся на ведущие и второстепенные. Ведущие концепты еще называют ключевыми. К ним относятся такие концепты, которые широко представлены в паремиологическом фонде, фольклоре, художественной литературе. Примерами могут послужить такие концепты, как душа, сердце, ум, человек, природа, мир, земля, солнце, небо и др. Второстепенные концепты находятся на периферии, они вторичны, менее актуальны, их репрезентанты менее частотны, например, концепты чиновник, консультант, демонстрация и др. В этой же классификации выделяются постоянно актуальные, неактуальные и переменные («плавающие») концепты. Постоянно актуальные есть ведущие (ключевые) концепты, неактуальные – второстепенные концепты, переменные («плавающие») – это периодически становящиеся актуальными и неактуальными концепты. Примером переменного концепта в русской концептосфере может служить вера. Первоначально этот концепт базировался на языческих верованиях, позже – на христианских, в советское время база концепта вера была перенесена на политических лидеров (Ленин, Сталин), сейчас вновь актуально православие как основная часть структуры этого концепта. В зависимости от промежутка времени, когда концепт становится снова актуальным, концепт может стать трансформировавшимся. Переменные концепты могут менять имя, репрезентирующее концепт, и даже часть своей структуры. Так, в период войны на Кавказе в XIX веке в русской концептосфере был актуален концепт абрек. В последнее десятилетие этот концепт трансформировался и стал не менее актуальным под именем чеченец.

 

Список литературы

  1. Герасимов В.И., Петров В.В.  На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 5-11.
  2. Иная ментальность / Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. – М.: Грозис, 2005. – 352 с.
  3. История лингвистических учений. Древний мир / Отв. ред. А.В. Десницкая, С.Д. Кац­нельсон. – М.: Наука, 1980. – 258 с.
  4. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. – Кемерово: Графика, 2004. – 386 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 3).
  5. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Языки русской культуры, 1996.
  6. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Academia, 2001. – 320 с.

7.                   Lakoff J. Women, Fire and Dangerous Things. What categories reveal about the mind. – Chicago: L.: The University of Chicago Press, 1987. – 614 p.

 



Информация о работе КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА