КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуни­ка­тивными, функциональными и культурными факторами.

Работа содержит 1 файл

ТИПЫ КОНЦЕПТОВ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)


РАЗДЕЛ V

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА

 

 

 

М. В. Пименова (Кемерово)

 

Типы концептов

 

Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуни­ка­тивными, функциональными и культурными факторами. «Язык – это средство передачи мысли и как таковой выступает главным образом в виде своеобразной «упаковки». Однако знания, используемые при его деко­дировании, отнюдь не ограничиваются знаниями о языке. В их число вхо­дят также знания о мире, социальном контексте высказываний, умение из­влекать хранящуюся в памяти информацию, планировать и управлять дис­курсом и многое другое. При этом ни один из типов знания не является бо­лее важным для процесса понимания, ни одному из них не отдается явное предпочтение» [1, с. 6]. Перед лингвистикой рас­кры­вается перспектива открытия этапов в развитии культуры и языка опре­деленного народа, т.е. картин мира разных эпох.

Не следует думать, что концептуальные исследование – это новое направление, возникшее в конце ХХ века на пустом месте.

К первым, зафиксированным в письменном виде, концептуальным исследованиям можно отнести работу Яски (автора труда, посвященного ассоциативным рядам слов, употребляемых в Ригведе), где приводится классификация предметов по отношению к трем частям тогдашней модели мира: земля, пространство между небом и землей, небо. «Примечательно отнесение к категории «воды» (100 слов) не только важнейших жидкостей (мед, молоко, вино и т.п.), но и … всего «текучего», «изменчивого». Так, сюда включены «успех», «слава» (yaśas), а также прошедшее (bhūtam), «существование», «бывание» (bhuvanam) и «будущее» (bhavişyat)» [3, с. 9].

На современном этапе развития языкознания одной из перво­оче­ред­ных проблем может быть названа проблема определения общей для языка и культуры онтологической платформы. Для этого необходимо изу­чить язы­ковые единицы как средство хранения и передачи ментальности носи­те­лей языка, а также как средство, продуцирующее эту ментальность.

Постичь картину мира всегда непросто; в силу привычки мы не заме­чаем картину мира, отраженную в родном языке. Картину мира другой куль­туры можно увидеть через приз­му неродного языка. Мы замечаем осо­бен­ности своей картины мира только тогда, когда сравниваем ее с чужой, иноязычной картиной мира.

Содержание культуры представлено различными областями: это нра­вы и обычаи, язык и письменность, одежда, поселения, работа (труд), вос­питание, экономика, армия, общественно-политическое устройство, за­кон, наука, техника, искусство, религия, проявления духовного развития на­ро­да. Все эти области в языке реализуются в виде системы кодов куль­туры. Код культуры – это макросистема характеристик объектов картины мира, объединенных общим категориальным свойством; это некая понятийная сетка, используя которую носитель языка катего­ризует, структурирует и оценивает окружающий его и свой внутренний ми­­ры. При переносе характеристик из одного кода в другой в языке воз­никает метафора или метонимия. Код культуры – это таксономия эле­ментов картины мира, в которой объединены природные и созданные ру­ками человека объекты (биофакты и артефакты), объекты внешнего и внутреннего миров (физические и психические явления).

Как указывает В.Н. Телия, культура – «это та часть картины мира, которая отображает самосознание человека, исторически видоизме­няю­ще­гося в процессах личностной или групповой рефлексии над цен­ностно зна­чи­мыми условиями природного, социального и духовного бытия че­ло­века. Из этого следует, что культура – это особый тип знания, отра­жающий све­де­ния о рефлексивном самопознании человека в процессах его жиз­нен­ных практик» [5, с. 18]. Сталкиваясь с различиями форм жизни в раз­ных культурах, мы вынуждены постигать собственную само­бытность, по­это­му исследование картины мира представляет собой про­цесс познания мира и самопознания.

Коды культуры проявляются в процессах категоризации мира. Кате­горизация есть процесс сжатия многообразия. Сами категории формируют­ся в нашем сознании в соответствии с конкретными тре­бова­ния­ми окруже­ния, среды. «При этом любой язык адекватно об­слу­жи­­­вает свою культуру, предоставляя в распоряжение говорящих средства для выражения культур­но значимых понятий и отношений» [6, с. 87]. В когнитивной лингвистике сохраняется интерес к метафоре, что объ­ясняется возмож­ностью осмысления основ мышления, процесса освое­ния мира, связи кон­цепта и его реализацией в языке. Особое внимание уде­ляется универ­сальным (свойственным большинству языков) моделям метафор.

Приоритетными моделями метафор для носителей разных языков являются пространственная (ори­ен­тационная), временная и культурная. К числу пространственной (ориентационной) модели относятся следую­щие разновидности:

- вместилище (контейнер, емкость) (хранить в сердце; таить в душе);

- поверхность (на уме; на памяти);

- оппозиции «верх – низ», «передняя (фасадная) сторона – задняя сторо­на», «правый – левый», «близкий – далекий», «центр – периферия» (высокие помыслы; низкие мысли; задним умом крепок; левые деньги «приработок»; недалекий «неумный»).

- биологическая (повышение роста; высокая/низкая всхожесть культур);

- географическая (горизонты науки; «Архипелаг ГУЛАГ»);

- геометрическая (пересеклись «встретились»; параллельно выдвинуть идею);

- соматическая (телесная) (коротышка; позвоночный столб);

- физическая (Пей из ковша, а мера душа; Мерить на свой на аршин);

- химическая (улетучиться из помещения «исчезнуть, уйти»).

- кинестетическая (он сечет/рубит/волокет в математике прост. «разбирается»; продираться сквозь слова).

- социальная (верхи/низы общества; высокая/низкая социальная ступень);

- метеорологическая (выпали осадки; тучи закрыли солнце);

- зооморфная (падёж скота; высокий/ низкий рост поголовья);

- строительная (возводить воздушные замки «мечтать»; подводить фундамент «обосновывать»).

- милитарная (мозговой штурм; пленить/ завоевать сердце);

- транспортная (Проехали! восклицание со значением «прекратим это обсуждать»; выдвинуть кандидатуру).

- косметическая (подводка для глаз).

- кулинарная (взбить тесто; тесто поднялось).

- механическая (дать на горá «выработать объем руды/ угля»).

- производственная (высокое/низкое качество продукции; высокие/низкие темпы производительности труда);

- экономическая (уровень цен; высокий/ низкий уровень жизни).

Временная модель включает в себя такие разновидности метафор:

- космическое время (ждать целую вечность);

- календарное время (весна/ осень жизни);

- жизнь бога (бессмертное творение; вечная душа);

- жизнь живого организма – человека, животного, насекомого (рождение любви);

- время суток (на закате жизни);

- единицы времени (мгновения любви).

Самой обширной по видам и их разнообразию является культурная модель метафор. В языке отобразилось свойство мышления человека, жи­ву­щего в природной и социальной среде, переносить на физический мир и свой внутренний мир и его объекты антропоморфные, биоморфные и пред­метные характеристики. Способность человека соотносить явления из раз­ных областей, выделяя у них общие признаки, находится в основе сущест­вующих в каждой культуре системе культурных кодов, среди которых при­родный, растительный (вегетативный, фитоморфный), зооморфный (ани­мальный, териоморфный), перцептивный, соматический, антропо­морф­ный, предметный, пищевой, метеорологический, химический, цвето­вой, прост­ранственный, временной, духовный, теоморфный (божественный), галан­терейный, игровой, математический, медицинский, музыкальный, этногра­фический, экологический, экономический. Растительный, зооморфный и антропомофный коды иногда объединяют под общим название биоморф­ного (натуралистического) кода. Основу культурных кодов составляет  ми­фологический символизм, суть которого состоит в переносе образов конк­ретных предметов на абстрактные явления (в том числе внутреннего мира). Устанавливая параллелизм объектов физической (реальной) и виртуальной (иллюзорной) действительности, мифологическое сознание основывается на гносеологических операциях сравнения и отождествления.

Антропоморфный код, в свою очередь, делится на индивидуальный и социальный субкоды. Кодам культуры в основной своей части свойст­венен изоморфизм, т.е. в каждой культуре наличествует весь перечис­лен­ный спектр кодов, однако не все элементы указанных кодов будут изо­функ­циональны. Поиск специфических элементов, отличающих тот или иной код культуры, позволяет указать на особенность культуры, отражен­ной в мышлении народа. Элементы кодов выступают как классификаторы и квантификаторы друг для друга, за ними закреплена некоторая симво­лическая культурная соотнесенность.

В связи с тем, что работа мышления определяется несколькими эта­пами: первоначально – развитие образов, и только после их появления – вы­работка понятий, все метафоры в языке (в основе которых всегда на­хо­дится некий образ) можно оформить в виде ограниченного количества ка­те­горий. Метафоры и метонимия – одни из способов актуализации тех или иных признаков в языке.

Последнее десятилетие в когнитивной лингвистике исследователей при изучении языковых категорий интересуют конкретные принципы вы­де­ления концептов, их таксономия и установление иерархии концептов, которые обусловлены языковой категоризацией. Дж. Лакофф выдвинул гипотезу, что категории формируются когнитивными структурами, полу­чив­шими название идеализированных когнитивных моделей (idealized cognitive models), под которыми понимаются особые когнитивные сущ­ности, лежащие  в основе языковых категорий. Дж. Лакофф выделяет че­ты­ре их типа: 1) пропозициональные модели, определяющие характер эле­ментов категории, их свойства и отношения между ними; 2) образ-схема­тические модели, отражающие основные образные представления, форми­рующие категориальные классы; 3) метафорические модели, позволяющие представить некоторую абстрактную область посредством отождествления ее с другой областью, обычно конкретной и доступной эмпирическому изу­че­нию; 4) метонимические модели, действующие совместно с тремя пер­выми типами идеализированных когнитивных моделей и обеспе­чи­ваю­щие перенос характеристик одного элемента множества на всё мно­жество [7].

В лингвистической литературе появились работы, где предлагаются различные классификации концептов. Одна из таких клас­сификаций при­над­лежит В.И. Карасику: «содержательно все концепты мож­но противо­поставить как параметрические и непараметрические мен­тальные обра­зо­вания. К первым относятся те концепты, которые выс­тупают в качестве классифицирующих категорий для сопоставления реаль­ных характеристик объектов: пространство, время, количество, качество и др. Ко вторым от­носятся концепты, имеющие предметное содержание. …Одним из важ­ней­ших признаков категориального статуса концептов яв­ляется их автономи­ческий характер, наличие бинарной оппозиции как конститутивного при­знака концепта. … Непараметрические концепты мож­но разбить на регу­ля­тивные и нерегулятивные. К первым относятся те ментальные образо­вания, в содержании которых главное место занимает ценностный компо­нент… Класс нерегулятивных концептов весьма свое­образен. Предложен­ные в лингвистической литературе классификации мен­тальных единиц, от­но­сящихся к этому типу … построены на основе лингвистического (часте­реч­ного в своей основе) и когнитивно-психо­логического критериев. … На­ря­ду с картинками, схемами, сценариями, гиперонимами и другими разно­видностями концептов можно выделить лингвокультурный типаж» [2, с. 30-33].

Можно представить трехчленную классификацию концептов, обра­зующих концептуальную систему, способом актуализации которой, в свою очередь, выступает язык. Все концепты, так или иначе объективированные в языке, могут быть распределены по трем понятийным (категориальным) классам: I. Базовые концепты, к этому разряду можно отнести те кон­цеп­ты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира; среди них: 1) космические концепты; 2) социальные концепты; 3) психические (ду­хов­ные) концепты. II. Концепты-дескрипторы, которые квалифици­руют ба­зо­вые концепты; среди них: 1) дименсиональные концепты, под ко­то­ры­ми понимаются различного рода измерения (размер, объем, глубина, вы­со­та, вес и др.), 2) квалитативные концепты, выражающие качество (теп­ло – холод, целостность (холистичность) – партитивность, твердость – мяг­кость), 3) квантитативные концепты, выражающие количество (один, мно­го, мало, достаточно – недостаточно). III. Концепты-релятивы, реа­ли­зую­щие типы отношений, среди них: 1) концепты-оценки (хорошо – пло­хо, пра­вильно –неправильно, вредно – полезно, вкусно – невкусно), 2) концепты-по­зи­ции (против, вместе, между, впереди/позади (всех), рядом, вверху/вни­зу, близко/далеко, современный/несовременный), 3) концепты-прива­тивы (свой/чужой, брать/отдавать, владеть/терять; включать/исключать).

Класс космических концептов (небо, земля, планета, солнце, звез­да, луна, комета) включает в себя субклассы: а) метеорологические кон­цепты (погода, осадки, туча, гроза, дождь, гром, снег); б) биологические концепты (человек, птица, зверь, насекомое, змея, рыба, растение, цветок, дерево, куст, трава, ягода, фрукты, овощи), построенные на понятийных оппозициях «живое – неживое», «съедобное – несъедобное», «рукотворное – природное», «человек – нечеловек», пищевые (ритуальная пища, повсе­днев­ная еда, национальная кухня), соматические (тело/плоть, голова, серд­це, печень), перцептивные (зрение, вкус, слух, в наивной картине мира пред­чувствие, уловление, нюх, чутье) и др.), в) ландшафтные концепты (поле, лес, луг, роща, чаща, бор, тайга, степь, гора, холм, озеро, море, река, океан, дорога), г) предметные концепты, включая артефактные концепты (строение, завод, фабрика, конвейер, механизм, инструмент, посуда).

Класс социальных концептов образуют: а) концепты стран (Россия, Германия, Франция, Китай, страна, общество, государство), б) концепты социального статуса (элита, «верхи-низы», крестьянин, рабочий, бога­тырь, правитель (вождь, князь, царь, император, генсек, президент), бо­га­тый, бедный), ремесленник (гончар, плотник, кузнец), интеллигент, уче­ный, раб), в) концепты национальности (русский, немец, китаец, амери­ка­нец, француз), г) концепты власти и управления (демократия, дикта­ту­ра, свобода, воля, кризис), д) концепты интерперсональных отношений (влия­ние, независимость, соборность, рабство, подчинение, власть, родст­во; мир, война), е) моральные (этические) концепты (честь, долг, обя­­зан­ность, совесть, стыд, раскаяние; корысть, лесть, подлость, изме­на, верность), ж) концепты занятий (труд, ремесло, игра, образование, празд­ник, дело), з) религиозные концепты (Богоматерь, Бог, святой, икона).

Информация о работе КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА