Автор: Владимир Сорокин, 24 Ноября 2010 в 01:35, курсовая работа
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.
Информацию о том, какая часть от всего объема концепта реализуется в современной речи наиболее часто, можно получить из анализа дискурса современных газет.
Для получения
сведений о понимании исследуемого
концепта разными группами носителей
языка необходимо провести ассоциативный
опрос, направленный на выявление периферических
признаков концепта.
В исследованиях,
проводимых на базе средней школы, в качестве
объекта выступали учащиеся. По периодизации
Д.Б. Эльконина, школьник проходит через
три возрастных этапа: младший школьный
возраст, подростковый возраст и юношество.
Из каждой возрастной группы было взято
по одному классу: представители третьей,
восьмой и десятой параллелей. Постепенно
приобщаясь к языковой картине мира, младшие
школьники проходят сложный период обретения
своего социального «Я»; легче всего работать
с третьеклассниками, поскольку они достаточно
усидчивы, легко схватывают суть проблемы
и уже умеют выстраивать ассоциативные
ряды. Восьмиклассники – подростки, проходящие
кризисный период перехода к качественно
новому самовосприятию. В этом возрасте
люди сильно подвержены конформизму, влиянию
масс, а огромное воздействии на их речь
оказывает молодежный арго (жаргон). Десятиклассники
уже прошли через кризисы подросткового
возраста и юности, они входят в период
стабилизации личности и готовы активно
воспринимать мир, принимать непосредственное
участие в развитии родного языка и его
концептосферы.
Также рассмотрены
ассоциативные комплексы, связываемые
со словом «свет» взрослыми носителями
языка. В данном случае в качестве
таковых выступали учителя
Исследование
концепта «свет» проводилось путем контекстного
анализа.
II. Этимологическая справка
«Свет – общеславянское,
имеющее соответствия в других индоевропейских
языках. Древнерусское «свътъ»
На основе этой информации, можно сделать следующие выводы:
1. Слово «свет»
появилось в языке очень давно,
2. Предположительно, омонимы «свет» имеют сходное происхождение, из чего следует, что, начиная со времени своего появления в языке, они испытывают сильное взаимовлияние, накладывающее отпечаток на формирование концепта.
3. Из факта
существования аналогов этого слова
в других языках индоевропейской семьи
логическим образом вытекает, что концепт
«свет» является универсальным, т.е. значимым
в культуре различных народов. Формирование
национальных концептов происходит, когда
на одно и то же исходное значение с ходом
времени постепенно накладываются новые,
имеющие национальные коннотации и особенности
ассоциативного ряда.
III. Ядро концепта в словарных статьях
Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях дефиниции. В «Толковом словаре русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) зафиксированы следующие семы (единицы значения):
1) лучистая энергия,
делающая окружающий мир
2) тот или иной источник освещения (зажечь свет, стать против света и т.п.);
3) освещенность, состояние, когда светло (на свету, в кабинете свет);
4) в некоторых устойчивых выражениях: рассвет, восход солнца (ни свет ни заря);
5) ласкательное обращение (свет мой ясный)
Данный словарь
представляет собой классический труд
отечественной лексикографии, но издание
1993 года может уже не соответствовать
в полной мере нынешней языковой картине
мира. Язык реагирует на любые изменения
в жизни. Какие-то новые коннотации регулярно
пополняют периферию концепта, но некоторые
изменения в ядерных структурах также
могут произойти. Нашей задачей является
проанализировать концепт «свет» в синхронии,
поэтому необходимо использовать данные,
наиболее близкого к изучаемому периоду
времени.
Обратимся к «Современному толковому словарю русского языка» (С.А. Кузнецов):
1) лучистая энергия (электромагнитные колебания в определенном диапазоне длин волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир;
2) место, откуда
исходит освещение,
3) источник освещения
и приспособление для
4) рассвет, восход солнца (разговорное);
5) светлое место,
пятно на картине, передающее
наибольшую освещенность
6) блеск глаз под влиянием какого-либо чувства;
7) символ разума,
просвещения или добра,
8) ласковое, приветливое
обращение к кому-либо (народно-поэтическое).
Видим, что около десяти лет назад многие из этих значений не выделялись как ядерные семы, а воспринимались только как компоненты ассоциативного ряда.
Для возможности
в дальнейших исследованиях четкого
разграничения концептов слов-
1) земля со всем существующим на ней, мир, вселенная;
2) окружающие люди, общество (устаревшее);
3) в буржуазно-дворянском
обществе: избранный круг лиц,
принадлежащих к
Значения этих
омонимов совершенно различные, что
создает возможности для
IV. Устойчивые
сочетания с компонентом «свет»
В различных словарях представлен широкий ряд фразеологизмов, имеющих в своем составе слово «свет».
Устойчивые выражения со словом «свет»(1):
1) в свете – с точки зрения чего-либо, учитывая что-либо;
2) в каком свете (видеть, представлять и т.п.) – в каком-либо виде, с какой-либо стороны;
3) ни свет ни заря – очень рано, до рассвета;
4) пролить (или
бросить) свет – раскрыть что-
5) свет очей, свет жизни, свет мой – о дорогом, любимом существе;
6) только и свету (света) в окошке (окне), что… – о чьей-либо единственной радости, утешении;
7) чуть (чем) свет – очень рано, на рассвете;
8) батюшки (матушки)
светы! – восклицание,
9) в розовом
(радужном) свете (цвете) –
10) света белого не видать (не видеть) – 1. быть очень занятым, не иметь покоя; 2. очень страдать, мучиться от чего-либо;
11) свет померк
(мутится) в глазах – все
стало немило, противно. [14]
В данном списке
нет фразеологических сращений, не
мотивированных значением отдельных
слов-компонентов. Большая часть
фразеологизмов имеет не строго фиксированный
состав, т.е. в составе сочетаний возможны
варианты («розовым» или «радужным», «пролить
свет» или «бросить свет» и т.д.). Из этого
следует, что во фразеологических сочетаниях
со словом «свет» сохраняется связь с
исходным значением слов, входящих в их
состав, и соответствующими концептами.
Так видим связь концептов «свет» и «цвет»
(«в розовом свете (цвете)»).
Помимо ядерных структур, используются различные коннотации. «Свет» предстает исключительно в позитивном оценочном ракурсе, используется для передачи понятий, связанных с положительными эмоциями (не зря прилагательное «светлый» в некоторых контекстах означает «позитивный»). Соответственно, фразы, в которых происходит отрицание света («свет померк»), приобретают негативный смысл.
В выражениях «в
свете», «в каком свете» обыгрывается
тот же компонент исследуемого слова,
что и в «проливать свет»: способность
света делать предметы видными, четкими,
прояснять ситуацию.
V. Результаты ассоциативного опроса
Ученикам школы предлагалось ответить на один вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово свет?».
Ответы третьеклассников,
преимущественно, – отдельные слова
и словосочетания. Примечательно, что
практически все ассоциации детей
связаны со значением омонима
«свет»(1). Наиболее часто встречается:
солнце, тепло, добро, радость, веселье,
лето, желтый цвет (снова связь концептов
«свет» и «цвет»). Из редких, но интересных
ответов: независимость, интеллект, небо,
ангел, розы, день, бабочки, солнечный зайчик,
подсолнух, Белоярка (вероятно, связано
с личным опытом учащегося) и другие. У
некоторых ребят встречаются сложные
метафоричные образы («гулять по солнечным
лучам»). Часто упоминаются источники
света: фонарь, лампочка. Достаточно часто
приводятся ассоциации «школа» и «учеба»
(не «ученье», а именно «учеба» – это доказывает,
что данная ассоциация выводится не из
общеизвестной идиомы, а из личного опыта
ребенка). Во многих ответах встречается
компонент «резь в глазах» – единственный,
несущий негативную экспрессию, вносящий
противоречивость. Только одна из ассоциаций
связана с искусством: фильм «Звездные
войны». Видим, что языковая картина мира
у младших школьников еще недостаточно
сформирована, ассоциативное поле, преимущественно,
основано на их собственном эмпирическом
опыте.
Ученики восьмого
и десятого классов оформляли
свои работы в виде миниатюр. Здесь
наблюдается разнообразие и богатство
ассоциаций и способов их выражения.
Существует принципиальная разница
между ответами ребят с разных
параллелей. Обычно восьмиклассники
отмечают существование различных значений
данного слова, не останавливаясь на каком-либо
особенно подробно, отвечают коротко,
лаконично. Многие пишут, что «ученье свет,
а неученье – тьма».
Ответы десятиклассников
поражают образностью, философским
подходом к пониманию проблемы. Здесь
один из ключевых концептов, используемых
в описании, – «надежда». Интересно, что
практически в каждой работе упоминается
противопоставление тьмы и света. Есть
несколько ответов, связанных с современным
искусством (песня «Свет в твоем окне»,
романы Толкиена). Ребята отмечают, что
«свет» – понятие абстрактное и многозначное,
но, преимущественно, развивают значения
«свет»(1). Стоит отметить предположение
одного из учащихся о том, что «свет» –
не омонимы, а «одно целое», т.к. мир существует
только благодаря свету.
Провести совершенно
аналогичный опрос среди
1. Что такое
«свет»? (Выявление основного
2. Каким бывает свет? (Оценки и коннотации – периферия концепта)
3. Образуйте
от слова «свет» 2-3 однокоренных
слова (Возможности пополнения
смыслового объема концепта через ассоциативный
ряд однокоренных слов)
Были получены следующие результаты:
1) слово несет
позитивную стилистическую
2) огромное количество
однокоренных слов
3) большое влияние
на характер интерпретации
VI. Исследуемый
концепт в дискурсе
Исследование проводилось на основе двух периодических изданий, выходящих один раз в неделю: «Молодость Сибири» и «Новая газета». Соответственно, первая из них является одним из крупнейших областных изданий, а вторая – всероссийских. Обе газеты предназначены для чтения широкими слоями населения, вне зависимости от половозрастной и социальной принадлежности; в них освещаются последние события, приводятся статьи на наиболее актуальные темы. Все эти факторы позволяют считать данные издания хорошими источниками для выявления репрезентаций концепта в современной публицистике, говорящей о злободневных вопросах жизни общества.
В статьях из
газет, вышедших за двухмесячный период,
26 раз встретилась лексема «свет»: по 13
раз на каждый из омонимов, из чего можно
сделать вывод, что в дискурсе современных
газет слова-омонимы «свет» употребляются
одинаково часто.
Два раза в тексте статей встретился фразеологический оборот «проливать свет», один раз – модификация оборота «только и света в окне» («единственный свет в окошке»).
Ассоциация «свет – электричество» не зафиксирована в словарных статьях, но ее относительная распространенность (два случая: «платить за свет», «сорок деревень остались без света») указывает на тенденцию к переходу в ядерную зону концепта.