Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор: Владимир Сорокин, 24 Ноября 2010 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.


Можно выделить следующие задачи:

1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;

2) описать особенности представления выбранного концепта;

3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;

4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.

Работа содержит 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Информацию о  том, какая часть от всего объема концепта реализуется в современной  речи наиболее часто, можно получить из анализа дискурса современных газет.

Для получения  сведений о понимании исследуемого концепта разными группами носителей  языка необходимо провести ассоциативный  опрос, направленный на выявление периферических признаков концепта.   

В исследованиях, проводимых на базе средней школы, в качестве объекта выступали учащиеся. По периодизации Д.Б. Эльконина, школьник проходит через три возрастных этапа: младший школьный возраст, подростковый возраст и юношество. Из каждой возрастной группы было взято по одному классу: представители третьей, восьмой и десятой параллелей.  Постепенно приобщаясь к языковой картине мира, младшие школьники проходят сложный период обретения своего социального «Я»; легче всего работать с третьеклассниками, поскольку они достаточно усидчивы, легко схватывают суть проблемы и уже умеют выстраивать ассоциативные ряды. Восьмиклассники – подростки, проходящие кризисный период перехода к качественно новому самовосприятию. В этом возрасте люди сильно подвержены конформизму, влиянию масс, а огромное воздействии на их речь оказывает молодежный арго (жаргон). Десятиклассники уже прошли через кризисы подросткового возраста и юности, они входят в период стабилизации личности и готовы активно воспринимать мир, принимать непосредственное участие в развитии родного языка и его концептосферы.  

Также рассмотрены  ассоциативные комплексы, связываемые  со словом «свет» взрослыми носителями языка. В данном случае в качестве таковых выступали учителя школы  № 156.

Исследование  концепта «свет» проводилось путем контекстного анализа.  

II. Этимологическая  справка 

«Свет – общеславянское, имеющее соответствия в других индоевропейских  языках. Древнерусское «свътъ» изменилось в «свет» после падения редуцированных и изменения ъ > е»[16].

На основе этой информации, можно сделать следующие выводы:

1. Слово «свет»  появилось в языке очень давно,  т.е. на первоначальное значение  постепенное накладывались новые  ассоциации. Таким образом, каждая  историческая эпоха должна оставить  свой след в семантике слова. 

2. Предположительно, омонимы «свет» имеют сходное происхождение, из чего следует, что,  начиная со времени своего появления в языке, они испытывают сильное взаимовлияние, накладывающее отпечаток на формирование концепта.

3. Из факта  существования аналогов этого слова в других языках индоевропейской семьи логическим образом вытекает, что концепт «свет» является универсальным, т.е. значимым в культуре различных народов. Формирование национальных концептов происходит, когда на одно и то же исходное значение с ходом времени постепенно накладываются новые, имеющие национальные коннотации и особенности ассоциативного ряда.  

III. Ядро концепта  в словарных статьях 

Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях дефиниции. В «Толковом словаре  русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) зафиксированы следующие семы (единицы значения):

1) лучистая энергия,  делающая окружающий мир видимым;  электромагнитные волны в интервале  частот, воспринимаемых глазом (лунный  свет, свет лампы и т.п.);

2) тот или  иной источник освещения (зажечь свет, стать против света и т.п.);

3) освещенность, состояние, когда светло (на свету,  в кабинете свет);

4) в некоторых  устойчивых выражениях: рассвет,  восход солнца (ни свет ни заря);

5)  ласкательное  обращение (свет мой ясный) 

Данный словарь представляет собой классический труд отечественной лексикографии, но издание 1993 года может уже не соответствовать в полной мере нынешней языковой картине мира. Язык реагирует на любые изменения в жизни. Какие-то новые коннотации регулярно пополняют периферию концепта, но некоторые изменения в ядерных структурах также могут произойти. Нашей  задачей является проанализировать концепт «свет» в синхронии, поэтому необходимо использовать данные, наиболее близкого к изучаемому периоду времени.  

Обратимся к «Современному толковому словарю русского языка» (С.А. Кузнецов):

1) лучистая энергия  (электромагнитные колебания в  определенном диапазоне длин  волн), воспринимаемая глазом и  делающая видимым окружающий  мир; 

2) место, откуда  исходит освещение, пространство, где светло;

3) источник освещения  и приспособление для освещения  в домах и на улицах;

4) рассвет, восход  солнца (разговорное);

5) светлое место,  пятно на картине, передающее  наибольшую освещенность какого-либо  участка изображаемого; 

6) блеск глаз под влиянием какого-либо чувства;

7) символ разума, просвещения или добра, счастья; 

8) ласковое, приветливое  обращение к кому-либо (народно-поэтическое).  

Видим, что около  десяти лет назад многие из этих значений не выделялись как ядерные  семы, а воспринимались только как компоненты ассоциативного ряда.

Для возможности  в дальнейших исследованиях четкого  разграничения концептов слов-омонимов необходимо знать содержание ядра концепта «свет»(2). Обратимся к тому же словарю:

1) земля со  всем существующим на ней, мир, вселенная;

2)  окружающие  люди, общество (устаревшее);

3) в буржуазно-дворянском  обществе: избранный круг лиц,  принадлежащих к привилегированным  классам. 

Значения этих омонимов совершенно различные, что  создает возможности для проведения работы по разграничению их воплощений в дискурсе.  

IV. Устойчивые  сочетания с компонентом «свет» 

В различных  словарях представлен широкий ряд  фразеологизмов, имеющих в своем  составе слово «свет».

Устойчивые выражения  со словом «свет»(1):

1) в свете  – с точки зрения чего-либо, учитывая что-либо;

2) в каком  свете (видеть, представлять и  т.п.) – в каком-либо виде, с  какой-либо стороны; 

3) ни свет  ни заря – очень рано, до  рассвета;

4) пролить (или  бросить) свет – раскрыть что-либо, сделать ясным, понятным;

5) свет очей, свет жизни, свет мой – о  дорогом, любимом существе;

6) только и  свету (света) в окошке (окне), что…  – о чьей-либо единственной  радости, утешении;

7) чуть (чем) свет  – очень рано, на рассвете;

8) батюшки (матушки)  светы! – восклицание, выражающее испуг, удивление и т.п.;

9) в розовом  (радужном) свете (цвете) – идеализированно,  лучше, чем есть на самом  деле (видеть, представлять кого-либо, что-либо);

10) света белого  не видать (не видеть) – 1. быть  очень занятым, не иметь покоя; 2. очень страдать, мучиться от чего-либо;

11) свет померк (мутится) в глазах – все  стало немило, противно. [14]  

В данном списке нет фразеологических сращений, не мотивированных значением отдельных  слов-компонентов. Большая часть  фразеологизмов имеет не строго фиксированный состав, т.е. в составе сочетаний возможны варианты («розовым» или «радужным», «пролить свет» или «бросить свет» и т.д.). Из этого следует, что во фразеологических сочетаниях со словом «свет» сохраняется связь с исходным значением слов, входящих в их состав, и соответствующими концептами. Так видим связь концептов «свет» и «цвет» («в розовом свете (цвете)»).  

Помимо ядерных  структур, используются различные коннотации. «Свет» предстает исключительно  в позитивном оценочном ракурсе, используется для передачи понятий, связанных с положительными эмоциями (не зря  прилагательное «светлый» в некоторых контекстах означает «позитивный»). Соответственно, фразы, в которых происходит отрицание света («свет померк»), приобретают негативный смысл. 

В выражениях «в свете», «в каком свете» обыгрывается тот же компонент исследуемого слова, что и в «проливать свет»: способность света делать предметы видными, четкими, прояснять ситуацию.   

V. Результаты  ассоциативного опроса 

Ученикам школы  предлагалось ответить на один вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово свет?».

Ответы третьеклассников, преимущественно, – отдельные слова  и словосочетания. Примечательно, что  практически все ассоциации детей  связаны со значением омонима  «свет»(1). Наиболее часто встречается: солнце, тепло, добро, радость, веселье, лето, желтый цвет (снова связь концептов «свет» и «цвет»). Из редких, но интересных ответов: независимость, интеллект, небо, ангел, розы, день, бабочки, солнечный зайчик, подсолнух, Белоярка (вероятно, связано с личным опытом учащегося) и другие. У некоторых ребят встречаются сложные метафоричные образы («гулять по солнечным лучам»). Часто упоминаются источники света: фонарь, лампочка. Достаточно часто приводятся ассоциации «школа» и «учеба» (не «ученье», а именно «учеба» – это доказывает, что данная ассоциация выводится не из общеизвестной идиомы, а из личного опыта ребенка). Во многих ответах встречается компонент «резь в глазах» – единственный, несущий негативную экспрессию, вносящий противоречивость. Только одна из ассоциаций связана с искусством: фильм «Звездные войны». Видим, что языковая картина мира у младших школьников еще недостаточно сформирована, ассоциативное поле, преимущественно, основано на их собственном эмпирическом опыте.  

Ученики восьмого и десятого классов оформляли  свои работы в виде миниатюр. Здесь  наблюдается разнообразие и богатство  ассоциаций и способов их выражения.  Существует принципиальная разница  между ответами ребят с разных параллелей. Обычно восьмиклассники  отмечают существование различных значений данного слова, не останавливаясь на каком-либо особенно подробно, отвечают коротко, лаконично. Многие пишут, что «ученье свет, а неученье – тьма».  

Ответы десятиклассников поражают образностью, философским  подходом к пониманию проблемы. Здесь один из ключевых концептов, используемых в описании, – «надежда». Интересно, что практически в каждой работе упоминается противопоставление тьмы и света. Есть несколько ответов, связанных с современным искусством (песня «Свет в твоем окне», романы Толкиена). Ребята отмечают, что «свет» – понятие абстрактное и многозначное, но, преимущественно, развивают значения «свет»(1). Стоит отметить предположение одного из учащихся о том, что «свет» – не омонимы, а «одно целое», т.к. мир существует только благодаря свету.   

Провести совершенно аналогичный опрос среди учителей не представлялось возможным, т.к. это  было бы сопряжено со значительными  неудобствами и недостатком времени, поэтому был составлен особый опросник, не требующий развернутых ответов. Вопросы следующие:

1. Что такое  «свет»? (Выявление основного ассоциативного  комплекса) 

2. Каким бывает  свет? (Оценки и коннотации –  периферия концепта)

3. Образуйте  от слова «свет» 2-3 однокоренных  слова (Возможности пополнения  смыслового объема концепта через ассоциативный ряд однокоренных слов)  

Были получены следующие результаты:

1) слово несет  позитивную стилистическую окраску  (основные характеристики: светлый,  яркий, теплый);

2) огромное количество  однокоренных слов свидетельствует о широких возможностях их семантического взаимодействия;

3) большое влияние  на характер интерпретации концепта  оказывает профессиональная деятельность (ассоциации, носящие узкоспециализированный  характер: видимые лучи, монохроматический,  фотосинтез, электромагнитные волны и т.п.).  

VI. Исследуемый  концепт в дискурсе современных  газет

Исследование  проводилось на основе двух периодических  изданий, выходящих один раз в  неделю: «Молодость Сибири» и «Новая газета». Соответственно, первая из них  является одним из крупнейших областных изданий, а вторая – всероссийских. Обе газеты предназначены для чтения широкими слоями населения, вне зависимости от половозрастной и социальной принадлежности; в них освещаются последние события, приводятся статьи на наиболее актуальные темы. Все эти факторы позволяют считать данные издания хорошими источниками для выявления репрезентаций концепта в современной публицистике, говорящей о злободневных вопросах жизни общества.  

В статьях из газет, вышедших за двухмесячный период, 26 раз встретилась лексема «свет»: по 13 раз на каждый из омонимов, из чего можно сделать вывод, что в дискурсе современных газет слова-омонимы «свет» употребляются одинаково часто.   

Два раза в тексте статей встретился фразеологический оборот «проливать свет», один раз – модификация оборота «только и света в окне» («единственный свет в окошке»).

Ассоциация «свет  – электричество» не зафиксирована  в словарных статьях, но ее относительная  распространенность (два случая: «платить за свет», «сорок деревень остались без света») указывает на тенденцию к переходу в ядерную зону концепта.

Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе