Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор: Владимир Сорокин, 24 Ноября 2010 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.


Можно выделить следующие задачи:

1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;

2) описать особенности представления выбранного концепта;

3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;

4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.

Работа содержит 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Сейчас лингвистическая  теория должна отвечать не только на вопрос, что такое язык и как он устроен, но и на вопрос, чего человек способен достичь посредством языка. В связи с этим выделяют следующие задачи когнитивной лингвистики:

1) разъяснение  роли языка в познавательных  процессах; 

2) создание модели  представления языковых знаний  в когнитивных процессах;

3) определение  способов репрезентации констант  культуры в речи;

4) описание строения  системы универсальных концептов,  организующих концептосферу; 

5) формулирование  актуальных проблем языковой  картины мира.

Поскольку все  эти задачи так или иначе связаны с ментальными процессами и оперированием единицами смысла,  основным понятием и объектом исследования когнитивной лингвистики становится концепт.  

IV. Концепт как  базовое понятие когнитивной  лингвистики 

В.А. Маслова  пишет: «Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире…» [8]. Подобная деятельность обязательно сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты. Именно для обеспечения ментальных операций такого рода в языке и создаются концепты. 

Термин «концепт»  появился в 1928 году, когда С.А. Аскольдов  опубликовал статью «Концепт и слово», но еще долгое время данное понятие  не рассматривалось в научной  литературе как термин. Аскольдов  представлял концепт как ментальное образование, замещающее в процессе мысли некое множество однородных объектов [8].  

Сейчас в лингвистике  можно обозначить три основных подхода  к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт –  синоним смысла, то, что называет содержание понятия.

Первый подход (представителем которого является Ю.С. Степанов) рассматривает культуру как  совокупность взаимосвязанных концептов. Из этого следует, что концепт  – основной элемент культуры в  ментальном мире человека.

Согласно второй теории понимания концепта (Н.Д. Арютюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев), единственным способом формирования концепта является семантика.

Сторонники третьего подхода (Д.С. Лихачев, Е.С.Кубрякова) считают, что концепт не возникает непосредственно  из значения слова, а является результатом столкновения значения с национальным и личным опытом носителя языка. Таким образом, концепт предстает как посредник между словом и реальностью.  

Соединяя различные  версии назначения и сути этого понятия, получаем, что концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. При таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира (см. «Языковая картина мира»), формирующимся в результате когнитивной деятельности.     

Следует четко  различать термины «концепт»  и «значение».  «Значение» – понятие  более узкое, входящее в состав концепта. Именно ученые, занимающиеся когнитивной лингвистикой, доказали тот кажущийся, на первый взгляд, парадоксальным факт, что статьи, приводимой в толковом словаре, недостаточно для получения полного представления о том или ином понятии.  

Анализ различных  толкований термина «концепт» позволяет  выделить следующие его признаки как единицы когнитивной лингвистики:

1) это минимальная  единица человеческого опыта  в его идеальном представлении,  вербализующаяся  с помощью  слова; 

2) это основная  единица когнитивных процессов  (обработка, хранение, передача знаний);

3) границы концепта  подвижны, т.к. в области когнитивистики  невозможно четкое разграничение  понятий; 

4) ассоциативное  поле концепта неразрывно связано  с социальными событиями; 

5) это основная  ячейка культуры.

Сложно ответить на вопрос о существующем количестве концептов. Практически каждый лингвист, изучающий данный вопрос, придерживается собственного мнения по этому поводу. Проблема заключается в том, что концептом является не любое понятие, а только актуальные и ценные в культурологии, являющиеся темой пословиц, поговорок, поэтических и прозаических текстов.   

V. Структура  концепта 

Концепт обладает сложной структурой. С одной стороны, в него входит то, что является содержанием  понятия, с другой – то, что делает концепт явлением культуры: этимология, ассоциативный ряд, оценки и коннотации («добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значения слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски [13]»).

З.Д. Попова и  И.А. Стернин, проанализировав различные определения концепта, пришли к выводу, что в сознании человека он формируется из непосредственного эмпирического опыта (восприятия мира органами чувств), предметной деятельности человека, мыслительных операций с другими, уже существующими в сознании, концептами, языкового общения и самостоятельного познания языковых единиц.  

Концепт по структуре  неоднороден. Он включает в себя компоненты, являющиеся элементами различных культурных эпох, принадлежащие разным исторических слоям. Эти слои отличаются временем образования, происхождением, семантикой. Этимология является основой, на которой возникают и держатся остальные слои значений.  

Являясь сложным  ментальным комплексом, концепт включает в себя, помимо основного смыслового содержания, следующие компоненты:

1) общечеловеческий (универсальный), обобщающий основной  ассоциативный ряд концепта;

2) национально-культурный, обусловленный жизнью человека  в той или иной культурной  среде; 

3) социальный, определяемый  социальным статусом человека;

4) групповой, обуславливаемый принадлежностью носителя языка к некоторой половозрастной группе;

5)  индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных  особенностей: психофизиологии, воспитания, образования, жизненного опыта. [8]  

Обобщенно структуру концепта можно представить в виде круга, состоящего из ядра и периферии. Ядро концепта – основное понятие, семы, зафиксированные в словарных статьях, периферия – те коннотативные и ассоциативные приращения, которые привносятся культурой и реализуются при определенном наборе слов-репрезентантов.  

Для моделирования  концепта ученые используют четко структурированные  единицы когнитивистики: фреймы, сценарии, скрипты и другие модели представления  знаний.

Фрейм – «структура данных для представления стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти» [8]. Фрейм представляет собой знание об определенном фрагменте человеческого опыта, организованном вокруг какого-либо смыслового ядра (например, вокруг смыслового ядра «день рождения» организуется фрейм, описывающий стандартное празднование дня рождения в понимании языковой личности). Фрейм обычно предполагает перечисление деталей, из которых складывается ситуация.  

Сценарий –  описание процесса, действия с его  важнейшими этапами.

Схема – описание предмета через его внешнюю форму, очертания. В.А. Маслова приводит в качестве примера схемы словарное толкование («рогатка – деревянная развилка в виде буквы Y»). [8]

Таким образом, видим, что концепты способны воплощаться  в самые разнообразные формы – от элементарных когнитивных структур до самых сложных.  

VI. Основные лингвокультурологические  группы концептов 

Совокупность  концептов и образует единую концептосферу  как целостное и структурированное пространство. В каждой культуре модель мира составляется из целого ряда универсальных концептов и констант культуры (таких, как пространство, время, измерение, причина, сущность стихий, нравственные понятия, любовь и т.п.), но у каждого народа между этими концептами присутствуют свои, особенные, соотношения, создающие основу национального мировидения.

В.А. Маслова  разделяет все концепты на девять основных групп:

1) мир (пространство, время, родина…);

2) природа (вода, огонь, дерево…);

3) нравственные  концепты (совесть, стыд…);

4) представления  о человеке (гений, юродивый, интеллигент…);

5) социальные  понятия и отношения (свобода,  война…);

6) эмоциональные  концепты (счастье, радость…);

7) артефакты  (дом, храм, колокол…);

8) научные знания (филология, математика…);

9) концептосфера  искусства (живопись, музыка, скульптура…).  

Каждая из этих групп содержит в себе определенный смысловой участок единой концептосферы, имеет огромное значение для культуры как своеобразный сгусток информации о том или ином аспекте мировоззрения, отображаемом посредством языка.  

VII. Методика  описания концепта 

Под методикой  понимается совокупность методов интерпритации, включающих в себя «выводное знание» [8]. Концепт имеет «слоистое» (по определению Ю.С. Степанова) строение, а разные слои связаны с культурной жизнью разных эпох, что создает необходимость привлечения  различных методов в процессе анализа. Наша задача несколько упрощается тем, что анализ концепта проводится преимущественно в синхронии. Основной метод когнитивной науки заключается в интеграции данных из разных научных областей. Так в когнитивной лингвистике используются подходы психологии, нейролингвистики, лингвокультурологии. В таком рассмотрении чрезвычайно важно ассоциативное поле слова, поэтому выявление ассоциативных комплексов – основная задача описания концепта.  

К настоящему времени  исследователями разработано несколько  методик изучения и описания концептов. Это теория профилирования, предложенная Е. Бартминским, теория вертикальных синтаксических полей, С.М. Прохоровой, теория концептуального анализа, разработанная Л.О Чернейко и В.А. Долинским, и теория вертикального контекста О.С. Ахмановой и И.В. Гюббенет.

Концепт – сложное  образование, включающее в себя различные  характеристики: оценочные, образные, ассоциативные, – и все они должны быть учтены в процессе анализа.   

Согласно работам  В.А. Масловой, для установления смыслового объема концепта необходимо следующее:

1) на основе  текстовых материалов определить  референтную ситуацию, с которой соотносится данный концепт;

2) установить  место концепта в языковой  картине мира и национальном  языковом сознании через обращение  к энциклопедическим и лингвистическим  словарям (путем анализа словарных  дефиниций определятся ядро концепта);

3) учесть особенности  этимологии слова; 

4) привлечь к  анализу разнообразные контексты  (поэтические, научные, публицистические, философские и т.д.) с целью  выявления периферических признаков  концепта;

5) сопоставляя  полученные результаты с анализом ассоциативных ядерных связей, сделать выводы о смысловой связи данного концепта с другими;

6) проинтерпретировать  концепт в разных видах искусства. [8]  

Такой анализ невозможно провести детально в стесненных школьных условиях, но следование данной схеме в общих положениях позволит получить достаточно полное представление об исследуемом концепте. Следует отметить, что эта схема может варьироваться, в зависимости от типа концепта.   

Часть вторая. Анализ концепта «свет»

I. Общие организационные  моменты

Исследование  концепта «свет» проводилось в несколько  этапов:

1. Краткое изложение  этимологии слова на основе  статей из специализированных  словарей.

2. Перечисление  ядерных сем, вокруг которых  строится периферия концепта, на  основе словарных статей. Для анализа ядра концепта целесообразнее всего воспользоваться толковым словарем. 

3. Анализ репрезентаций  концепта «свет» в различных  дискурсах. На этом этапе необходимо  включение в работу текстов  из различных источников. Очень  многое о формах представления народного сознания в концепте могут рассказать устойчивые выражения.  Анализ художественных текстов (поэтических или прозаических) позволяет создать наиболее полную картину о структурах организации знаний и художественно-выразительных средствах, используемых с исследуемым словом, но такой анализ требует внимательнейшего подхода и должен рассматриваться отдельно в рамках более специализированной темы.

Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе