Концепт «батыр» в башкирской и бурятской литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:00, научная работа

Описание работы

Фольклор – форма выражения самосознания этноса. Современная наука возвращается к изучению фольклора как к воплощению народного мировоззрения и миропонимания. В результате всё большую популярность в изучении фольклора приобретает достаточно новый так называемый концептуальный подход. Чтобы понять суть данного подхода, необходимо дать понятие двум связанным между собой терминам: «концептосфера» и «концепт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
§1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ …………………………………………………………………………6
§2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАШКИРСКОГО И БУРЯТСКОГО НАРОДОВ (на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр») ……………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….14

Работа содержит 1 файл

Концепт «батыр» в башкирской и бурятской литературе .docx

— 38.62 Кб (Скачать)

   «Сила мальчика с детства  видна…»

   «Крепкий сильный воин,

   С шеей толстой, как  у быка,

   Был он телом упруг  и строен…» 

    «…Был превыше горных вершин,

    А глаза его были как сталь,

    Подчинялось ему колдовство…»

    «Словно волки они упорны

    И тверды словно камень горный…»

    «Богатырские  голоса

    Заставляют  дрожать небеса.

    Достигают земной глубины… »

   По  приведенным выше цитатам можно сделать вывод о том, что для бурятского народа батыр есть мощный, могучий, крепкий человек. То есть концепт БАТЫР раскрывается с точки зрения физических возможностей, физического здоровья: сила, мощь, отвага, стремительность, быстрота. Однако автор исследования считает, что только таким пониманием изучаемый концепт не ограничивается.

   «Биться я буду с черным дьяволом

   Через девять лет,

   А пока руки мои еще  слабы,

   Сил для этого и  половины нет.

   Преодолеть  мне пока не удастся

   Всё, чем обладает мохнатая голова» 

   «…Был глубокий ум у него…» 

   «Умом и отвагой богатый…» 

   Народная  пословица гласит: «Сила есть –  ума не надо». Однако  приведенные выше строки из улигера «Гэсэр» , касающиеся батыра, противоположность данной пословице. Согласно бурятскому улигеру, кроме физических возможностей, батыр должен обладать и умом. Чтобы победить в схватке, нужна не только сила, но и ум. Таким образом, БАТЫР – человек думающий, размышляющий, умеющий реализовывать свои возможности (не только физические) в зависимости от меняющихся условий, то есть человек с гибким, пластичным, оперативным мышлением. Мышление есть ум.

   В башкирском эпосе «Урал-батыр»  основа концепта БАТЫР - нравственные, душевные качества человека. Если в эпическом произведении башкирского народа  личностные качества определялись по словам, произносимым героем, то в бурятском улигере «Гэсэр»  те же качества раскрываются не в словах, а в действиях, в результате чего у автора исследования и возникли некоторые сложности. 

   «Богатырь с бесстрашной  душой»- единственная строчка, говорящая читателю об обладании батыра нравственными, личностными качествами. Одна сточка, но в нее вложен такой огромный смысл. Данная строчка есть основной «стержень» концепта БАТЫР.

   Таким образом, концепт БАТЫР  в башкирском фольклоре схож с тем же концептом в бурятском фольклоре. Особых признаков концепта автор исследования не выявил. Отличает лишь то, как раскрывается данный концепт в каждом эпическом произведении. В башкирском эпосе «Урал-батыр» обнаруживается как в действиях, так и в словах героя. То есть всё лежит на поверхности. Однако в бурятском улигере «Гэсэр», чтобы вычленить каждое семиотическое значение, необходимо читать «между строк», рассуждать, то есть активизировать мыслительную деятельность.

   Необходимо  сказать, что приведенный в данной работе список семиотических значений концепта БАТЫР является неполным. Его можно продолжить, опираясь уже не только на фольклорные  произведения башкирского и бурятского народов, которые были использованы автором данного исследования, но и включив фольклор других этносов. 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В нашу задачу входило изучение в эпических текстах «Урал-батыр» и «Гэсэр» концепта БАТЫР, то есть его репрезентации в тексте. Для решения этой задачи в качестве основного метода автором исследования использовался концептуальный анализ языковых форм и выражений различного уровня сложности.

   Также анализ концепта БАТЫР эпических сказаний башкирского и бурятского народов помог выявить некоторые особенности языкового видения мира народа, этнический характер организации семантики текста и его языка и присущий ему тип знаний о мире в мифологической модели мира и соответствующей ей модели культуры.

   Примеры влияния концептосферы фольклора на его языковой строй можно умножать и умножать. Но, как кажется автору исследования, уже приведенного материала достаточно для того, чтобы признать, что указанное влияние осуществлялось в весьма широких масштабах и сказалось не только на отдельных элементах языка, но существенным образом реорганизовало используемую фольклором языковую систему, организовало ее характерным для него образом. Это делает лингвокультурологический (концептуальный) анализ необходимым и на данном этапе развития науки приоритетным условием и направлением работы по изучению языковых основ народной словесности. И в этом направлении предстоит сделать еще очень много.

   Подводя итог проделанной работе, автор с  уверенностью может сказать, что  фольклорные произведения не зависят  от того, какому народу, этносу они принадлежат. Автор согласен, что в фольклоре  каждого народа есть своя специфика языковой системы. Однако в устнопоэтических произведениях это совсем  не главное. Главное то, что в основе фольклора каждого этноса лежат одни и те же принципы: добро, бесстрашие, ум, сила. В каком порядке расположить их, каждый решает сам.

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Башкирское народное творчество. Том 1. Эпос. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987
  2. Бухарова Г.Х. Семантическое пространство текста и подходы к его изучению// Языковая политика и языковое строительство в Республике Башкортостан: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005.
  3. Бухарова Г.Х. Методика изучения эпоса «Урал-батыр» в лингвокультурологическом аспекте// Преподавание родных языков в Башкортостане (в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана») Материалы круглого стола – Уфа: Издательство БГПУ, 2007.
  4. Никитина 1993 - Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
  5. Путилов 1994 - Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  6. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
  7. Хроленко 1992 - Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж, 1992.
  8. Чистов К.В. Роль человеческого фактора... 1988 - Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://worldepos.ru/
  2. http://tradkulzab.narod.ru/DKBuryat_Folk_Epos.html
  3. http://community.livejournal.com/ru_mythology/214455.html

Информация о работе Концепт «батыр» в башкирской и бурятской литературе