Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:00, научная работа
Фольклор – форма выражения самосознания этноса. Современная наука возвращается к изучению фольклора как к воплощению народного мировоззрения и миропонимания. В результате всё большую популярность в изучении фольклора приобретает достаточно новый так называемый концептуальный подход. Чтобы понять суть данного подхода, необходимо дать понятие двум связанным между собой терминам: «концептосфера» и «концепт».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
§1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ …………………………………………………………………………6
§2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАШКИРСКОГО И БУРЯТСКОГО НАРОДОВ (на материале эпоса «Урал-батыр» и улигера «Гэсэр») ……………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….14
«Сила мальчика с детства видна…»
«Крепкий сильный воин,
С шеей толстой, как у быка,
Был
он телом упруг
и строен…»
«…Был превыше горных вершин,
А глаза его были как сталь,
Подчинялось ему колдовство…»
«Словно волки они упорны
И тверды словно камень горный…»
«Богатырские голоса
Заставляют дрожать небеса.
Достигают земной глубины… »
По приведенным выше цитатам можно сделать вывод о том, что для бурятского народа батыр есть мощный, могучий, крепкий человек. То есть концепт БАТЫР раскрывается с точки зрения физических возможностей, физического здоровья: сила, мощь, отвага, стремительность, быстрота. Однако автор исследования считает, что только таким пониманием изучаемый концепт не ограничивается.
«Биться я буду с черным дьяволом
Через девять лет,
А пока руки мои еще слабы,
Сил для этого и половины нет.
Преодолеть мне пока не удастся
Всё,
чем обладает мохнатая
голова»
«…Был
глубокий ум у него…»
«Умом
и отвагой богатый…»
Народная пословица гласит: «Сила есть – ума не надо». Однако приведенные выше строки из улигера «Гэсэр» , касающиеся батыра, противоположность данной пословице. Согласно бурятскому улигеру, кроме физических возможностей, батыр должен обладать и умом. Чтобы победить в схватке, нужна не только сила, но и ум. Таким образом, БАТЫР – человек думающий, размышляющий, умеющий реализовывать свои возможности (не только физические) в зависимости от меняющихся условий, то есть человек с гибким, пластичным, оперативным мышлением. Мышление есть ум.
В башкирском эпосе «Урал-батыр» основа концепта БАТЫР - нравственные, душевные качества человека. Если в эпическом произведении башкирского народа личностные качества определялись по словам, произносимым героем, то в бурятском улигере «Гэсэр» те же качества раскрываются не в словах, а в действиях, в результате чего у автора исследования и возникли некоторые сложности.
«Богатырь с бесстрашной душой»- единственная строчка, говорящая читателю об обладании батыра нравственными, личностными качествами. Одна сточка, но в нее вложен такой огромный смысл. Данная строчка есть основной «стержень» концепта БАТЫР.
Таким образом, концепт БАТЫР в башкирском фольклоре схож с тем же концептом в бурятском фольклоре. Особых признаков концепта автор исследования не выявил. Отличает лишь то, как раскрывается данный концепт в каждом эпическом произведении. В башкирском эпосе «Урал-батыр» обнаруживается как в действиях, так и в словах героя. То есть всё лежит на поверхности. Однако в бурятском улигере «Гэсэр», чтобы вычленить каждое семиотическое значение, необходимо читать «между строк», рассуждать, то есть активизировать мыслительную деятельность.
Необходимо
сказать, что приведенный в данной
работе список семиотических значений
концепта БАТЫР является неполным.
Его можно продолжить, опираясь уже не
только на фольклорные произведения
башкирского и бурятского народов, которые
были использованы автором данного исследования,
но и включив фольклор других этносов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашу задачу входило изучение в эпических текстах «Урал-батыр» и «Гэсэр» концепта БАТЫР, то есть его репрезентации в тексте. Для решения этой задачи в качестве основного метода автором исследования использовался концептуальный анализ языковых форм и выражений различного уровня сложности.
Также анализ концепта БАТЫР эпических сказаний башкирского и бурятского народов помог выявить некоторые особенности языкового видения мира народа, этнический характер организации семантики текста и его языка и присущий ему тип знаний о мире в мифологической модели мира и соответствующей ей модели культуры.
Примеры влияния концептосферы фольклора на его языковой строй можно умножать и умножать. Но, как кажется автору исследования, уже приведенного материала достаточно для того, чтобы признать, что указанное влияние осуществлялось в весьма широких масштабах и сказалось не только на отдельных элементах языка, но существенным образом реорганизовало используемую фольклором языковую систему, организовало ее характерным для него образом. Это делает лингвокультурологический (концептуальный) анализ необходимым и на данном этапе развития науки приоритетным условием и направлением работы по изучению языковых основ народной словесности. И в этом направлении предстоит сделать еще очень много.
Подводя итог проделанной работе, автор с уверенностью может сказать, что фольклорные произведения не зависят от того, какому народу, этносу они принадлежат. Автор согласен, что в фольклоре каждого народа есть своя специфика языковой системы. Однако в устнопоэтических произведениях это совсем не главное. Главное то, что в основе фольклора каждого этноса лежат одни и те же принципы: добро, бесстрашие, ум, сила. В каком порядке расположить их, каждый решает сам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Информация о работе Концепт «батыр» в башкирской и бурятской литературе