Концепция мира в рассказе «Новые Робинзоны» Л.Петрушевской

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Свою работу мы начали с анкетирования среди 7 - 9 классов. Мы им задали всего один вопрос: «Каким я представляю себе будущее страны и мира?».

Работа содержит 1 файл

Концепция мира в рассказе.doc

— 85.50 Кб (Скачать)


Концепция мира в рассказе «Новые Робинзоны» Л.Петрушевской.

 

Цель работы: 1) провести комплексный анализ текста;

                             2) выявить художественные особенности текста;

                             3) определить жанр текста и его особенности;

                             4) сформулировать авторскую идею;

                             5) решить, насколько актуальна тема этого произведения.

 

Свою работу мы начали с анкетирования среди 7 - 9 классов. Мы им задали всего один вопрос: «Каким я представляю себе будущее страны и мира?». Вот, например, как отвечали дети:

       Все страны Земли объединятся в единое государство, которое воплотит в себе все культуры и традиции человечества.

       Произойдет третья мировая война, в которой погибнет много людей, будет разрушена и загрязнена вся планета. Люди, чтобы выжить, будут строить космические корабли и улетать в космос. Но там история повторится.

       Чтобы изменить мир, отношения окружающих, нужно работать над собой, над своей культурой.

       В будущем найдется способ обезопасить себя от катаклизмов, удастся очистить планету от мусора, залепить дырки в озоновом слое. Страны откажутся от ядерного оружия. Ученые найдут возможность избежать глобального потепления. Пустыни превратятся в сады.

       Деньги перестанут играть первостепенную роль в жизни людей, люди станут добрее.

       Ученые научатся бороться  со смертельными болезнями и вирусами. Наркомания будет искоренена, и умы людей станут чистыми, направленными на всеобщее благо.

       Женщины станут независимыми от мужчин и смогут существовать в мире самостоятельно.

       К власти придут люди, которые сумеют вывести страну из кризиса. Начнет развиваться наука, и очень скоро Россия по уровню жизни догонит Америку и Японию.

       В ближайшем будущем общество будет жить по принципам всеобщего равенства.

       В ближайшие года пропасть между богатыми и бедными увеличится, что вызовет еще большую озлобленность в обществе.

       В будущем человечество изменится. Меньше станет доброты, больше расчета. Все будут добиваться своих целей любыми средствами. Люди перестанут доверять друг другу. Исчезнет понятие о дружбе, любви, родственных отношениях. Вырастет новое поколение, для которого верность, привязанность, преданность – ничто, поэтому все будут обречены на одиночество.

Как вы видите, мнения о будущем очень разные. Много оптимистических прогнозов, но немало и пугающих, апокалипсических. Мы постараемся выяснить, кто прав.

Во все времена люди задавали себе вопрос: что ждет страну, мир впереди? Одна из гипотез – это очень непростой рассказ Людмилы Петрушевской «Новые Робинзоны», написанный в 1989 году. Над его загадкой мы будем работать. Комплексный анализ рассказа, который мы провели, включает исследование следующих его сторон:

  1. Названия;
  2. Имен собственных;
  3. Вещного мира;
  4. Времени и пространства;
  5. Лексики;
  6. Конфликта;
  7. Жанра.

 

I.                    Название рассказа «Новые Робинзоны».

Итак, прежде всего, нас заинтересовало необычное название рассказа Л.Петрушевской  «Новые Робинзоны».

Кто такой Робинзон? Какие персонажи могут встретиться в рассказе с таким названием?

Свои ассоциации я оформила в виде следующей таблицы:

 

              Робинзон

              Робинзоны

       Новые Робинзоны

Путешественник, отшельник, стойкий труженик, мужественный охотник, борец с природой за жизнь, победитель стихии, цивилизатор

Любители отдыха на природе, покорители природы, путешественники, авантюристы, искатели приключений

Современные отшельники, живущие вдали от людей, борцы за выживание, стойкие и мужественные, сознательные труженики, антицивилизаторы

 

Робинзон – главный герой приключенческого романа «Робинзон Крузо» английского писателя Даниэля Дефо (1660-1731), написанного в 1719 году. В нем рассказывается о жизни человека, оказавшегося на необитаемом острове вследствие неблагоприятных обстоятельств и прожившего там почти в одиночку более двадцати восьми лет. Этот человек сумел сохранить не только жизнь, но и мужество, человеческое достоинство, веру в спасение, развить в себе цивилизаторский дар, многому научиться.

В рассказе с таким названием мы ожидаем встретить героев не менее мужественных, трудолюбивых, настойчивых, борющихся за существование вдали от цивилизованного мира, в мире природы. Каких же героев на самом деле встречаем мы в рассказе Л.Петрушевской?

Ситуация напоминает библейскую легенду и Ноевом ковчеге и об исходе Моисея из Египта.

II.                 Анализ имен собственных в рассказе.

Анализ имен собственных в рассказе мы начали с группировки всех имен собственных, в том числе имен главных героев рассказа и географических названий.

Герои: Мама, папа, рассказчица (маме и папе по 42 года, рассказчице – 18), собачка Красивая, козочка Рая. Старухи Анисья, Марфутка (85 лет) и Таня, ее внук Валерочка, пастушиха Веерка, дочь Верки Лена и мать Верки бабка Фаина, мальчик Найден.

Географические названия: Речка и деревня Мора, Таня была на Колыме, соседняя деревня Тарутино, Призерское (за 25 километров) – видимо, районный город, там собес.

В рассказе практически нет портретов героев и их диалогов.

Рассказ ведется от первого лица, он сжат и лаконичен, в нем нет лишних подробностей. Отсутствие тех или иных характеристик – это тоже характеристика.  Автор не ставит перед собой цели представлять своих героев более подробно – в этом, по-нашему мнению, и заключен глубокий смысл.

Это характеризует больше рассказчика, точнее, рассказчицу. Видимо ей некогда любоваться красотой природы, ее более занимают другие вещи.

Итак, главные герои рассказа не названы: просто мама, папа и я. Указание на их возраст ( одна из немногих подробностей) характеризует не самих героев, но их функцию: им суждено бороться за существование и, если повезет, выжить. Сорок два года – это возраст расцвета духовных и физических сил человека; восемнадцать – это возраст становления личности. Интересно, что рассказчица мыслит и рассуждает не как взрослая восемнадцатилетняя девушка, а как подросток, иногда как ребенок. Ее рассказ почти лишен эмоций, романтики. Она не похожа на обычную девушку: не любуется природой, не мечтает о любви, не ищет развлечений. И вообще, она не любопытна, даже оценка окружающей жизни почти отсутствует. Рассказчица ни на какой мысли долго не сосредотачивается; ее речь почти бесстрастна, кроме изложения внешних событий, лишена дополнительной информации.

Какие же события привлекают внимание рассказчицы? Жизнь семьи, точнее, материальная жизнь: еда, жилье, работа.

Мы не узнаем из ее рассказа ни о том, как выглядят люди, ее окружающие, ни об их характерах, ни об историях их прежней жизни.

Нарочитое обобщение, отказ от индивидуализации главных героев сознателен. Такое впечатление, что автору важно показать семью человеческую как представителей вида (наряду с собакой, кошкой и козой).

В прошлой жизни семья жила в городе, с бабушкой и дедушкой, «в квартире с генеральскими потолками, сортиром и кухней» - в цивилизованной квартире. Отец – «бывший спортсмен, турист-альпинист, геолог, повредивший ногу и бедро». Больше никаких подробностей об этой семье не имеется.

Налицо стремление автора к обобщению.

Обобщение распространяется и на некоторые географические названия: заброшенная деревня, другая деревня, город.

Второстепенные персонажи имеют обычные имена. Несколько выбивается из ряда имя подброшенного мальчика – Найден, имя искусственное, придуманное, как кличка животного. Из географических названий символичны два: речка и деревня Мора (от корня мор; по В.Далю: мора – вологодское: мрак, тьма, морок, сумрак, потемки) и город Призерское (либо от существительного призрак, либо от глагола призирать – ухаживать). Кстати, название речки Мора мифологическую Лету (в древнегреческой мифологии «река забвения» в царстве мертвых).

III.              Характеристика вещного мира рассказа Л.Петрушевской.

Характеризуя вещный мир рассказа Л.Петрушевской, мы ставили перед собой следующую задачу: найти ответ на вопрос: «Как вещный мир, окружающий героев, характеризует их? Дополняет ли он наше представление о них, об их деятельности, цели, смысле жизни?»

Характеристика составлялась по трем направлениям: 1) предметы цивилизации, без

                                                                                                 которых можно прожить;

                                                                                            2) продукт цивилизации,

                                                                                                необходимые для жизни;

                                                                                            3) Натуральные продукты.

Предметы цивилизации, без которых можно прожить

Продукты цивилизации, необходимые для жизни

Натуральные продукты

Продукты обмена: деньги, консервы, концентраты, радио, часы.

Жилище: дедовская квартира с генеральскими потолками, сортиром и кухней

Орудия труда: лопата, топор, пила, тачка, гвозди, доски, толь, жесть, ведра, двери, рамы, соха, чугунки.

Жилище: дом «как бы на развал», маленькая избушка.

Мебель: столы, лавки, лари.

Ружье.

Книга «Справочник садово-огородного хозяйства».

Мыло.

Еда: фрукты, овощи, грибы, ягоды, растения для еды, соль, колосья.

Одежда: тулупы, тряпки, пимы, рукавицы.

Жилище: логово, землянка, убежище.

Печь, колодец, погреб.

Скарб: мешки, ящик.

Навоз.

Скот: поросенок, козы.

 

Вещный мир сам по себе мог бы рассказать нам о героях многое. Из квартиры в городе со всеми удобствами они, оставив все, убежали от цивилизации: у отца «развивающаяся мания бегства». Все, что им удалось взять с собой из мира прошлого, - это примитивные орудия труда, предметы, способные помочь им выжить. Их уход из цивилизованного мира в мир природный, «натуральный» можно охарактеризовать, только приведя словесный ряд, определяющий вид их жилища. Важно сохранить градацию этого понятия, выстроенную в рассказе:

       Квартира «с генеральскими потолками, сортиром и кухней»;

       Дом «как бы на развал»;

       Логово – маленькая избушка;

       Землянка;

       Убежище.

Пещера пока не названа, но она мыслится как атрибут глубокого прошлого («пещерного» века) вместе с узнаваемыми «шкурами», каменными орудиями труда и охоты, дровами, костром, домашними животными, холодным пространством вокруг.

Уже сейчас, в момент повествования, их вещный мир беден, почти нищ, хотя по сравнению с Анисьей и Марфуткой они богачи.

IV.                Характеристика времени и пространства.

Что нового мы узнаем о жизни героев из анализа пространственно-временного слоя?

Время. Раньше приезжали только летом: в конце июня, в август еза ягодами и фруктами. Переехали «в один прекрасный день», «весной». «Голодное весеннее время (месяц май – месяц ай)»; месяц «июнь (месяц ау), когда припасы в деревне обычно кончались»; «все становилось гораздо страшнее, когда мы начинали думать о зиме»; «лето выдалось прекрасное, все зрело, наливалось».

Пространство. Город, речка и деревня Мора, соседняя деревня – Тарутино, в 25 километрах – Призерское, рядом лес.

Таким образом, временные упоминания: зима, лето, весна – имеют определенный прикладной характер; так мыслят крестьяне, живущие на земле благодаря своему труду и погодным условиям. Там, где нет четкого указания на время, даются крестьянские определения: покос, сев, озимые, сбор грибов, ягод. Время в этой первобытной жизни героев имеет языческое пугающее начало: лето – спасение, жизнь; зима – смерть. Поэтому невозможно вычленить, сколько прошло дней, месяцев, сезонов, лет. Герои включены в этот фольклорный круговорот, стремительную смену одного времени года другим при неизменности скудной, примитивной жизни, сведенной к тяжелой, почти героической борьбе за существование. Время замкнуто, закольцовано. Временная перспектива отсутствует.

Пространство в рассказе однонаправленно: герои уходят от людей, все дальше и дальше, все глубже в лес. Но перспектива при этом сужается, поскольку их возможности небеспредельны. Во-первых, они убегают и их могут догнать преследователи. Во-вторых, конечно само пространство жизни, в отличие от бесконечности пространства природы.

Информация о работе Концепция мира в рассказе «Новые Робинзоны» Л.Петрушевской