Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:24, реферат
Александр Иванович Куприн (1870-1938) - замечательный российский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.
Цель данной работы – изучить концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Генерал Аносов,дедушка героини пытается заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины." Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность-Вере Николаевне.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его "покойная матушка", кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я знаю, что этот человек убьет себя." Куприн сравнивает пять гранатов браслета с "пятью алыми, кровавыми огнями", а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: "Точно кровь!"
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: "...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга." К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. "И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же". Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?
Последнее
письмо Желткова ставит все на свои места.
Он любит. Любит безнадежно, страстно и
идет в своей любви до конца. Он принимает
свое чувство как великое счастье: "Я
не виноват, Вера Николаевна, что богу
было угодно послать мне, как громадное
счастье, любовь к Вам." И не проклинает
судьбу, а уходит он из жизни, уходит с
великой любовью в сердце, унося ее с собой
и говоря любимой: "Да святится имя Твое!"
И остается людям только символ этой прекрасной
любви красивого человека - гранатовый
браслет...
5. Краткий пересказ произведения «Гранатовый браслет»
Сверток
с небольшим ювелирным футляром
на имя княгини Веры Николаевны Шеиной
посыльный передал через
Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке. Зеленый камешек — это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».
Вера взяла в руки браслет — внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала она и вернулась в гостиную.
Князь
Василий Львович демонстрировал
в этот момент свой юмористический
домашний альбом, только что открытый
на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный
телеграфист». «Лучше не нужно», — попросила
она. Но муж уже начал полный блестящего
юмора комментарий к
«Господа, кто хочет чаю?» — спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.
Г.
С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать
письмами за два года до замужества.
Очевидно, он постоянно следил за ней,
знал, где она бывала на вечерах,
как была одета. Когда Вера, тоже
письменно, попросила не беспокоить
ее своими преследованиями, он замолчал
о любви и ограничился
Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».
После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати — тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.
Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.
Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.
Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.
Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.
Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попросила она.
И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твое».
«Что
с тобой?» — спросила Женни, увидев
ее слезы. «...Он простил меня теперь. Все
хорошо», — ответила Вера.
Заключение
Тема
любви всегда волновала писателя.
И это чувство было расценено
им как возносящее «в бесконечную
высь ценность человеческой личности»,
дарующее равно прекрасные «нежное
целомудренное благоухание» и «трепет
опьянения» чистой страстью. Вместе с
тем Куприн ясно видел трагический
исход любви, оказавшейся в цепях
условности», поэтому написал он
замечательные повести «
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести "Гранатовый браслет", являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.
Как писал Афанасьев В. Г., «Любовь
всегда была главной,
раскрытие
ее во всей широте и многогранности
придает романтическую
Повесть
«Гранатовый браслет» был вдохновенным
гимном во славу подлинной любви, которая
сильнее смерти, которая делает людей
прекрасными, независимо от того, кто эти
люди,- бедный Желтков.
Приложение 1
А.И.
Куприн
Приложение 2
Вторая
сонета Бетховена
из повести Куприна
«Гранатовый браслет»
Приложение 3
Кадры
из фильма «Гранатовый
браслет » снятый
по произведению Куприна
Список литературы:
Используемые сайты интернета:
Информация о работе Концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет»