Концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - замечательный российский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.
Цель данной работы – изучить концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество А.docx

— 295.65 Кб (Скачать)

       Первые творческие искания Куприна  завершились наиболее крупной  вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”.  В ней писатель показывает  противоречия между капиталом  и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные  особенности новейших форм капиталистического  производства. Гневный протест против  чудовищного насилия над человеком,  на чем основан в мире “Молоха”  промышленный расцвет, сатирический  показ новых хозяев жизни, разоблачение  беззастенчивого хищничества в  стране чужеземного капитала  — все это ставило под сомнение  теории буржуазного прогресса.  После очерков и рассказов  повесть была важным этапом  в творчестве писателя.

       В поисках нравственных и духовных  идеалов жизни, которые писатель  противопоставлял уродству современных  человеческих отношений, Куприн  обращается к жизни бродяг, нищих,  спившихся артистов, голодающих  непризнанных художников, детей  неимущего городского населения.  Это мир безымянных людей, которые  образуют массу общества. Среди  них и старался найти Куприн  своих положительных героев. Он  пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”,  “Детский сад”, “В цирке” —  в этих произведениях герои  Куприна свободны от влияния  буржуазной цивилизации. 

       В 1898 году Куприн пишет повесть  “Олеся”. Схема повести традиционна:  интеллигент, человек обыкновенный  и городской, в глухом углу  Полесья встречает девушку, которая  выросла вне общества и цивилизации.  Олеся отличается непосредственностью,  цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную  современными социальными культурными  рамками. Куприн стремился показать  явные преимущества “естественного  человека”, в котором он видел  духовные качества, утраченные в  цивилизованном обществе.

       В 1901 году Куприн приезжает  в Петербург, где сближается  со многими писателями. В этот  период появляется его рассказ  “Ночная смена”, где главный  герой — простой солдат. Герой  — не отстраненная личность, не  лесная Олеся, а вполне реальный  человек. От образа этого солдата  тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его  творчестве появляется новый  жанр: новелла. 

       В 1902 году Куприн задумывает  повесть “Поединок”. В этом произведении  он расшатывал один из главных  устоев самодержавия — военную  касту, в чертах разложения  и нравственного упадка которой  он показал признаки разложения  всего социального строя. В  повести нашли отражение прогрессивные  стороны творчества Куприна. Основа  сюжета — судьба честного русского  офицера, которого условия армейской  казарменной жизни заставили  ощутить неправомерность социальных  отношений людей. Вновь Куприн  говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере  Ромашове. Полковая атмосфера томит  его, он не желает находиться  в армейском гарнизоне. Он разочаровался  в армейской службе. Он начинает  бороться за себя и свою  любовь. И гибель Ромашова —  протест против социальной и  нравственной бесчеловечности среды. 

       С наступлением реакции и обострением  общественной жизни в обществе  меняются и творческие концепции  Куприна. В эти годы усиливается  его интерес к миру древних  легенд, к истории, античности. В  творчестве возникает интересный  сплав поэзии и прозы, реального  и легендарного, действительного  и романтики чувств. Куприн тяготеет  к экзотике, разрабатывает фантастические  сюжеты. Он возвращается к темам  своей ранней новеллы. Вновь  звучат мотивы неотвратимости  случая в судьбе человека.

       В 1909 году из-под пера Куприна  выходит повесть “Яма”. Здесь  Куприн отдает дань натурализму.  Он показывает обитательниц публичного  дома. Вся повесть состоит из  сцен, портретов и отчетливо распадается  на отдельные детали быта.

       Однако в ряде рассказов, написанных  в те же годы, Куприн попытался  указать и на реальные приметы  высоких духовных и нравственных  ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ  о любви. Так отозвался о  нем Паустовский: это один из  самых “благоуханных” рассказов  о любви. 

       В 1919 году Куприн эмигрирует. В  эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.

       Эмигрантский период Куприна  характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение  того периода — роман “Юнкера”.

       В эмиграции писатель Куприн  не утратил веры в будущее  своей Родины. В конце жизненного  пути он все-таки возвращается  в Россию. И его творчество  по праву принадлежит русскому  искусству, русскому народу. 

  1. История создания произведения «Гранатовый браслет»

     Что такое любовь? На протяжении веков  ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты  и обычные люди. Всегда не переставали  прославлять  это великое и  вечное чувство человека. Вот как  писал о любви еще в 18 веке известный  драматург Ж.-Б. Мольер:

     В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

     Когда бы на земле изгнали бы любовь.

     Лишь  тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

     А кто не знал любви, тот все равно, что не жил…

     Сам же Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор  еще не нашло себе истолкователя».

     Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных  тем его творчества – любви. В  основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного  чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова. Вот как об этом рассказывает он сам: «В период между  первым и вторым своим замужеством  моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и  подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви  к ней. Письма эти долго сохранялись  в моей семье, и я в юности читал  их. Анонимный влюбленный писал, что  он служит на телеграфе. Тон посланий был разным. Вначале эти письма всех забавляли, они приходили в  течение трех лет, но потом моя мать перестала их читать.

     И вот произошла развязка: анонимный  корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, бывший тогда женихом моей матери, отправились к телеграфисту. Он ютился в убогой мансарде, на шестом этаже, как и герой рассказа Куприна. Его застали за составлением очередного послания. Как и  Шеин, отец во время  объяснения больше молчал, глядя с  недоумением и жадным, серьезным  любопытством в лицо этого странного  человека. Отец рассказал мне, что  он почувствовал в этом человеке какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной  страсти. Дядя же, опять-таки как у  Куприна Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Чиновник принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей  матери. Этим все  и закончилось. Во всяком случае, о  дальнейшей судьбе его нам ничего не известно. 

  1. Идейно  художественное своеобразие  произведения «Гранатовый  браслет»

     «Кто  сказал тебе, что нет на свете  настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется  верить, что действительно она  существует, что это чувство посетит  и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта», «Руслан и  Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут  волновать душу читателя. Каждый автор  касался темы любви в своем  творчестве. Большинство рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять». Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное произведение о любви - «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать мир человеческих чувств. И, безусловно, требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный музыки, ярких впечатлений и переживаний. И только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением. Почерк талантливого автора виден по первым строкам. Открывая книгу, понимаешь, что это необычное творение, музыка будет сопутствовать до последней страницы рассказа и сыграет немаловажную роль. Эпиграфом к «Гранатовому браслету» является не цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное, единственное по глубине произведение». Именно музыка Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло. Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы предвосхищают события, помогают понять внутренний мир героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого. В первой главе рассказа описание природы предвещает плохой исход: «наступили отвратительные погоды», и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега», но все же «погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями «Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни, таких не было даже в июле» - как напоминание о чем-то добром и прекрасном, что произойдет с Верой. А.И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). Искусное использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение необыкновенно красивым и доказывает, что Куприн - мастер и волшебник слова. Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением и восприятием всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком восприятии героинь говорят и метафоры, используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером». Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств. Автор наделил героев также прекрасным обонянием: «только белая акация пахла ... да и та конфетами», а Анна сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой. Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный, благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе. Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».Очаровательная покатость плеч сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия - Шеина. «Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе говорит подарок, сделанный Вере, - записная книжка, купленная в антикварном магазине. Еще одна вещь, подаренная княгине говорит о том, кто ее преподнес. Муж, уезжая, положил на столик «»прекрасные серьги из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене. Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он в свой подарок больше чувств, чем князь Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «... я осмелюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас». Желтков любит искренне, но безответно, и это чувство обладает разрушающей силой: в жизни его больше ничего не интересует. Он готов умереть, только бы Вера Николаевна была счастлива. «Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной - Жолтиков, человек, который тоже был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки. Печальные чувства «Г.С.Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что присутствует при «громадной трагедии души». И только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова. Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. Его слова превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно, он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова. И только Вера Шеина осознала, что это была «настоящая, самоотверженная, истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь. В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира. Искусно используя преобразительные средства языка, через описания природы, речевую и портретную характеристики, писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой великолепной жемчужины русской литературы, как «Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и подтверждает, что А.И. Куприн - настоящий художник слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь. Произведение поражает красотой и великолепием, и я соглашусь со словами одного из классиков, что «один из благоуханных и томительных рассказов о любви - и самых печальных - куприновский «Гранатовый браслет».

  1. Характеристика героев

     Г. С. Желтков (видимо, Георгий  — «пан Ежий») — появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта — получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.  

     То  был подарок от незнакомого тогда  Вере Ж., который семь лет назад  влюбился в нее, писал письма, потом  по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в  любви. В письме Ж. объяснял, что старинный, серебряный некогда браслет принадлежал  его бабке, затем все камни  были перенесены на новый, золотой. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма», и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская  преданность». Муж Веры на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.) в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньяк, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

     Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь  переписку. Ж. поразил Шеина при  встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешение у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствует, что  присутствует «при какой-то громадной  трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она  случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата <...>. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим, сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого Ж. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона».

     Для Желткова же именно безнадежная любовь - счастье. И он абсолютно искренен, когда пишет Вере Николаевне перед смертью: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью».

     Действительно, главный герой повести — человек  необычный. Он необычен еще и тем, что любовь стала единственным содержанием  его жизни, вытеснила все другие интересы. Он пишет Вере Николаевне, что его «не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука,ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас». Обычно люди живут совсем по-другому, находя в жизни свою роль, свое дело, привязанности, не сосредоточиваясь на одном-единственном, пусть даже очень сильном чувстве. Любой другой человек, поняв обреченность своей любви, попытался бы избавиться от этого чувства: уехать куда-нибудь, поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу. Желтков осознает обреченность своего чувства, но решение его совершенно иное: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас ... сладким бредом».

     Нет, образ Желткова нельзя назвать типичным. Любовь его — любовь необычного - человека, это любовь рыцаря и романтика, любовь всепоглощающая и побеждающая смерть. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святится имя Твое».

     Образ Желткова — образ идеального человека, самоотверженного героя. Таким, конечно, может быть каждый, но является такая любовь, к сожалению, далеко не всегда.

     Дома  Вера застала знакомую пианистку  — Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным — «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращением к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивается словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «Нет, нет — он меня простил теперь. Все хорошо». У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.

     Вера  Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова.

     Княгиня Вера Николаевна. Куприн описывает  ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: "...Она, благородная, удивительная женщина, достойная настоящей, "святой" любви.

Информация о работе Концепцию любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет»