Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:52, реферат
Одним из лучших и известнейших исследователей творчества Некрасова и других писателей 19-го века является Корней Иванович Чуковский. К началу 20-го века Чуковский успел заслужить репутацию талантливейшего и самого знаменитого литературного критика послереволюционных годов.
Множество проблем чуковской эпохи, которые не рассматривались всерьез, впервые заметил и осмыслил именно он. Известным примером служит его работа «Нат Пинкертон и современная литература», в которой Чуковский впервые обратился к феномену массовой культуры, предвосхитив, в частности, работы Хосе Ортеги-и-Гассета.
Вступление__________3;
«Щедрая дань»__________5;
«Стиль отвечающий жизни»__________7;
Железная дорога__________9;
Работа над фольклором__________10;
Эзопова речь__________12;
Вывод__________13;
Список использованной литературы______
Министерство науки и образования Украины
Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара
Реферат на тему
«Книга К. И. Чуковского «Мастерство Некрасова»: мастерство и оценки.»
Выполнил:
студент гр. ЗЖ-10-01з
Багдасарян Л. В.
Проверила:
Проф. Подмогильная Н. В.
Днепропетровск
2013
Содержание
Вступление
Одним из лучших и известнейших исследователей творчества Некрасова и других писателей 19-го века является Корней Иванович Чуковский. К началу 20-го века Чуковский успел заслужить репутацию талантливейшего и самого знаменитого литературного критика послереволюционных годов.
Множество проблем чуковской эпохи, которые не рассматривались всерьез, впервые заметил и осмыслил именно он. Известным примером служит его работа «Нат Пинкертон и современная литература», в которой Чуковский впервые обратился к феномену массовой культуры, предвосхитив, в частности, работы Хосе Ортеги-и-Гассета.
Однако причиной перехода Чуковского из критики в литературоведение стали так называемые экстралитературные обстоятельства. По словам Чуковского, после революции то или иное критическое вступление могло быть расценено как донос, и он, славившийся жесткостью оценок, некоторой намеренной скандальностью (она была частью его авторского образа), постепенно перестал выступать как литературный критик в печати.
В конце 20-х годов
литературоведение стало
А поскольку Чуковский жил только литературным трудом, то работы по Некрасову часто становились возможностью заработка.
Несколько раз за свою
жизнь Чуковский избирал
За книгу «Мастерство Некрасова» в 1962 г. Чуковскому была присуждена Ленинская премия.
Книга состоит и двух частей. В первой части «Учителя и предшественники» Чуковский рассматривает влияние на Некрасова Пушкина и Гоголя. Вторая часть - «Мастерство» - это описание «приемов» Некрасова, составляющих его мастерство.
«Щедрая дань»
Некрасов требовал единства содержания и формы. Это должно было быть соединение литературного достоинства и благородность сюжета, рассказа. Многие поколения рецензентов и критиков твердили, что Некрасов - «отступник красоты», «враг изящного», подменивший поэзию прозой. К сожаления они просто не хотели заметить, как пламенно он превозносит красоту.
К концу его жизни, уже в семидесятых годах, слово «красота» в поэзии Николая Алексеевича звучит все чаще, причем он всегда придает этому слову особенно величавый и торжественный смысл. С гордостью указывает он в стихотворении «Мать», что он
…наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты.
Красота у Некрасова всегда была равноправна и шла бок-о-бок с добром. Здесь она приобретает обобщающее значение которое не подлежит эстетическим штампам.
Не только в этом стихотворении, но и в ряде других добро и красота нераздельны. В стихотворении «Поэту», написанном в 1874 году, добро и красота прославляются как одно целое:
Чтоб человек не мертвыми глазами
Мог созерцать добро и красоту…
Взаимодействие добра и красоты – не случайная тема Некрасова. Он повторяет опять и опять, что для поэта служение красоте непременно подразумевает и служение добру:
В твоей груди, гонимый жрец искусства,
Трон истины, любви и красоты.
Для Некрасова добром было служение народу и борьба за его счастье. В его взглядах и выражениях красота занимает столь же почетное место, какое занимает в них добро. Становиться ясным, что этому пункту своих эстетических взглядов он придавал неизменное, основное значение.
Поэт акцентирует внимание на том, что чувство красоты у народа существует на бессознательном уровне. Крестьяне даже не могли найти таких слов, чтобы обозначить, объяснить и понять его. И не смотря на то, что выразить это бессознательное не было возможности, оно всё же имеет место быть и веками существует в народе.
То «добро», которому служило творчество Некрасова, давно было «мясом» для критиков. Неотъемлемая «красота» же, наоборот, осталась вне зоны столь пристального внимания. В нее не верили и ее отрицали.
Страстное проявление образности определяет художника. Именно любопытство ко всяким проявлениям жизни, ненасытный интерес к ее очертаниям, краскам и звукам, стремление, во что бы то ни стало воплотить их в искусстве – определят настоящего Некрасова. И не был бы он поэтом-реалистом, если бы в его поэзии не сказалась эта любовь художника к миру окружающих вещей и явлений.
«Стиль, отвечающий жизни»
В одном из своих писем Толстому, Некрасов пишет о своем неустанном упорстве в работе ад формой стиха:
«… Нет, я не способен сегодня писать, мне жаль моей мысли, так бедно я ее поймал словом… хочется сказать, а не сказывается… Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу: «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив…»
Поэт никогда не знал этой умственной «лени». Об этом свидетельствуют все его рукописи, и всякий раз, когда ему случалось «бедно поймать словом» какую-нибудь мысль, какой-нибудь образ, он действительно бывал к себе «неумолим», «нудил себя» (по его выражению) во что бы то ни стало найти другие образы, другие слова, где не было бы никакого разрыва между идеей и ее воплощением.
Для Николая Алексеевича Некрасова соответствие стиля и содержания было очень важным. Именно поэтому он уделял много времени и сил для точного соответствия.
Художественно-поэтический арсенал был необъятно широк и он всегда и во всех случаях, стремится к вещественной речи - к замене общих понятий конкретными. Создавая стихи, реалистически изображавшие современную русскую жизнь, русскую природу, Некрасов в своих рукописях, естественно, добивался наибольшей точности, фактичности, реальности речи.
Однако он создавал и такие стихи, стилистическая направленность которых была совершенно иной. Сюда можно отнести цикл ораторских стихов. В арсенале тех форм поэзии, которые были необходимы Некрасову для этого цикла, тесно связанного с его боевой агитационной работой, далеко не последнее место занимал высокий, патетический стиль, в котором Некрасовым созданы такие шедевры, как «Родина», «Муза», «Элегия», «Страшный год», «Смолкли честные…» и друие. Для этого цикла ему нужна была поэтика отвлеченных понятий, иносказаний, метафор, фигур. Стиль здесь совершенно иной. Не смотря на то, что всегда, во всех своих стихах, он реалист, здесь все же отходит от предметности.
Благодаря этим стихами приходит понимание того, что творческие приемы Некрасова были гораздо разнообразнее, чем принято думать. У него не было какого то единого правила в работе над своими стихами и что критики, которые пытались определить все его многообразное творчество какой-нибудь одной краткой формулой, просто закрывали глаза на те из его творений, которые шли наперекор этой формуле и никак не могли в ней вместиться.
Все стили поэзии были ему подвластны! От высокой патетики до каламбурных водевильных куплетов, от публицистических дискуссий в стихах («Поэт и гражданин», «Медвежья охота») до подлинной народной русской песни. Формой песни Некрасов владел в совершенстве. Недаром он так часто называл свои стихотворения «песнями». Многие его песни давно уже стали достоянием народа («Песня Еремушке», «Колыбельная песня», «Песня убогого странника»). Кроме того он был мастером стихотворных новелл, - то есть повестей и рассказов в стихах, - таких, как «Извозчик», «Прекрасная партия», «Саша», «Последыш», «Русские женщины», «Дедушка». Ни один из поэтов послепушкинской эпохи не мог сравниться с ним в повествовательном жанре.
Железная дорога
С появлением железных дорог среди поэтов появилась мода писать о них от лица пассажиров, которые, путешествуя с комфортом, любуются видами из окон. Начальные строфы стихотворения Некрасова напоминают эти стихи. Но на этих пейзажах Некрасов видит кости работников, которые с замученными лицами кладут эти железные дороги. Автору увиденное причиняет боль и он решительно пишет от имени этих великомучеников. Поэт покидает вагон, сливается с оборванной толпою и поет вместе с крестьянами их страшную песню. "Железная дорога" - сильные, яркие эмоции в стихотворении. В стихах его всегда очень много людских фигур и это говорит о том, что Некрасов всегда среди людей. Поэма о работе, "труде". Стоило Некрасову взглянуть на железную дорогу глазами народа, и то, что казалось таким сказочным и уютным тут же рухнуло под грузом мучений которых стоила эта идиллия. На фоне благодатной природы, муки людей, изображенные в контрасте с русским бодрящим осенним пейзажем, кажутся еще более чудовищными. Еще одно качество отличает некрасовское стихотворение от других стихов о железной дороге. Всё стихотворение густо заселено людьми! И толпа землекопов, и мальчик, и генерал, и подрядчик, и все они движутся, живут, говорят, и в этом многолюдстве – одна из наиболее примечательных черт народной поэзии Некрасова. «Железная дорога» - центральное произведение Некрасова: в этой поэме, в ее немногих строках, сосредоточены именно те наиболее типичные особенности его дарования, которые образуют в своей совокупности единственный в мировой литературе некрасовский стиль – стиль революционно-демократической поэзии шестидесятых годов. Едва ли найдется другая поэма, в которой так полно и рельефно сказалось бы все своеобразие мастерства поэта. Сравнивая некрасовскую поэму с другими стихами той эпохи о железной дороге сразу же чувствуется, как должна была она поразить современников своей смелой новизной и нестандартностью.
Некрасову не дает покоя мысль, что строителем железной дороги называют не народ, а одного из царедворцев. Он учит уважать труд народа – мужиков, собранных «с разных концов государства великого». Некрасов первый и единственный русский поэт, который грозно и разгневанно кинул в лицо правду, что народный труд в тогдашней России был каторгой. Можно сказать, что в оном его голосе звучали крики и стоны всего многомиллионного народа обреченного на безмолвие. В «Железной дороге» Некрасов является нам одним из героев поэмы. В первой главке он восторженно любуется осенним пейзажем. Во второй – беседует с Ваней и слушает зловещую песнь землекопов. В последующих главах выступает как противник генерала. Четкая композиция стихотворения, разнообразие живых интонаций, особая певучесть повествовательной речи. Всё это яркий пример невероятного мастерства поэта. Одним из показателей художественного совершенства «Железной дороги» является лаконичность произведения. Читая и перечитывая его, всякий раз удивляешься: неужели в ней всего только двести стихов! Как мог вместиться в немногие строки такой колоссальный сюжет с таким обилием образов, чувств, идей?
Работа над фольклором
Творчество Некрасова совпало с эпохой рассвета родной фольклористики. Это несомненно стало причиной того, что фольклористика занимала в нём главное место. Некрасов изучал сборники русских песен, пословиц, загадок, поговорок. Он находил здесь немало того, что в свое время доводилось слышать ему самому «из народных уст», при непосредственном общении с народом.
Очень многое он узнавал в непосредственной беседе с человеком или став невольным слушателем. В статье о «Тарантасе» гр. В. А. Соллогуба, критикуя те страницы, где автор изображает крестьян, Некрасов между прочим заметил:
«В русской избе непременно нужно быть, чтобы описать русскую избу, и какими прибаутками ни приправляйте рассказ старого служивого, как остроумно ни коверкайте слова, рассказ такой все-таки не будет настоящим солдатским рассказом, если сами вы никогда не слыхали солдатских рассказов…».
С детства Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская и крестьянская речь стала досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он народный язык и с юных лет стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Все это он усвоил еще в Грешневе, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами и постоянно слыша великолепную народную речь, которая в конце концов, как было сказано выше, стала его собственной речью. Но, стремясь к наиболее полному и всестороннему изучению народа Некрасов, естественно, не мог ограничиться данными своего личного опыта, почерпнутыми в двух-трех губерниях.
Информация о работе Книга К. И. Чуковского "Мастерство Некрасова": мастерство и оценки