Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:55, реферат
Кавказ с давних времен привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и целая плеяда менее известных поэтов в разной мере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю.
Но это были только отдельные штрихи, зарисовки, порою смутные упоминания, которые, безусловно, не могут идти ни в какое сравнение с той широкой и величественной картиной Кавказа, которая открылась перед изумленным русским читателем в произведениях А. С. Пушкина.
Голос М.Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.
I.1. Отражение Кавказа в творчестве поэта.…........................…..………................3
I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ…………………….……………………..8
Предпосылки дуэли.……………………………………..…………………………...9
Роковой поединок…………………………………………..………………………..11
Увековечение памяти М.Ю. Лермонтова в городах Кавказках Минеральных Вод……………………………………………..……………………………………..14
Литература………………………………………………………………….….……….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра отечественной и зарубежной литературы
Реферат
Кавказская ссылка, дуэль и гибель Лермонтова.
Выполнила
Студентка 4 курса ВСШЕиВЯ
Заочной ф.о.
Беляй А.В.
Пятигорск 2012
План.
I.1. Отражение Кавказа в творчестве
поэта.….......................
I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ…………………….……………………..8
Литература…………………………………………………
I. Голос Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах
I.1. Отражение Кавказа в творчестве поэта.
Кавказ с давних времен привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и целая плеяда менее известных поэтов в разной мере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю.
Но это были только отдельные штрихи, зарисовки, порою смутные упоминания, которые, безусловно, не могут идти ни в какое сравнение с той широкой и величественной картиной Кавказа, которая открылась перед изумленным русским читателем в произведениях А. С. Пушкина.
«Кавказский пленник», «Обвал», «Кавказ», «Путешествие в Арзрум» и другие произведения Пушкина прочно утвердили за ним славу певца Кавказа.
Но вот прошло всего несколько лет со времени появления в печати этих пушкинских созданий, не успели еще утихнуть вызванные ими волнения и горячие споры, как о Кавказе заговорил другой поэт. И читатели, как зачарованные, начали прислушиваться к его молодому поэтическому голосу:
Я видел горные хребты,
Причудливые как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.
Это был голос Лермонтова. [2;14]
Пушкин впервые побывал на Кавказе летом 1820 года, когда он вместе с семьей Н. Н. Раевского (Приехал на Горячие воды (так до 1830 г. назывался Пятигорск). Глубокую душевную радость вызвало у поэта двухмесячное пребывание в этом чудесном уголке Северного Кавказа. О своих впечатлениях он с восторгом писал брату: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной»
Когда думаешь об этой поездке Пушкина на Кавказские Минеральные Воды, невольно вспоминается, что в это же время здесь, в Пятигорске, находился и шестилетний мальчик Миша Лермонтов. И какое-то волнение охватывает нас при мысли, что в одну из прогулок по Горячей горе Пушкин (эта ведь так возможно!) обратил внимание на не по возрасту серьезного мальчика, который своими большими, необыкновенно выразительными глазами внимательно всматривался в синевшие на горизонте горы и во все, что его здесь окружало.
Пушкин не мог, конечно, знать, что здесь, на пятигорской горной тропе, в этом удивительно привлекательном мальчике он встретил того, кто через несколько лет не только десятки раз с волнением перечитает и перепишет его стихи и поэмы, но и станет вскоре его достойным наследником и продолжателем.
Эта встреча в Пятигорске, к сожалению, только предположение. Но, если даже подобной встречи и не было, мы не можем не отметить знаменательный факт — одновременное посещение Кавказа уже прославленным поэтом Пушкиным и шестилетним Лермонтовым- его будущим гениальным наследником. Здесь, на кавказской земле, впоследствии вдохновенно воспетой ими, впервые сошлись пути двух великих людей. [1;7]
«Кавказ был колыбелью его поэзии...— писал В. Г. Белинский о Лермонтове в 1840 году,- после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». Никто!.. Это краткое категоричное определение великого критика следует относить не только к тому времени, когда оно было выказано, но и ко всей последующей истории русской литературы. Лермонтов остался непревзойденным певцом Кавказа.
В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ занимает исключительно большое место. Поэт прекрасно знал этот край. Уже в период первой ссылки на Кавказ он писал С. А. Раевскому, что «изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе,- в Шемахе, в Кахетии, одетый по- черкески, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...»
Среди памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Лермонтова, выдающееся место принадлежит городам Кавказских Минеральных Вод — Кисловодску, Железноводску, и особенно Пятигорску.
Здесь Лермонтов несколько
раз бывал в детские годы, здесь
он провел значительную часть первой
и второй ссылок. Здесь же он провел
и последние два месяца своей
жизни. С пребыванием на Кавказских
Минеральных Водах связаны
Жизнь пятигорского и кисловодского общества того времени занимает значительное место в его романе «Герой нашего времени». В Пятигорске Лермонтов создал целый ряд выдающихся лирических стихотворений. [3; 20]
Впервые Лермонтов приехал на Кавказ в 18I8 году: бабушка поэта Е. А. Арсеньева вошла его на воды, чтобы поправить здоровье внука.
Второй раз, как уже упоминалось, Лермонтов был на Кавказе в 1820 году.
Исторических сведений о первых посещениях Лермонтовым Кавказа сохранилось крайне мало. Эти поездки, вполне понятно, не могли еще произвести на Лермонтова серьезного и глубокого впечатления. Но они оставили, несомненно, какой-то отпечаток в его детском сознании.
Несравненно большее значение в жизни поэта имеет третье посещение им Кавказских Минеральных Вод в 1825 году, когда Лермонтову было около 11 лет. В это время он уже испытал на себе очарование поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Здесь он стремился увидеть те таинственные картины кавказской жизни, о которых читал и о которых слышал из рассказов взрослых, побывавших на Кавказе.
Ожидания не обманули будущего поэта.
После долгой и утомительной дороги Арсеньева с внуком прибыла в Горячеводск (с 1830 г. переименован в г. Пятигорск) и поселилась в усадьбе своей сестры Е. А. Хаста-товой, дом которой находился у подножия Горячей горы, на том месте, где в настоящее время размещаются Пушкинские ванны.
Горячеводск в то время был еще небольшим поселком. Однако в нем бурлила интересная, своеобразная жизнь, так непохожая на спокойную жизнь в родных поэту Тарханах.
С Горячей горы и Машука он с восхищением наблюдал за серебряной цепью Кавказских гор с возвышавшимся над ними двуглавым Эльбрусом.
Впоследствии, будучи уже студентом Московского университета, Лермонтов вспоминал об этих чарующих картинах, глубоко волновавших его чувство: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».
Поэт видел вокруг себя пеструю многонациональную толпу, наблюдал нравы кавказских народов, их праздники и народные игры, в которых выражались мужество, выносливость, ловкость. В окрестностях Горячеводска, в существовавшем в то время Аджи-ауле Лермонтов присутствовал на одном из национальных праздников. Он внимательно наблюдал за обычаями горцев, с упоением слушал песни народных певцов. По-видимому, уже здесь в его живом детском воображении созревали замечательные поэтические строки, вошедшие затем в одну из его лучших юношеских поэм «Измаил-Бей»:
Везде веселье, ликованья;
Уж скачка кончена давно;
Стрельба затихнула: темно.
Вокруг огня, певцу внимая,
Столпилась юность удалая,
И старики седые в ряд
С немым вниманием стоят.
На сером камне, безоружен,
Сидит неведомый пришлец.
Наряд войны ему не нужен;
Он горд и беден:— он певец!
Дитя степей, любимец неба,
Без злата он, но не без хлеба.
Вот начинает: три струны
Уж забренчали под рукою,
И живо, с дикой простотою
Запел он песню старины.
Народные песни, предания, легенды, слышанные юным Лермонтовым на Кавказе, оказали большое влияние на его поэтическое творчество.
Особенно большой интерес
для пытливого подростка
Обстановка в самом Горячеводске живо напоминала о близости военных действий. Вокруг поселка были расставлены казачьи пикеты. По ночам была слышна перекличка часовых, окрики: «Кто идет?», а иногда и выстрелы. Этого не мог не слышать Лермонтов, так как один из казачьих пикетов стоял недалеко от усадьбы Хастатовой, на том месте, где в настоящее время находится беседка "Эолова арфа». Это подтверждают и строки из поэмы «Черкесы»:
Лишь только слышно: кто идет?
Лишь громко слушай раздается...
Осенью 1825 года Лермонтов возвращается с Кавказа в село Тарханы. Через два года он переезжает с Арсеньевой в Москву, где поступает в Московский университетский благородный пансион, а в 1830 году переходит в Московский университет.
В эти годы Лермонтов создает целый ряд произведений, в которых выражает свои романтические настроения, поиски людей, сильных духом, способных выступить на борьбу за свободу, за свое человеческое достоинство.
Среди ранних романтических произведений Лермонтова большое место занимают стихотворения и поэмы, посвященные Кавказу.
Уже через три года после последней поездки на Кавказ четырнадцатилетний Лермонтов пишет свои первые поэмы, посвященные Кавказу: «Черкесы» и «Кавказский пленник».
В 1831 году он написал поэмы «Каллы» и «Аул Бастунджи», в 1832 году — самое значительное свое раннее произведение, посвященное Кавказу,—поэму «Измаил-Бей», в 1834 году — первую появившуюся в печати поэму «Хаджи Абрек».
Кроме поэм Кавказу посвящено много ранних стихотворений Лермонтова.
Поэт с восторгом говорит о суровом и величественном Кавказе, который всей своей могучей силой и красотой был для него символом свободы, вдохновителем на непреклонную борьбу за свободу человека.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека...
...От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой,— всегда и всюду твой!...
Во многих ранних поэмах Лермонтова читатель, наряду с описанием жизни и быта кавказских народов, найдет детальные и красочные описания многих мест на Кавказских Минеральных Водах.
Из поэмы «Аул Бастунджи» читатель узнает легенду о Селиме, человеке с непреклонной и свободолюбивой натурой. Действие поэмы происходит в районе Пятигорья:
Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат.
Его уж нет...
…………………………………
В ауле том без близких и друзей
Когда-то жили два родные брата,
И в Пятигорье не было грозней
И не было отважней Ак-булата. [4;9]
I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ
Во время ссылки на Кавказ Лермонтову пришлось побывать, кроме Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, а также Ставрополя, во многих местах Северного Кавказа и Закавказья.
В Пятигорске Лермонтов встретился со своим старым знакомым по благородному пансиону Н. М. Сатиным, которому ссылка в Сибирскую губернию была по болезни заменена высылкой на Кавказ (Кавказ в то время служил для царского правительства местом ссылки политически «неблагонадежных» людей).
На квартире Сатина в 1837 году произошло первое личное знакомство Лермонтова с великим русским критиком Белинским.
В Ставрополе и Пятигорске Лермонтов встречался с декабристами, сосланными на Кавказ, и особенно сблизился с известным поэтом-декабристом А. И. Одоевским, автором знаменитого ответа на стихотворное послание Пушкина сосланным в Сибирь декабристам.
Информация о работе Кавказская ссылка, дуэль и гибель Лермонтова