Кавказская ссылка, дуэль и гибель Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Кавказ с давних времен привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и целая плеяда менее известных поэтов в разной мере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю.
Но это были только отдельные штрихи, зарисовки, порою смутные упоминания, которые, безусловно, не могут идти ни в какое сравнение с той широкой и величественной картиной Кавказа, которая открылась перед изумленным русским читателем в произведениях А. С. Пушкина.

Содержание

Голос М.Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.
I.1. Отражение Кавказа в творчестве поэта.…........................…..………................3
I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ…………………….……………………..8
Предпосылки дуэли.……………………………………..…………………………...9
Роковой поединок…………………………………………..………………………..11
Увековечение памяти М.Ю. Лермонтова в городах Кавказках Минеральных Вод……………………………………………..……………………………………..14

Литература………………………………………………………………….….……….15

Работа содержит 1 файл

Лермонтов.docx

— 49.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                                                                                   

 

 

 

Кафедра отечественной и зарубежной литературы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

Кавказская ссылка, дуэль и гибель Лермонтова.

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 4 курса ВСШЕиВЯ

Заочной ф.о.

Беляй А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятигорск 2012 

План.

 

  1. Голос М.Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.

I.1. Отражение Кавказа в творчестве поэта.…........................…..………................3

I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ…………………….……………………..8

  1. Предпосылки дуэли.……………………………………..…………………………...9
  2. Роковой поединок…………………………………………..………………………..11
  3. Увековечение памяти М.Ю. Лермонтова в городах Кавказках Минеральных Вод……………………………………………..……………………………………..14

 

 Литература………………………………………………………………….….……….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Голос Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах

 

I.1. Отражение Кавказа в творчестве поэта.

 

Кавказ с давних времен привлекал к себе внимание русских  поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и целая  плеяда менее известных поэтов в  разной мере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время  еще во многом таинственному и  неизведанному краю.

Но это были только отдельные  штрихи, зарисовки, порою смутные  упоминания, которые, безусловно, не могут  идти ни в какое сравнение с  той широкой и величественной картиной Кавказа, которая открылась  перед изумленным русским читателем  в произведениях А. С. Пушкина.

«Кавказский пленник», «Обвал», «Кавказ», «Путешествие в Арзрум»  и другие произведения Пушкина прочно утвердили за ним славу певца Кавказа.

Но вот прошло всего  несколько лет со времени появления  в печати этих пушкинских созданий, не успели еще утихнуть вызванные  ими волнения и горячие споры, как о Кавказе заговорил  другой поэт. И читатели, как зачарованные, начали прислушиваться к его молодому поэтическому голосу:

Я видел горные хребты,

Причудливые как  мечты,

Когда в час  утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел  сквозь туман,

В снегах, горящих  как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.

Это был голос Лермонтова. [2;14]

Пушкин впервые побывал  на Кавказе летом 1820 года, когда он вместе с семьей Н. Н. Раевского (Приехал  на Горячие воды (так до 1830 г. назывался  Пятигорск). Глубокую душевную радость вызвало у поэта двухмесячное пребывание в этом чудесном уголке Северного Кавказа. О своих впечатлениях он с восторгом писал брату: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной»

Когда думаешь об этой поездке  Пушкина на Кавказские Минеральные  Воды, невольно вспоминается, что в  это же время здесь, в Пятигорске, находился и шестилетний мальчик Миша Лермонтов. И какое-то волнение охватывает нас при мысли, что в одну из прогулок по Горячей горе Пушкин (эта ведь так возможно!) обратил внимание на не по возрасту серьезного мальчика, который своими большими, необыкновенно выразительными глазами внимательно всматривался в синевшие на горизонте горы и во все, что его здесь окружало.

Пушкин не мог, конечно, знать, что здесь, на пятигорской горной тропе, в этом удивительно привлекательном  мальчике он встретил того, кто через  несколько лет не только десятки раз с волнением перечитает и перепишет его стихи и поэмы, но и станет вскоре его достойным наследником и продолжателем.

Эта встреча в Пятигорске, к сожалению, только предположение. Но, если даже подобной встречи и не было, мы не можем не отметить знаменательный факт — одновременное посещение Кавказа уже прославленным поэтом Пушкиным и шестилетним Лермонтовым- его будущим гениальным наследником. Здесь, на кавказской земле, впоследствии вдохновенно воспетой ими, впервые сошлись пути двух великих людей. [1;7]

«Кавказ был колыбелью  его поэзии...— писал В. Г. Белинский о Лермонтове в 1840 году,-  после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». Никто!..           Это краткое категоричное определение великого критика следует относить не только к тому времени, когда оно было выказано, но и ко всей последующей истории русской литературы. Лермонтов остался непревзойденным певцом Кавказа.

В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ занимает исключительно большое  место. Поэт прекрасно знал этот край. Уже в период первой ссылки на Кавказ он писал С. А. Раевскому, что «изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе,- в Шемахе, в Кахетии, одетый по- черкески, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...»

Среди памятных мест, связанных  с жизнью и творчеством Лермонтова, выдающееся место принадлежит городам  Кавказских Минеральных Вод —  Кисловодску, Железноводску, и особенно Пятигорску.

Здесь Лермонтов несколько  раз бывал в детские годы, здесь  он провел значительную часть первой и второй ссылок. Здесь же он провел и последние два месяца своей  жизни. С пребыванием на Кавказских Минеральных Водах связаны первые романтические поэмы Лермонтова.

Жизнь пятигорского и кисловодского общества того времени занимает значительное место в его романе «Герой нашего времени». В Пятигорске Лермонтов создал целый ряд выдающихся лирических стихотворений. [3; 20]

Впервые Лермонтов приехал  на Кавказ в 18I8 году: бабушка поэта Е. А. Арсеньева вошла его на воды, чтобы поправить здоровье внука.

Второй раз, как уже  упоминалось, Лермонтов был на Кавказе  в 1820 году.

Исторических сведений о  первых посещениях Лермонтовым Кавказа  сохранилось крайне мало. Эти поездки, вполне понятно, не могли еще произвести на Лермонтова серьезного и глубокого впечатления. Но они оставили, несомненно, какой-то отпечаток в его детском сознании.

Несравненно большее значение в жизни поэта имеет третье посещение им Кавказских Минеральных  Вод в 1825 году, когда Лермонтову было около 11 лет. В это время он уже испытал на себе очарование поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Здесь он стремился увидеть те таинственные картины кавказской жизни, о которых читал и о которых слышал из рассказов взрослых, побывавших на Кавказе.

Ожидания не обманули будущего поэта.

После долгой и утомительной дороги Арсеньева с внуком прибыла в Горячеводск (с 1830 г. переименован в г. Пятигорск) и поселилась в усадьбе своей сестры Е. А. Хаста-товой, дом которой находился у подножия Горячей горы, на том месте, где в настоящее время размещаются Пушкинские ванны.

Горячеводск в то время был еще небольшим поселком. Однако в нем бурлила интересная, своеобразная жизнь, так непохожая на спокойную жизнь в родных поэту Тарханах.

С Горячей горы и Машука он с восхищением наблюдал за серебряной цепью Кавказских гор с возвышавшимся над ними двуглавым Эльбрусом.

Впоследствии, будучи уже  студентом Московского университета, Лермонтов вспоминал об этих чарующих картинах, глубоко волновавших его чувство: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».

Поэт видел вокруг себя пеструю многонациональную толпу, наблюдал нравы кавказских народов, их праздники и народные игры, в которых выражались мужество, выносливость, ловкость. В окрестностях Горячеводска, в существовавшем в то время Аджи-ауле Лермонтов присутствовал на одном из национальных праздников. Он внимательно наблюдал за обычаями горцев, с упоением слушал песни народных певцов. По-видимому, уже здесь в его живом детском воображении созревали замечательные поэтические строки, вошедшие затем в одну из его лучших юношеских поэм «Измаил-Бей»:

Везде веселье, ликованья;

Уж скачка кончена  давно;

Стрельба затихнула: темно.

Вокруг огня, певцу  внимая,

Столпилась юность удалая,

И старики седые  в ряд

С немым вниманием  стоят.

На сером камне, безоружен,

Сидит неведомый  пришлец.

Наряд войны ему  не нужен;

Он горд и беден:—  он певец!

Дитя степей, любимец  неба,

Без злата он, но не без хлеба.

Вот начинает: три  струны

Уж забренчали под рукою,

И живо, с дикой  простотою

Запел он песню  старины.

Народные песни, предания, легенды, слышанные юным Лермонтовым на Кавказе, оказали большое влияние на его поэтическое творчество.

Особенно большой интерес  для пытливого подростка представляли рассказы участников военных событий. Приезжавшие на лечение водами раненые  рассказывали об эпизодах из боевой жизни, о мужестве русских солдат и горцев, о захвате пленных.

Обстановка в самом Горячеводске живо напоминала о близости военных действий. Вокруг поселка были расставлены казачьи пикеты. По ночам была слышна перекличка часовых, окрики: «Кто идет?», а иногда и выстрелы. Этого не мог не слышать Лермонтов, так как один из казачьих пикетов стоял недалеко от усадьбы Хастатовой, на том месте, где в настоящее время находится беседка "Эолова арфа». Это подтверждают и строки из поэмы «Черкесы»:

Лишь только слышно: кто идет?

Лишь громко слушай раздается...

Осенью 1825 года Лермонтов  возвращается с Кавказа в село Тарханы. Через два года он переезжает с Арсеньевой в Москву, где поступает в Московский университетский благородный пансион, а в 1830 году переходит в Московский университет.

В эти годы Лермонтов создает  целый ряд произведений, в которых выражает свои романтические настроения, поиски людей, сильных духом, способных выступить на борьбу за свободу, за свое человеческое достоинство.

Среди ранних романтических  произведений Лермонтова большое место  занимают стихотворения и поэмы, посвященные Кавказу.

Уже через три года после  последней поездки на Кавказ четырнадцатилетний Лермонтов пишет свои первые поэмы, посвященные Кавказу: «Черкесы» и «Кавказский пленник».

В 1831 году он написал поэмы  «Каллы» и «Аул Бастунджи», в 1832 году — самое значительное свое раннее произведение, посвященное Кавказу,—поэму «Измаил-Бей», в 1834 году — первую появившуюся в печати поэму «Хаджи Абрек».

Кроме поэм Кавказу посвящено  много ранних стихотворений Лермонтова.

Поэт с восторгом говорит  о суровом и величественном Кавказе, который всей своей могучей силой и красотой был для него символом свободы, вдохновителем на непреклонную борьбу за свободу человека.

Прекрасен ты, суровый  край свободы,

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к  вам летят издалека...

...От ранних  лет кипит в моей крови

Твой жар и  бурь твоих порыв мятежный;

На севере в  стране тебе чужой

Я сердцем твой,—  всегда и всюду твой!...

Во многих ранних поэмах Лермонтова читатель, наряду с описанием жизни и быта кавказских народов, найдет детальные и красочные описания многих мест на Кавказских Минеральных Водах.

Из поэмы «Аул Бастунджи» читатель узнает легенду о Селиме, человеке с непреклонной и свободолюбивой натурой. Действие поэмы происходит в районе Пятигорья:

Между Машуком  и Бешту, назад

Тому лет тридцать, был аул, горами

Закрыт от бурь и вольностью богат.

Его уж нет...

…………………………………

В ауле том без  близких и друзей

Когда-то жили два родные брата,

И в Пятигорье не было грозней

И не было отважней Ак-булата. [4;9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2. Ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ

 

Во время ссылки на Кавказ Лермонтову пришлось побывать, кроме Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, а также Ставрополя, во многих местах Северного Кавказа и Закавказья.

В Пятигорске Лермонтов встретился со своим старым знакомым по благородному пансиону Н. М. Сатиным, которому ссылка в Сибирскую губернию была по болезни заменена высылкой на Кавказ (Кавказ в то время служил для царского правительства местом ссылки политически «неблагонадежных» людей).

На квартире Сатина в 1837 году произошло первое личное знакомство Лермонтова с великим русским критиком Белинским.

В Ставрополе и Пятигорске Лермонтов встречался с декабристами, сосланными на Кавказ, и особенно сблизился  с известным поэтом-декабристом А. И. Одоевским, автором знаменитого ответа на стихотворное послание Пушкина сосланным в Сибирь декабристам.

Информация о работе Кавказская ссылка, дуэль и гибель Лермонтова