"Кабацкая глава" в жизни и творчестве Сергея Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Творчество Сергея Александровича Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, очень остро воспринимающего мир, видящего страшную правду окружающей действительности.

Работа содержит 1 файл

Есенин Москва кабацкая.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Введение.

      Творчество  Сергея Александровича Есенина принадлежит  к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую  он вошел как тонкий, проникновенный лирик. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков.  В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, очень остро воспринимающего мир, видящего страшную правду окружающей действительности. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть.

      Мне очень близко творчество поэта. И  его любовная лирика нежная, страстная; и пронизанные любовью и болью, преданностью и правдивостью стихотворения  о родной земле; и отчаянные, проникновенные, трагические произведения позднего периода творчества – все это восхищает и потрясает, ранит и лечит, наполняет сердце любовью, а глаза слезами.

      В своей работе мне хочется попытаться проанализировать и лучше понять цикл стихотворений Сергея Есенина «Москва кабацкая». Как связаны произведения цикла с судьбой поэта? Что повлияло на написание таких острых и горьких, таких звонких и сильных стихотворений, которые не могут не оставить следа в душе читателя? 
 
 
 

     Раннее  творчество Есенина – светлое, чистое, наполнено любовью к Родине, нежностью, красотой. Однако, на мой взгляд, нельзя не заметить, как кое-где  в стихотворениях на фоне спокойных, просветленных, гармоничных мотивов уже начинают просачиваться настроения, предвосхищающие мотивы цикла «Москва кабацкая». Так, например, в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся …», Есенин писал:

              «Все встречаю, все  приемлю

              Рад и счастлив душу вынуть

              Я пришел на эту землю

                        Чтоб скорей ее покинуть»

       Уже здесь, на мой взгляд, звучит горестное  признание поэта в душевной усталости, неприкаянности.  

      Читая стихотворения 1922-1924гг., то есть позднего периода творчества поэта, мне кажется, нельзя не заметить, как много в них противоречий, как много антитез. Я думаю, все это не случайно. Многие критики и современники С.Есенина указывают на противоречивость и  двойственность самой его натуры. Одни говорили об его «обаянии, привлекавшем к нему самых различных людей», об его «добром, необыкновенно отзывчивом отношении к людям», другие называли его буйствующим скандалистом, живущим «в красном тумане особого, русского пьянства». Возможно, именно эта двойственность была одной из причин сломивших Есенина, именно это деление души на резко полярные полюса. Как сам он писал:

     «…Но  коль черти в душе гнездились –

       Значит, ангелы жили в ней…» 

     Это душевное раздвоение отразилось во всем творчестве поэта, которое, по сути, является автобиографией его души, не находящей себе покоя в этом бушующем мире.

     Борьба  между темными и светлыми сторонами  души поэта особенно ярко выражена им в сборнике стихов «Москва кабацкая», который увидел свет в конце 1924 года. Сборник состоит из двух циклов: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» (1922-1923 года). На первый взгляд циклы видятся резко контрастными, однако, по моему мнению, они все же близки, похожи и, предположу, что цикл, под противоречивым названием, «Любовь хулигана» является как бы продолжением цикла «Москва кабацкая».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Москва кабацкая»

 

      Цикл  стихов «Москва кабацкая» пронизан ощущением неразрешимых противоречий жизни, безысходного отчаяния, тоской. «Москва кабацкая» выражает тяжесть, боль поэта, создается в тяжком надрыве, мучительном искании пути. Растерянность, ощущение никчемности, бессмысленности своего существования отразились во всех стихотворениях этого цикла.

      Чтобы попробовать разобраться в причинах возникновения такого трагического, тяжелого цикла стихотворений, мне хотелось бы попытаться проанализировать некоторые из них.

     Первым  делом, скажу о том, что беспокойное, сумбурное послереволюционное время  перевернуло все с ног на голову в сознании людей. Вероятно, в первую очередь, именно это способствовало смятению в душе поэта. Поэта, как человека, особо остро воспринимающего вообще весь окружающий мир. Есенин не знает, на что ему опереться, ощущает себя оторванным от реальности, выброшенным из общего ритма жизни. И это тяжелое для него время является очень благоприятным для выхода наружу его «черного двойника» – циника, «скандалиста», «хулигана», который всеми силами  пытается подавить все то светлое, чистое, что есть в душе поэта. И в то же время этот «черный двойник» поэта является как бы маской, за которой Есенин прячется от внешнего мира, скрывая за ней свою растерянность и грусть.

      Начну со стихотворения, написанного в 1922 году «Я обманывать себя не стану…»  Мне кажется, герой стихотворения страдает от того, что о нем «прокатилась дурная слава», что окружающие видят в нем «шарлатана» и «скандалиста», не понимая, что это всего лишь маска, за которой скрывается израненная душа. Есенинский герой недоумевает:

             «…  Отчего прослыл  я шарлатаном?

              Отчего прослыл  я скандалистом?

              Не злодей я и  не грабил лесом

              Не расстреливал несчастных по темницам. 

Далее Есенин пишет:

              «Я всего лишь уличный повеса,

              Улыбающийся встречным  лицам…»

              «…Я московский озорной  гуляка..»

      В этих строках нам даже, будто, слышится ирония. Однако мне кажется, ирония здесь это всего лишь способ героя сохранить себя, последний противопоставляет себя окружающему миру, он ощущает одиночество и непонимание со стороны людей.

              «Средь людей я  дружбы не имею…» - говорит лирический герой стихотворения.

              «Для зверей приятель я хороший…»

              «Я иному покорился  царству.

              Каждому здесь кобелю на шею

              Я готов отдать свой лучший галстук». 
 

      А вот еще одно пронзительное и  прекрасное стихотворение, написанное в Берлине 1922-1923 гг. «Да! Теперь решено. Без возврата..»

      В стихотворении духовная опустошенность героя доведена до предела. Герой  вспоминает близкие, милые образы «низкий  дом…старый пес», ах, как дороги они  его сердцу, но былого уже не вернешь, он понимает это, жизнь изменилась так, что «…теперь не уйти назад…»

А теперь что осталось в удел герою?

               «А когда ночью  светит месяц,

              Когда светит…черт  знает как!

              Я иду, головою свесясь,

              Переулком в знакомый кабак. »

      Он  ненавидит все здесь, называя  это «логовом жутким» обитатели  которого  разуверились во всем и обречены на гибель:

               «…И всю ночь  напролет, до зари,

              Я читаю стихи  проституткам

              И с бандитами  жарю спирт.» 

      Но  в вине поэт хочет забыться,  уйти от мучивших его вопросов «чтоб не видеть лицо роковое, чтоб подумать хоть миг об ином...» Так Есенин вступает в кабацкий мир с его удушливой атмосферой пьяного угара… И теперь, встав на эту тропу, уже невозможно ничего изменить, это подтверждают строки Есенина, в которых чувствуется обреченность и безысходность:

               «Я такой же, как вы, пропащий,

              Мне теперь не уйти назад.» 

      Мотивы  безысходности будут звучать  и в последующих произведениях  цикла. Так, например, в стихотворении  «Грубым дается радость …» (1923 год) Есенин выражает свою душевную усталость и равнодушие:

              «Грубым дается радость,

              Нежным дается печаль.

              Мне ничего не надо,

              Мне никого не жаль.

              Жаль мне себя немного,

              Жалко бездомных  собак.

              Эта прямая дорога

              Меня привела в  кабак …»

«Что  ж вы ругаетесь, дьяволы?» - упрекает поэт тех, кто позволил себе его осуждать. Как будто он спрашивает: “Разве же все вы не такие же, как я?”:

              «Каждый из нас закладывал

              За рюмку свои штаны.» 

      Поэт  очень страдает, он видит, как рушится  мир вокруг. Как опускаются люди, как опускается наша страна. И ему  мучительно больно!

      Видя  мальчика, еще чистого, не задавленного жизнью, всем, что творится вокруг, поэт пытается предостеречь его от беды. Беды, которая с ним самим уже случилась: «Я уж готов». 

      Особое  внимание мне хотелось бы уделить  стихотворению, написанному в Париже в 1923 году. Как известно, в это  время Сергей Есенин был вынужден отправиться в заграничную поездку по странам Европы и Америки со своей супругой, известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Вдали от родной земли поэт чувствовал себя плохо. Ощущение одиночества, тоска по отчему краю, друзьям отразились в печальном и нежном стихотворении: «Эта улица мне знакома…»

              «Были годы тяжелых  бедствий,

              Годы буйных, безумных сил…»

              Полагаю, в этих строках  Есенин имеет ввиду свою жизнь  в городе, годы когда к нему пришла слава, когда его окружало множество  людей, бурная жизнь кипела вокруг и, в итоге, все это слепилось в один бесформенный ком, потому что никаких воспоминаний не оставило это время в сердце Есенина. А лишь милые, родные образы воскресают в памяти, навевая воспоминания о детстве, о родной стороне:

              «Вспомнил я деревенское детство,

              Вспомнил я деревенскую  синь…»

              «А сейчас, как  глаза закрою,

              Вижу только родительский дом.» 

      Ах, как тоскует поэт, закрывает глаза  и вот уже слышится ему завывание  ветра в деревенской печи, стук дождя по крыше..

              «Я любил этот дом деревянный,

              В бревнах теплилась  грозная морщь,

              Наша печь как-то дико и странно

              Завывала в дождливую  ночь…»  

      Сколько воды утекло с тех пор, Есенин говорит  о том, что он видел множество  чужих стран, прекрасных, необычных:

              «Золотые пески  Афганистана 

              И стеклянную хмарь Бухары » 

 но  милее родной страны, какой бы  она ни была, нет ничего:

              «Только ближе к  родному краю

              Мне б хотелось теперь повернуть…»

      Горькие слова человека бесконечно любящего свою Родину, свой народ, свою землю, но находящегося в разлуке с ней.

              «Мир тебе – полевая  солома,

              Мир тебе – деревянный дом!» - словно благословляет поэт милые  сердцу образы.

            Почему я уделила  особое внимание этому стихотворению? Потому что, на мой взгляд, наряду с  тяжелой, гнетущей обстановкой в  государстве, еще одной причиной удрученности и трагизма стихотворений «Москвы кабацкой», являлась тоска Есенина по родине: и по стране, в то время, когда поэт был за рубежом, и по деревенским просторам, тихим уголкам Руси, когда поэт находился в дали от них…

Информация о работе "Кабацкая глава" в жизни и творчестве Сергея Есенина