Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:18, контрольная работа
Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.
В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Перевод знаменитейшей 30-й оды Горация («Exegi monumentum...»), строго говоря, не может быть назван анакреонтической одой в общепринятом смысле этого термина.
1. Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина 3
2. Проблема воспитания в русской литературе XVIII века (на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») 8
3. Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков. 12
4. Библиографический список использованной литературы 15
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать».... Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом.
Проблема воспитания заключается, во-первых, в получении образования. Госпожа Простакова понимает, что «ныне век другой» и нанимает «учителей» обучать Митрофана наукам. Автор откровенно смеется над таким «обучением». Результаты «обучения» грамоте Митрофан наглядно продемонстрировал, назвав одну дверь «прилагательной», а другую – «покамест существительной». Он даже не знает, что есть такие науки как география и история. Домашнее воспитание не дало ему никаких, даже самых простых понятий о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу.
Самая важная проблема воспитания, по мнению Стародума и Правдина, заключается в воспитании в человеке высоких нравственных качеств. В комедии уделяется много внимания разъяснению их взглядов на эту проблему. Вот некоторые характерные высказывания:
«Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума». «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такое воспитание сразу лишает его цели и смысла жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свиньи — как часть некого культа, которому поклоняются хозяева. Но не только в дворянских имениях процветает безнравственность. Рассказывая о жизни при дворе, Стародум отмечает, что там «по большой дороге почти никто не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». Дворяне не знают, что такое долг и полезные добрые дела. Они не оставляют двора потому, что «двор им полезен». Придворные забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Нарисовав
картину существующего
3. Достижения литературы
XVIII века в произведениях
писателей XIX-XX веков
Начиная с первых десятилетий XVIII века, все происходящее в русской литературе было связано с общим национально-историческим развитием страны, стремительно вовлекавшейся в общеевропейскую жизнь, завоевывая в ней свое особое место и одновременно становясь частью мирового исторического процесса.
Важным этапом в развитии русской литературы XVIII века было утверждение классицизма как литературного направления, когда была решена историческая задача преобразования стихосложения, положено начало формированию русского литературного языка. Классицизм создал новые литературные формы, соответствующие новому содержанию, новым общественным и гражданским идеалам. С конца 1730-х годов зарождение «новой» русской литературы было связано с деятельностью М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в дело формирования национального русского языка и преобразование русского стихосложения.
Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, русская литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических и социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество. Уже в первые десятилетия были заложены основы идейных направлений, тем, литературных жанров, получивших в литературе дальнейшее развитие. Именно в это время закладываются основы европейской культуры, освобождавшейся от власти Церкви. Литература XVIII века стала важным этапом в истории отечественной культуры. Велика её роль в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем, золотом веке.
Русская литература XVIII века к началу нового становления подготовила условия для появления Пушкина, первого национального художественного гения и основоположника новой величайшей русской литературы, высший неоценимый вклад в мировую культуру. Творчески освоив достижения прошлого, опираясь на традиции своих предшественников, в первую очередь Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, Пушкин выработал нормы русского литературного языка, создал величайшие образцы национального русского искусства слова. Оказал огромное влияние на творчество современных ему писателей и на долгие годы определил магистральное направление нашей литературы.
Литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную задачу – социально и нравственно воспитать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет классики XIX века.
В последней трети XVIII века наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу. В определенную идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились. Это произойдет позже, в 30е годы XIX века. Прежде, чем реализм станет господствующим направлением, необходимо было добиться глубокого анализа психологии характера, раскрыть полнее душу человека. Формирование и романтизма, и реализма началось в XVIII веке.
Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия.
Преемственность литературного развития сказалась в обращении литературы начала XIX века к темам, образам, гражданскому пафосу литературы предшествующего столетия. Это нашло отражение и в поэзии, и в драматургии, и в прозе. Державинская линия в развитии русской поэзии сказалась и в поэзии Жуковского, и в лирике Батюшкова, и в произведениях молодого Пушкина, декабристов. В области драматургии в XIX веке наследовались традиции гражданской трагедии («Аргивяне» Кюхельбекера) и сатирической комедии Фонвизина (в пьесах Грибоедова, Гоголя, Островского). Развитие в середине века демократической прозы (Чулков, Эммин, Левшин и др.) с её обращением к обыденной жизни, вниманием к фольклору, что способствовало преодолению абстрактности классицизма, предопределило дальнейшее развитие прозы в творчестве Измайлова, Нарежного, Гоголя.
Итак, процесс развития русской литературы и русской общественной мысли XVIII века подготовил дальнейший бурный и блестящий расцвет литературы последующего столетия. Определяющей тенденцией в развитии литературы было усиление её связи с жизнью, вызревание реалистических тенденций в поэзии Державина, в творчестве Фонвизина, Новикова, Крылова, Радищева, наследниками которых оказались Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский. Творческие достижения Карамзина во многом предвосхитили литературную деятельность Батюшкова, Жуковского и других поэтов и писателей начала века. От Радищева тянутся нити к декабристам, Герцену, революционным демократам 60-х годов, глубоко осознавшим преемственность революционных традиций. Несмотря на различие мировоззрения и эстетических принципов, прогрессивные писатели XVIII века провозгласили и утвердили в своем творчестве идеал свободного, независимого писателя – выразителя общественного мнения.
С середины XVIII столетия многие произведения русской литературы были переведены на иностранные языки и стали известны зарубежному читателю. Так, уже в XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской.
Библиографический
список использованной
литературы
Информация о работе История отечественной литературы XVIII века