Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования оценить возможности использования библиотерапии при проведении библиосоциальной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие идей библиотерапии и ее современное состояние;
2. Выделить основные направления использования библиотерапии в работе с читателями;
3. Изучить опыт использования библиотерапии как метода библиосоциальной работы в Алтайском крае;
4. Определить возможности использования сказкотерапии как метода библиотерапии при работе с детьми;
5. Выделить особенности использования библиотерапии при работе с инвалидами по зрению.
Введение
1.Библиотерапия как актуальное направления работы библиотек
1.1. История и современное состояние библиотерапии
1.2. Использование библиотерапии в работе с читателями
2. Использование библиотерапии как метода библиосоциальной работы
2.1. Опыт использования библиотерапии как метода библиосоциальной работы в Алтайском крае
2.2. Применение сказкотерапии как метода библиотерапии
в работе с детьми
2.3. Особенности применения библиотерапии как метода библиосоциальной работы с инвалидами по зрению
Заключение
Список литературы
Люди с нарушениями зрения должны иметь возможность приобщения к исцеляющему их искусству. Им необходимы внимание, поддержка, развитие. Именно поэтому в Централизованной библиотечной системе разработана и реализуется целевая программа по работе с инвалидами «Милосердие», которая призвана способствовать обеспечению равного и свободного доступа инвалидов к библиотечным услугам, расширению их круга общения, развитию творческих способностей.
Как известно, слепота относится к наиболее тяжелым формам инвалидности, поскольку влечет за собой самые серьезные ограничения в жизнедеятельности. Слепые и слабовидящие люди нуждаются в изданиях специальных форматов, в специальных технических средствах, в особых услугах, способах предоставления информации и т.д.
Библиотеки, как правило, эту категорию пользователей не обслуживали, поскольку не имели ни соответствующих ресурсов, ни возможностей. Сегодня ситуация изменилась.
Психологи утверждают, что библиотерапия - занятия с книгой - помогает незрячим и слабовидящим в социальной адаптации и реабилитации. Они, как никто другой, охотно занимаются творчеством, потому что иногда это единственный способ их самовыражения. Библиотеки, как самые доступные учреждения, должны помогать им в этом [5].
В Алтайской краевой специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих психологом проводятся занятия библиотерапии. Группы формируются с помощью тестирования. Продолжительность библиотерапии 1,5 -2 часа, занятия проводятся по 2 раза в неделю.
Изменения социальной ситуации и микросоциальной среды, которые происходят в связи с получением человеком инвалидности, уходом на пенсию, приводят часто к потере жизненных стимулов и необходимости менять привычные формы и способы жизнедеятельности. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Человек, предоставленный самому себе и оставшийся один на один с собственными внутренними переживаниями, легко вступает на путь социальной психопатизации. Прекрасные примеры совладания с негативными ситуациями дает книга Нины Катерли «Тот свет». Обсуждение этого произведения на библиотерапевтической группе вылилось в настоящий диспут. При проведении занятия по библиотерапии на тему «Эйджизм (возрастная дискриминация), и что мы знаем о возрасте» по произведению Людмилы Петрушевской «Сказка о часах», был также задан вопрос, что важнее: знания, навыки или общение? И все единодушно ответили, что общение. Читатели приходят в библиотерапевтическую группу, чтобы ответить на вопрос: «Кто я?», «Что мне поможет себя найти?» Утратив жажду жизни, здесь они учатся вновь понимать самые простые человеческие ценности. Каждый инвалид с помощью товарищей и психолога сможет разобраться в себе и ответить на вопросы: «Каким я хочу быть? Чего жду от жизни, от себя и близких?» Кроме того, они учатся чувствовать и адекватно выражать свои мысли и эмоции. «Любовь – лучшее лекарство от возраста» – гласит народная мудрость. Недавно прошли мероприятия по произведению Куприна «Гранатовый браслет» и по рассказу Чехова «Володя». Занятие »Эмоциональная экспрессия, сопровождаемая чувством вины» провели по произведению Татьяны Толстой «Соня». Волна воспоминаний захватила даже пожилых участников. Под воздействием эстетического восприятия художественного произведения гармонизируется сила интеллекта, воли и чувства, оказывается влияние на сознание, происходит формирование компенсаторных механизмов. Писатель воздействует на жизненные взгляды и поведение читателя – инвалида, провоцирует критическое исследование реальности, познание в себе новых, прежде скрытых сторон.
Библиотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов, дает выход сильным эмоциям, сплачивает группу, повышает самооценку инвалида, способность осознавать свои мысли и чувства, развивает художественные способности. Любой пройденный кризис заканчивается всплеском положительных эмоций, и это значительно сильнее предшествующего дискомфорта. Когда читатели обмениваются мнениями, они постепенно начинают раскрываться, становятся смелее и активнее в своих высказываниях, получают удовлетворение оттого, что они не одиноки .
Библиотерапия помогает избавиться от эмоциональных переживаний, свойственных каждому человеку, а особенно, инвалидам. Зачастую переживания не носят четко выраженный характер, а маскируются под плохое настроение, нервозность, апатию. Благодаря применению методов библиотерапии, человек может понять первоисточник переживаний и наметить, совместно с психологом, пути выхода из кризиса. Книги дают массу примеров успешного совладания (копинг механизмы – осознанные психологические защиты) с негативной жизненной ситуацией. Духовность – это высшие качества человека, направленные на взаимодействие его с внешним миром. Для их характеристики используются понятия: доброта, любовь, альтруизм, милосердие [23, С. 38]. Духовность, безусловно, требует высокой информационной культуры, но эта культура может поддерживаться не только объемами прочитанных книг, но и тонкостью эмоциональной структуры человека, его окружением.
Библиотерапия рассматривается как направление работы библиотек с читателями, сущность которого – целенаправленное воздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной работы в различных дискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации и коррекции через совершенствование читательской деятельности. Основная задача библиотерапевтической работы библиотек – оказание помощи для саморегуляции читательской деятельности личности в условиях психологического дискомфорта и стимуляции читательского развития.
Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работы является выявление через чтение механизмов конкретного выхода из проблемы.
Переориентация на библиотерапевтическое направление, отвечающее потребностям читателей, позволит повысить престиж библиотеки как социального института, способного помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных изменений. Сегодня целесообразно говорить о библиотерапии как о лечении всеми библиотечными средствами не только отдельной личности, но и общества в целом.
Рассмотрение библиотерапии в ключе библиосоциальной работы ощутимо меняет ее конфигурацию.
Во-первых, увеличивает угол распространения библиотерапии, под ее воздействие попадают различные группы клиентов.
Во-вторых, в настоящее время начинается расширение границ ее применения.
В-третьих, изменяется функциональное предназначение библиотерапии. Рекомендуемая литература имеет цель адекватной самооценки клиента и выступает в качестве его защитной силы.
Библиотерапевтический эффект может исходить не только от чтения художественной литературы, но и от самого широкого круга материалов – журналов мод, газет, учебников, научных книг, энциклопедий и словарей. Наряду с художественной литературой можно использовать поэзию, литературу по интересам. По существу библиотерапевтический эффект художественной литературы необходим тем, кто временно нуждается в особом внимании в связи с какими-то проблемами.
1. Александров В.П. Сквозь призму детства /В.П. Александров //Дет. лит. Сб. ст. — М., 1998. — С. 8–70.
4. Библиотерапия: Задачи, подходы, методы: Сб. ст. /Сост. О.Л.Кабачек. — М.: БМЦ, 2001. — 128 с.
6. Дрешер Ю.Н. Исторические предпосылки и теоретико-методические основы библиотерапевтических исследований: Тез. докл. Пятой междунар. науч. конф. (М., 25–26 апр. 2000 г.). Ч. 1 /Ю.Н. Дрешер; М-во культуры РФ, Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. — М., 2000. — С. 17–19.
7. Дрешер Ю.Н. Книга лечит /Ю.Н. Дрешер //Мир библиогр. — 1999. — №4. — С. 45–50.
8. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга /Ю.Н. Дрешер //Б-ка. — 1999. — №3. — С. 68–70.
9. Иванова Г.А. Современная концепция библиотечной работы с детьми и подготовка кадров /Г.А. Иванова //Библиотечное дело — 2003: Гуманитарные и технологические аспекты развития. Мат. Восьмой междунар. науч. конф. (М., 24–25 апр. 2003 г.). — М., 2003. — С. 64.
10. Ильин И. Духовный смысл сказки //И. Ильин //Лит. в шк. — 1992. — №1. — С. 2–10.
11. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики /О.Л. Кабачек //Психолог в детской библиотеке. Проблемы. Методика. Опыт: Сб. метод мат. /Рос. гос. дет. б-ка. — М., 1994. — 42 с.
12. Казаринова И.Н. Возможности библиотерапии /И.Н. Казаринова, Е.Л.Смагин //Науч. и техн. б-ки. — 1999. — №8. — С. 34–37.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапия /Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1985. — С. 127–133.
14. Клюшина Н. Библиотерапия /Н. Клюшина, М.Сапоровская //Библиотекарь. — 1991. — №9. — С. 51–52.
15. Крейденко В.С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.
16. Миллер А.М. Некоторые проблемы библиотерапии за рубежом: Обзор лит. /А.М. Миллер //Библиотековедене и библиография за рубежом. Вып. 36. — 1971. — С. 93–107.
18. Рослик Г.М. Немного о библиотерапии /Г.М. Рослик //Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67.
19. Руководство по психотерапии /Под ред. Рожнова. — 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Медицина, 1985. — С. 304–309.
20. Симонов, Б.А. О библиотерапии /Б.А Симонов //Библиотековедение. — 1996. — №6. — С.38–41.
21. Сказкотерапия: Метод рек. Вып. 2 /Сост. В.В.Климова /Тамб. обл. дет. б-ка. — Тамбов, 2001. — 23 с.
22. Скаллер Р. Библиотерапия /Р. Скаллер //Библиотекарь. — 1965. — №11. — С. 36–37.
23. Тимофеев А. Лечит слово… /А. Тимофеев //Б-ка. — 200. — №4. — С. 37–39.
2
Информация о работе Использование библиотерапии как метода библиосоциальной работы