Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования оценить возможности использования библиотерапии при проведении библиосоциальной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие идей библиотерапии и ее современное состояние;
2. Выделить основные направления использования библиотерапии в работе с читателями;
3. Изучить опыт использования библиотерапии как метода библиосоциальной работы в Алтайском крае;
4. Определить возможности использования сказкотерапии как метода библиотерапии при работе с детьми;
5. Выделить особенности использования библиотерапии при работе с инвалидами по зрению.
Введение
1.Библиотерапия как актуальное направления работы библиотек
1.1. История и современное состояние библиотерапии
1.2. Использование библиотерапии в работе с читателями
2. Использование библиотерапии как метода библиосоциальной работы
2.1. Опыт использования библиотерапии как метода библиосоциальной работы в Алтайском крае
2.2. Применение сказкотерапии как метода библиотерапии
в работе с детьми
2.3. Особенности применения библиотерапии как метода библиосоциальной работы с инвалидами по зрению
Заключение
Список литературы
В целях удовлетворения разносторонних интересов людей с ограничениями в жизнедеятельности, библиотеки активно внедряют инновационные технологии: наблюдается активный рост работы по проектам и программам социальной направленности.
Более 20 районных и городских муниципальных библиотек края активно работают по библиосоциальным программам. На высоком уровне библиосоциальная работа ведется в Усть-Калманском, Змеиногорском, Краснощековском, Смоленском, Шипуновском, Рубцовском, Ребрихинском, Залесовском, Алтайском, Угловском и городах Бийск, Рубцовск, Алейск, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Славгород, Заринск. Библиотечные специалисты одни из первых стали работать в рамках ранней интервенции детей, оказывая информационную, фактографическую и моральную помощь родителям, имеющим детей-инвалидов. Активная работа с родителями и в целом с семьёй способствовала привлечению потенциальных пользователей, воспитанию их гражданских и личностных качеств, вовлечению в сообщество здоровых людей. Добиваться успехов во многом помогает тесное сотрудничество с социальными партнёрами: коррекционными детскими садами, школьными образовательными учреждениями, реабилитационными центрами, центрами помощи семье и детям, общественными организациями.
Впервые муниципальные библиотеки края выиграли грантовые проекты: Краснощёковская районная детская библиотека - «Хочу сказать миру: Я есть», Змеиногорский РОМЦ - «Острова милосердия». Смоленская районная газета «Заря», выиграв грант, в течение года выпускала приложение для инвалидов, используя материалы АКСБ. Детская библиотека с. Смоленское в этом приложении вела рубрику «Школа выживания» - о проблемах детей-инвалидов. В этом же направлении активно работает Межпоселенческая центральная библиотека Егорьевского района.
Пользователями Кабановской модельной межпоселенческой библиотеки стали не только лица с ограничениями в жизнедеятельности с. Кабаново, но и прилегающих сел Бураново, Усть-Камышенка, Новобураново, Ельцовка. Каркавинская сельская библиотека Косихинского района на заседаниях клуба «Общение» проводит интересные мероприятия для инвалидов: вечер-кафе «Семья – очаг добра и света», «Лучшее лечение – доброе общение»; обзор-реклама «Литературный круиз», час полезного совета «Домашние растения для вашего лечения» [5].
Особая забота и внимание уделяется детям–инвалидам. Для них на территории края организован 21 детский клуб. Специалисты библиотек стараются использовать все возможности индивидуального подхода к этим детям. Особенно высокий процент вовлечения детей с ограничениями в жизнедеятельности в Михайловском (60%) и Волчихинском районах (54%). Ведётся консультационная работа с родителями. Разрабатываются новые формы работы с детьми–инвалидами: Панкрушихинская детская библиотека, используя Интернет, издает иллюстрированные рекламные листовки «Панкрушихинские интернет-вести», Озернинская поселенческая библиотека для детей-инвалидов разработала зонт-шоу «Укротитель летнего дождя», Комарская поселенческая библиотека провела риск-версию «Один шаг до беды». Аламбайской поселенческой библиотекой во время летних каникул был организован «Читающий дворик», Центральная городская библиотека г. Алейска организовала клуб для девочек из социального приюта «Хрустальный башмачок», цель которого духовно-нравственное воспитание. Работники библиотек создают все необходимые условия для более близкого знакомства и общения сверстников по интересам, оказывается предметная помощь в раскрытии возможностей и талантов детей.
Люди с ограниченными возможностями здоровья живут среди нас, но порой не могут прикоснуться к волшебному миру книги без посторонней помощи или специальной техники. Миссия библиотек сегодня успешно реализуется: специалисты не только активно приобщают инвалидов к книге, к всевозможным информационным ресурсам, но помогают выявить и реализовать свои таланты, тем самым самоутвердиться, адаптироваться в обществе [5].
В статье А.И.Трофимовой [24] приведены данные, полученные кафедрой библиотековедения Алтайского государственного института культуры и искусств, которая с 1993 года проводит многоэтапный, рассчитанный на десять лет библиотерапевтический эксперимент, являющийся составной частью исследования содержания, форм, методов и технологий библиосоциальной работы в селах Алтайского края.
Цель эксперимента - выяснение критериев отбора художественной литературы для оптимизации библиотерапевтической работы с социальными группами сельского населения. Предполагается установление общих характеристик, которые усиливают или снижают библиотерапевтическое влияние на читателей-сельчан.
В ходе эксперимента не выявлено ни одного произведения художественной литературы, которое вообще никак не повлияло на психическое состояние читателей.
Эксперимент показал, что в разряд самых эффективных лекарств для израненных душ сельских пенсионеров, инвалидов, безработных входят рассказы, повести, романы В.П.Астафьева, Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, Ю.В.Бондарева, А.П.Платонова, В.Г.Распутина, М.А.Шолохова, В.М.Шукшина, а также стихи Н.М.Рубцова и С.А.Есенина.
Относительно высоко библиотерапевтическое значение русской классики (особенно произведений Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского), несколько ниже — произведений популярных советских писателей (К.Симонова, М.Горького, Б.А.Можаева, А.Н.Рыбакова, В.В.Орлова и др.), гораздо выше большинства сочинений современных российских и зарубежных писателей.
Явно негативное, порой разрушающее воздействие на психику участников эксперимента оказывали так называемые модернистские произведения (Д. Джойса, А. Камю, Ф. Кафки, Ж.П. Сартра, В. Пелевина), в которых обрисованы безысходные, тупиковые жизненные ситуации, неразрешимые конфликты, обреченность персонажей на несчастную жизнь и бессмысленную смерть [24, 67].
Одним из главных направлений библиотерапевтической работы является сказкотерапия. В каждом человеке живет «Созидатель» и «Разрушитель». С помощью сказочных героев можно выявить в себе отрицательные черты и научиться с ними бороться [21, С. 4].
В детской библиотеке можно проводить работу по программе «Путешествие к центру своего «Я» [9, С. 64]. Это - цикл духовно-психологических занятий с элементами библио- и искусствотерапии. Агрессивность, страхи, повышенная тревожность и возбудимость - вот чем награждает детей современное общество. Цель этой программы - с помощью детской книги познакомить ребят с их внутренним миром, пробудить желание к самосовершенствованию. Специально подобранные книги, музыка, картины, игровые упражнения помогают создать позитивное восприятие ребенком самого себя и окружающего мира, учат видеть в жизни хорошее и создавать это хорошее самому. Одно из мероприятий этой программы называется «Художники настроения». Лето, Осень, Зима и Весна просят ребят помочь: у них перепутались все краски. Ребята должны нарисовать палитру красок для каждого времени года. Посмотрим, что же рисуют дети. Вот краски яркие, светлые, веселые - это краски хорошего настроения. А вот - блеклые, темные или размытые - у этого человека плохое настроение. А теперь посмотрим на картины знаменитых художников. Лето на картинах А.И. Куинджи обладает светом, теплом и солнечными зайчиками, зима у И.Э. Грабаря - искрящаяся, звенящая. Вся пестрота и богатство осеннего леса представлена в картинах С.Ю. Жуковского, а вот октябрьский лес Е.Е. Волкова - уныл и сер. Ребята делают вывод, что в каждом времени года есть свои краски хорошего и плохого настроения. Каждый человек сам себе художник и каждый день, каждый час он раскрашивает красками настроения. «А какого цвета ваш сегодняшний день? - спрашивает ведущая, - Можно ли «перекрасить» серый день в более светлый?» У японцев есть пословица «Сильнейший тот - кто улыбается». Улыбнитесь друг другу, и в ваш день вольется теплый желтый цвет; скажите доброе слово и вы брызните в него красным, а добрые дела раскрасят ваш, даже неудачный, день всеми цветами радуги. Нарисуйте свою палитру и раскрасьте ее нужными красками - это будет ваша палитра настроения на весь год... [3, С. 8]
Библиотеке следует составить список библиотерапевтической литературы с веселыми и сказочными историями на школьную тему для детей и родителей. Можно рекомендовать следующие книги: «В стране невыученных уроков» (Л. Гераскина), «Не надо врать» (М. Зощенко), «Дядя Федор идет в школу» (Э. Успенский), «Урок смеха» (Л. Каминский), «Витя Малеев в школе и дома» (Н. Носов) и многие другие.
В помощь учителям можно оформить дайджест «Сказки в школе и для школы», где рассказать, как можно использовать дидактические сказки в образовательном процессе. С помощью сказок учителя помогают ученикам лучше усваивать учебный материал. Опорными сказками для развития русского языка являются: «Снежная королева» Г.Х.Андерсена и «Как было написано первое письмо» Р.Киплинга. Усвоить математические понятия помогут: «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и сером волке», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др. О географических понятиях расскажет сказка «Никита Кожемяка». Причины смены дня и ночи объяснит сказка «Снегурочка» и т.д. В дайджесте можно дать рекомендации по использованию коррекционных сказок для детей, впервые пришедших в школу. Это торжественное событие для некоторых детей омрачается тревогой, страхом. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им адаптироваться в школе, рекомендуется использовать сказку М. Панфиловой «Лесная школа» [3, С. 10].
В последнее время в нашей стране наблюдается книжный бум. С одной стороны - это хорошо, можно приобрести любую необходимую книгу, а с другой - на книжные прилавки и в библиотеки стали попадать книги сомнительного содержания. Поэтому надо тщательно отбирать книги для терапевтической работы. Классическая литература имеет огромный лечебный эффект. Одними из самых любимых дети называют следующие книги: «Волшебник изумрудного города» (А.Волков), «Капитанская дочка» (А.Пушкин), «Динка» (В.Осеева), «Ромео и Джульетта» (У.Шекспир), «Робинзон Крузо» (Д.Дефо), «Бедная Лиза» (Н.Карамзин), «Майская ночь, или утопленница» (Н.Гоголь), «Граф Монте-Кристо» (А.Дюма), «Приключения Тома Сойера» (М.Твен), «Белый Бим - Черное ухо» (Г.Троепольский), «Детская библиотека» (А.Лиханов), «Педагогическая поэма» (А.Макаренко), стихи Лермонтова, Тютчева, Фета и др.
С молодежью следует проводить работу так, чтобы они могли учиться учится не только писать стихи и прозу, но и бороться с комплексами, мешающими глубже раскрыть свое творческое «я».
Важнейшим направлением в библиотерапевтической работе является игротерапия, или терапию творчеством. Одним из методов такой работы является совместное сочинение с ребятами новой истории «Рассказ с эпитетами». Называются любые прилагательные, которые вписываются в любой текст, где были пропущены прилагательные, и получается новая забавная или страшная история. Для развития художественного воображения и фантазии предлагается придумать историю из двух совершенно не связанных предметов. Следующий метод - незаконченные истории «Что было бы, если ...?». Далее дети сами придумывают конец любой сказки. Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные варианты. Вот как, например, звучит сказка «Красная Шапочка на новый лад»:
Красну шапочку Танюше мама надевала.
И послала ее в гости к бабушке с подарком:
«Вот здесь в узелке масло и лепешки.
Ты иди да не шали по дороге, крошка!»
Побежали по дорожке ножки в красных босоножках,
Платьице в горошину - девочка хорошая!
А на солнечной поляне из тарелки голубой
Вышел Инопланетянин и задергал головой...
(дальше продолжите сами) [1, С. 34]
Оздоровительное воздействие оказывает также прием «Перевирания сказок» - когда старая сказка рассказывается на новый лад. Вставляются смешные неправильности, а дети должны эти неточности узнать и поправить. Такая сказка укрепляет у детей уверенность в себе; ведь ребенок знает, как правильно звучит текст сказки, и легко может исправить неточности. Все дети - прирожденные актеры и с увлечением участвуют в различных розыгрышах и спектаклях. На мероприятиях тут же отбираются артисты и разыгрываются мини-спектакли. Детям раздаются листочки с готовыми словами, присваивается роль - это может быть роль замка, льва, принцессы, Кащея Бессмертного, Бабы Яги и т.п. Ведущий зачитывает текст, и, когда называется имя героя, каждый участник спектакля произносит те слова, которые ему выдали. Наиболее удачно и смешно разыгранные роли вызывают смех и веселье. Такая игра с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог, учит общаться и развивать свои творческие способности [10, С. 7].
В работе с детьми также хорошо использовать медитативные методики. Все занятия проходят в сопровождении лучшей музыки о природе с включением живых голосов природы. Вот, например, фрагменты мероприятия по картине И .Шишкина «Родник в лесу». «Посмотрите, пожалуйста, на этот пейзаж, а теперь успокойтесь, закройте глаза и мысленно перенеситесь в картину. Представьте, что вы стоите у родника, подходите к нему, опускаете руки в родник, умываетесь прозрачной водой. А теперь просто сидите и слушаете окружающую природу». Включается аудиозапись: раздаются голоса птиц, стрекочут кузнечики, что-то шепчет листва на деревьях, воздух наполняет звенящая лесная тишина. А голос ведущей в это время рассказывает о творческом пути И.И.Шишкина. Такая форма работы учит детей по-доброму обращаться с окружающей природой, учит любви и терпению. Через знакомство с великими творениями художников, архитекторов дети строят идеальные отношения с окружающим миром. Так, например, архитектурная сказка-урок «Что за чудо из чудес» знакомит с замечательными архитектурными сооружениями. Сказочный персонаж Баба Яга, попадая в различные сказочные переделки, видит необыкновенные дворцы и замки, монастыри, памятники истории. Все эти сооружения представлены на репродукциях, а волшебный сказочный голос рассказывает о том, что такое зодчество и архитектура, работы каких архитекторов показаны.
Библиотеке также можно разработать цикл занятий по информационной культуре для дошкольников. С помощью информации и театрализованного действия дети мягко переходят из мира сказочного в мир реальный, в мир истории книги, архитектуры, живописи, мифологии. В игровой форме дети узнают, откуда пришла азбука, что такое иероглифы, пиктограммы, глиняные таблички, кто такие книгопечатники, из чего состоит книга, откуда пришла сказка, знакомятся с энциклопедиями, словарями и т.п. В сказочной форме в этой библиотеке вводят детей и в мир каталогов. Обыкновенный мальчик Петя хочет прочитать много книг, но не знает, как их найти по каталогу. И снится ему сон: на машине времени он переносится в сказочное здание, заполненное большими шкафами с говорящими книгами и карточками. Это они научили Петю пользоваться каталожными карточками и справочным аппаратом книг. Проснувшись, Петя пришел в библиотеку и легко нашел все необходимые книги [21, С. 12].
Работа с маленькими детьми всегда требует особого подхода, а с детьми 5-6 лет из детского дома - вдвойне сложнее. Именно поэпрограмму для таких детей библиотеки разрабатывают совместно с психологом детского дома. По этой программе они проводят в библиотеке встречи-беседы с детьми с замедленным развитием. Через сказку, через красочно оформленные книги дети знакомятся с различными предметами, учатся рисовать, приобщаются к народному творчеству. Посещение библиотеки для таких детей - огромное событие, праздник, а пропустить занятия в библиотеке - настоящая трагедия [25, С. 15].
Информация о работе Использование библиотерапии как метода библиосоциальной работы