Интерпретация темы безумия в повести Н. Полевого "Блаженство безумия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Тема безумия — одна из сквозных тем в литературе. Она всегда вызывала к себе интерес не только в силу непонятности феномена безумия, но и в силу того, что была постоянным и необходимым фактором литературного процесса, стимулируя разработку новых литературных форм. Особо бурное развитие тема безумия получила в первой половине XIX века, когда к ней обращались многие и многие авторы. Объектом моего же исследования является интерпретация темы безумия у Николая Полевого.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

    Тут будет кстати рассказать о рассказчике  Леониде, в образе которого автор  воплотил распространённый для того времени скептический взгляд на стремление возвыситься над существующей реальностью. Не осуждая друга, Леонид, тем не менее, во многом его не понимает, не верит и выражает мысль о том, что не стоит слишком доверять своим мечтам. По мнению Леонида, идеального мира как такового не существует, это — лишь плод мечтаний. «Его пример будь нам наукой: не слишком высоко залетать на наших восковых крыльях. Лучше дремать на берегу лужи, нежели тонуть, хотя бы и в океане.» [1, с. 101]

    Итак, казалось бы, слова Леонида имеют  смысл и совершенно логичны. И когда мы уже верим, что Антиох — лишь безумец, одержимый неосуществимой мечтой, когда нам становится всё понятно, автор даёт нам новую пищу для размышлений. Если все возвышенные идеи Антиоха — лишь бред сумасшедшего, как объяснить то, что ровно через год после смерти Адельгейды, в тот же самый день, Антиох умирает со словами о том, что он вспомнил, как призвать свою душу.

    Таким образом, автор не даёт нам однозначного ответа, было ли безумие Адельгейды и Антиоха натуральным, или в  их мечтаниях была доля правды. В конце повести устами одного из слушателей Леонида автор задаёт риторический вопрос, на который предлагает ответить читателю: «не блаженство ли безумие Антиоха и смерть Адельгейды?» [1, с. 133]

    В заключение, я хотела бы рассказать об авторской позиции касательно темы безумия. «На земле, - писал Полевой, - только высочайший фанатизм и высокое сумасшествие могут выразить, и то одну тёмную сторону <...> идеала неземных чувств.» В мире, где торжествуют зависть и меркантилизм, где человек окован цепями «вещественных отношений», отсутствие верного чувства реальности представляется писателям романтикам не слабостью, а силой их безумных героев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

    1. Полевой Н. Блаженство безумия / Н. Полевой // Избранные произведения и письма. — С.-Пб.: Симпозиум, 2000. с. 89-133
    2. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: в  15-ти т. — М., 1974. — Т. 3. — С. 23
    3. Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой // Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 9-ти т. —  М., 1982. — Т. 8. — с. 177
    4. Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. М., 2005.
    5. Барыкина А. В. Жанр новеллы в русской литературе первой трети XIX века: дис. … кандидата филологических наук: 10.01.01 / Барыкина, Алла Викторовна. — В., 2007. — 170 с. 

Информация о работе Интерпретация темы безумия в повести Н. Полевого "Блаженство безумия"