Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, доклад
После 10 ноября 1989 года исчезли идеологические барьеры, которые были воздвигнуты в болгарской культуре. "Мистерия болгарских голосов", Детский радио-хор, Болгарская народная опера, такие мастера культуры, как Кристо, Георгий Марков, Милчо Левиев, Эди Казасян уже не числятся диссидентами. В области популярной музыки появились новые имена. Симеон Штерев, Любомир Денев и Феодосий Спасов стали известны мировой музыкальной элите; Стефан Данаилов занял место среди звезд европейского кино; новая волна театральной режиссуры завладела европейскими сценами. Димитр Чочев, Александр Морфов и Теди Москов стали известными режиссерами Старого континента. Печать, радио и телевидение в Болгарии приобрели статус государственных и частных. В стране выходят 15 ежедневных газет, свыше 30 еженедельников и целый ряд периодических изданий.
…первое удовольствие от языка, от бормотания Жив еще, жив он[10] наизусть… первое знакомство с моим братом, светленьким ребенком, на два года младше меня, которого отдали на воспитание моей второй бабушке… первые вкривь и вкось выведенные буквы (с тех пор мой почерк особо не изменился) прямо на полях детских книжек стихов… первое эгоцентричное удовольствие от написания своего собственного имени… удовольствие от шоколада «Корова», нежного, молочного, длиной с руку, как мне казалось тогда, потом он исчез… удовольствие от наших с братом первых длинных волос, его были светлее, по мне так почти желтые, нас называли битлами и думали, что мы девочки… стыдливое удовольствие, когда надо было доказать, что мы не девочки, — по команде отца «снимай штаны»… ) , планов написания романа из одних только глаголов или сочинения Библии мух(Они все же накопили побольше бытия, чем мы. Как вам — Библия мух? По мне, так звучит вполне величественно. И архаично. Вы знаете о моей к ним слабости, к мухам и началам. Перед этим — только одна ремарка. Книга мух, естественно, записана не на бумаге, это, так сказать, воздушная книга. Итак, начнем.: 1:1. В начале [был] воздух. И сказал Бог: да будет движение. И [стало] движение.
1:2. И создал [Бог] крылья. Но ничто не носили крылья, а сами носились в пустоте. И сказал [Бог]: да будет тело к крыльям. И [было] тело. Но оно [тело] во тьме пребывало. И сказал [Бог]: да будут очи к телу. И [были] очи.
1:3. И все через око начало быть, и без него ничто не начало быть. И пожелало око свет, и [был] свет. Пожелало небо и землю, и узрело небо и землю. И пожелало потом душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их, и фекалии, и узрело душу живую, и зверей земных и фекалии. И сказало [око], что это хорошо, и слетело к ним.
1:4. И стало так. И сотворил [Бог] мух по образу Своему. И благословил их [Бог], и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Вот, что-то в этом роде, если, конечно, я все правильно понял. Некоторые слова ускользают, поэтому я восстанавливаю их в скобках, чаще других используя слово «Бог». Оно всегда уместно. Как видите, текст 1:4 полностью совпадает с пассажем из нашей Библии. Я бы не стал брать на себя ответственность и категорично заявлять, кто у кого его позаимствовал. О Библии мух пока все.)., Как заявляет сам рассказчик: «Вся нескромность моего желания состоит в том, чтобы написать роман из одних начал. Роман, который постоянно пускается в путь, что-то обещает, доходит до 17 страницы и начинается сначала». Произведение сочетает в себе и личное и философское. Впервые роман вышел в свет в 1999 году в Болгарии. С тех пор он был издан на родине писателя еще 5 раз и награжден Специальной премией на конкурсе «Развитие» в номинации «Новый болгарский роман» и на настоящий момент является одной из самых читаемых книг в стране. «Естественный роман» был отмечен и отрецензирован влиятельными и престижными изданиями, как в США, так и в Великобритании. Критика определяет его как «первый по рождению и славе роман поколения 90-х» (журнал «Эгоист»). Одни называет его «оригинальным и забавным», другие определяют эту книгу как «машину историй», или говорят, что роман Господинова «одновременно смешной и интеллектуальный, пошлый и изысканный, но блестящий во всех отношениях и новаторский по форме». «Los Angeles Times» считает его представительным в контексте тенденций, сформированных в современной восточноевропейской прозе.
Развитие фантастики в национальных литературах социалистических стран во второй половине XX века — явление закономерное. Оно связано и с развитием научно-технического прогресса, оказывающего заметное влияние на искусство и литературу, и с торжеством гуманистических идеалов в лагере социализма, и еще со многими факторами. Этот процесс характерен и для болгарской фантастики, возраст которой условно можно определить историко-литературными явлениями последних 20 лет. Развитие фантастики в мировой литературе, и в первую очередь в советской, оказало заметное влияние на болгарскую фантастику, активизировало творческую и издательскую деятельность в этой области. Книги советских и зарубежных авторов чаще стали издаваться на болгарском языке. Молодежные журналы отдавали фантастике свои страницы. Читательский интерес к жанру способствовал выявлению национальных дарований.
Тут можно вспомнить и такой яркий факт в истории интернациональных связей фантастики социалистических стран, как проведение в 1962 году международного конкурса на лучший научно-фантастический рассказ. Конкурс, объявленный научно-популярными Журналами семи социалистических стран, не только выявил в Болгарии имена талантливой молодежи, но невольно способствовал дальнейшему развитию национальной фантастики. Именно в этот период пришли в фантастику Димитр Пеев, Иван Вылчев, Васил Райков, Любен Дилов и другие. С тех пор отряд болгарских фантастов заметно пополнился. Ныне примерно около 20 профессиональных и непрофессиональных писателей работают в жанре научной фантастики. Один из них –
Любен Дилов — прозаик, публицист, видная фигура болгарской НФ 1960-1990-х гг. Окончил отделение болгарской филологии Софийского университета, работал в редакциях журналов «Септември», «Картинная галерея», в аппарате Союза писателей.
В печати дебютировал в 1951 г. с очерками и реалистическими рассказами. В 1953 г. вышла первая книга Дилова — сборник рассказов «Голуби над Берлином» («Гълъби над Берлин»). Вторая книга – фантастический детектив «У страха много имен» (Многото имена на страха, 1967; рус. — 1970) – повествует о возможном переустройстве человека путем удаления «органа страха». Дилов – лауреат премий «Еврокон-3» (Польша, Познань, 1976) — за роман «Путь Икара». Учредитель национальной жанровой премии «Гравитон» (вручается с 1991 г.). К НФ Дилов обратился в конце 1950-х гг., его дебютной работой в этом жанре является роман «Атомный человек» (Атомният човек, 1958) о путешествии в мир коммунистического будущего. Дилов — один из самых разносторонних авторов болгарской НФ, изящный стилист, уровень таланта которого сопоставим с братьями Стругацкими и С. Лемом. Он одинаково успешно пишет социально-философскую и пародийно-юмористическую НФ, сатирический гротеск и фантастический детектив. Рассказам, составившим сборники «Накорми орла» (Да нахраниш орела, 1977), «Двойная звезда (Двойната звезда, 1979) и др. присуще парадийно-сатирическая интонация, Дилов иронизирует над космическими и технологическими амбициями человечества.
Из крупных произведений 60-х выделяется философский роман «Тяжесть скафандра» (Тяжестта на скафандъра, 1969), оригинально трактующий тему Контакта (Контакт как форма космического флирта). Но проблематика романа гораздо шире — символично название: Тяжесть скафандра — это «физическая ограниченность человеческого существования, всецело зависимого от машин, без которых человек беззащитен в ледяном ужасе Космоса». Из ранних книг Дилова выделяется так же книга новелл (скорее — роман в рассказах) «Мой странный приятель — астроном» (Моят странет приятел — астрономът, 1971), которой присуще больше лирико-философская наполненность, нежели гротесковые эффекты.
Наиболее
значительное произведение
К
концу 70-х в творчестве
Умер 10 июня 2008 года.
Информация о работе Иистория современной болгарской литературы