Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Менее чем за год до женитьбы Пушкин проводит в Болдине осень, которая вошла в историю литературы под именем «болдинской». Она ознаменовала собой самый плодотворный период в творческой жизни Пушкина.
В августе 1830 г. Пушкин отправился из Петербурга через Москву в Нижегородскую губернию, в родовое имение отца Болдино для принятия его в свое владение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина»
II.1. Повесть «Выстрел».
II.2. Повесть «Метель».
II.3. Повесть «Гробовщик».
II.4. Повесть «Барышня – крестьянка».
II.5.Повесть «Станционный смотритель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Литература контрольная.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

   Пушкин  выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня, девочка четырнадцати лет.

   Но  эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург. Заметим, что он знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра – не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Важно и то, что добрый веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

   Маленький человек 14 класса не примирился с такой  обидой и потерей, он отправился в  Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований  считал, коварный соблазнитель скоро  бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством.

   Но  их история была в самом начале, еще ничего не решено, и несчастный отец вернулся на свою станцию в  огромной горести и тревожной неизвестности. Страдания его, рассказанные проезжему языком простонародным и выразительным, были сильны и искренни. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Казалось, все опасения смотрителя и уроки житейской мудрости сбылись. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу Самсона Вырина за то, что он любил их, возился с ними.

   Но  история Дуни развивалась по своей логике. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете шестерней показал, что все это время Дуня решительно боролась за свое счастье и, в конце концов, победила. Мы не знаем всех тех препятствий, которые она преодолела. Очевидно, знатная и богатая семья Минского была против столь неравного союза, светское общество тоже, может быть, и сам он по молодости не очень хотел жениться, к тому же разрешение на брак гвардейского офицера давал сам государь, который навряд ли одобрил бы женитьбу на дочери простого солдата.

   Но  вернулась уже блистательная  барыня. На печальном сельском кладбище она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». И мы ощущаем простое величие ее искреннего горя и раскаяния.

   Пушкин  создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ  простого, маленького человека и показал  все его права на звание и достоинство  человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы люди. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери.

   И тут мы с помощью Пушкина и  простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В  Пушкинском постоянстве нельзя не увидеть проявления внутренней тенденции, какого-то глубокого не просто писательского, но и сугубо личного стремления. «Автор,— пишет по этому поводу А. А. Ахматова,— словно подсказывает судьбе, как спасти его, поясняя, что нет безвыходных положений, и пусть будет счастье, когда его не может быть...». Психологически такое объяснение очень убедительно.  «Повести Белкина» в этом отношении не были исключением — являлось пусть не прямым, но внятным и глубоким признанном его «Я», все новым раскрытием жизни его души. 
 Замечательно, что то же томление по счастью и по справедливости видно и в  «Повестях Белкина». Открытость этого чувства, некоторая даже наивность и чистота его создают общую атмосферу сказки, творят ее особенный сюжет и героев. Добрые герои всегда побеждают, их ждет счастье, для них существует один возможный закон: пусть счастье будет! Победа добра и достижение желаемого — это и есть чудо,  которого для себя так жаждал Пушкин.

     Повести Белкина"— первая блистательная  глава в истории русской реалистической прозы. Выдержав испытание временем, они доныне хранят свою свежесть и  остаются классическим образцом правдивости отражения жизни и художественного мастерства. 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Белинский В.Г. «Статьи о Пушкине» М., 1981г.
  2. Гуховский Г.А. «Пушкин и его проблемы реалистического стиля» М., 1957г.
  3. Маймин Е.А. «Пушкин жизнь и творчество» М., 1981г.
  4. Пушкинская энциклопедия М., 1999г.
  5. Берковский В.Г. «Статьи о литературе» М., 1962 г.

Информация о работе Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина»