Герой как тип эпохи в романах И.С.Тургенева

Автор: Галина Мерцалова, 26 Августа 2010 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Тема моей контрольной работы «Герой как тип эпохи в романах И.С.Тургенева». Данная тема обозначает в своей формулировке два литературных термина: литературный герой и литературный тип. Если мы обратимся к определению первого термина: Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). То литературный тип - это разновидность литературного героя, а именно совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику.

Работа содержит 1 файл

Контроша по РЛ 19 века.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

    Базаров, как герой  чужой  ему эпохи в  романе «Отцы и дети». 

            Главный герой последнего романа Тургенева «отцы и дети» человек уже достаточно зрелый, с уже сформировавшимся кругом убеждений и взглядов. Однако автор не показывает нам процесс формирования этих убеждений, это человек также весьма самостоятельный, сын небогатых родителей, который в студенческие годы привык сам о себе заботиться. Тургенев делает своего главного героя так называемым нигилистом, человеком, отрицавшим практически все и вся, весьма прагматичным, чуждавшимся музыки и поэзии, отрицающим вечную жизнь души, да и существование самой этой души. Базаров крайне неряшлив как к себе в целом, так и к своему туалету, его мало заботит ухоженность собственных ногтей. Такой портрет весьма характерен для того молодого поколения в целом, которое стремился в своем романе изобразить писатель. Т.е. все эти характеристики отражают современное содержание личности Базарова. В чем же заключается общечеловеческое содержание этого героя? Начнем с того, что как бы не стремился Базаров неуклонно действовать в согласии со своими убеждениями, все же часто так получается, что он идет вразрез с ним, и при этом он осознает, что поступает с его же точки зрения неверно, однако осознанно идет на ту или иную глупость, это уже не характерная для эпохи черта, каждый человек имеет убеждения и каждый порой поступает наперекор своим убеждениям, это уже скорее, скажем так, характерное для каждого человека качество. Он отрицает любовь без толку, любовь поэтическую и сам ( следя между тем затем как постепенно растет в нем  это чувство) именно так и влюбляется, не имея даже и намека на ответное чувство, ему кажется глупым дуэль с Павлом Петровичем, но как бы там ему ни казалось, а делает он по иному. Ну и потом отношения Базарова к окружающим, это не столько представление его современного характера, нет, то просто скорее рисунок одного из частных лиц. Да, Базаров не нуждается особо в обществе, не ищет знакомств, не тоскует по дружбе и можно сказать равнодушен к родителям ( хотя это равнодушие на мой взгляд скорее все же показное). Да он действительно не нуждается в обществе других людей, это верно. Ну, это происходит в силу его, как индивидуальных особенностей, так и в силу того, что индивидуальные-то эти особенности были сформированы в определенную эпоху. Хотя в наше время, что же нет людей, которые не только не бояться, но, и стремятся к одиночеству? Есть и немало и тут уж дело вовсе не в эпохе, просто такие люди всегда были и будут. Как во времена Тургенева, так и в наши…

            Как  и в целом на роман, так и на образ героя было много толков. Разными критиками он истолковывается по-разному. Писарев, как и Антонович полагает, что Тургенев своему герою не симпатизирует. Правда он для этого употребляет более мягкие выражения, но все же суть одна. Кроме того, ему также кажется неуместным то обстоятельство, что Базаров в романе выставлен неряхой. Между тем он видит Базарова лишним человеком, еще пока ненужным обществу, то человек энергичный и деятельный, он всегда найдет себе занятие. Но найдет ли он занятие, достойное его сил, ведь не всю же жизнь ему резать лягушек, да анатомировать трупы, ведь для зрелого же и сильного человека, то, в конце концов, станет занятием глупым и смешным. Но не только в этом видел Писарев Базарова лишним. Ведь, если человек не может реализоваться профессионально, не может послужить для достойной цели своего общества, он может обрести личное счастье и найти смысл и необходимость жизни в семье и любви. Нет, это не значит, что Базаров сам себя чувствовал и лишним и желал умереть, он-то жаждал, конечно, жизни, потому как его еще удовлетворял пока эти простые и незатейливые дела. Но ведь как верно подмечает Писарев в любви такой человек счастлив, быть не может, он слишком свободолюбив и не представляет любви без свободы, ему противна законная, отягощенная обязательствами связь, но дело в том, что женщина, которую он полюбил, не может себе позволить любви свободной, слишком уж она хорошо знает цену такой любви. Таким образом, по мнению Писарева, герой Тургенева не мог реализовать себя достойно в каком либо общественном деле, не мог, да и не стремился вести за собой других, он лишь личным примером мог что-то внушить… А для его личного семейного счастья не было еще подходящего состояния общества, в котором бы достойная его женщина смогла составить ему счастье. Следователь он оказывается лишним, а потому Тургенев и заканчивает роман смертью главного героя. Антонович же и вовсе понимает главного героя Тургенева, как полностью очерненного своим автор образ, Тургенев, по его мнению, дает читателю такого героя, чтобы осмеять и унизить молодое поколение, чтобы выставить его пустым безнравственным, не столько не способным, сколько и не стремящимся сделать что-то выдающееся, а лишь пьющим шампанское и хулящее старое устройство мира. На мой взгляд, такое понимание Антоновичем образа главного героя ложно. Ведь Тургенев опять же, как и в предыдущих своих романах стремился показать несоответствие эпохи и героя, порожденного  этой же эпохой. Наиболее полно и ясно вникнул в образ героя, на мой взгляд, Н.Н. Страхов. Например, он замечает, что отвержение Базаровым эстетических наслаждений вызвано вовсе не незнанием предметов, принадлежащих к эстетике, а тем, что он уж слишком захватывают человека, овладевают его душой окончательно и тем самым порой мешают трезво и здраво принимать решения и совершать дела. Он также замечает, что мы видим Базарова очень небольшой промежуток времени, что история рассказана нам сжато. Мы не знаем и не видим его развития, мы видим лишь небольшой эпизод, а затем следует смерть, по мнению Страхова, эта смерть была необходима автору, чтобы не показывать уже нового Базарова, который изменился в силу случившихся с ним испытаний. Но такого Базарова Тургенев нам показать не мог, у него не было материала для создания этого нового образа. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение. 

    Если подытожить все вышесказанное, то можно заметить, что, стремясь предать с помощью  образа главного героя дух, изображаемой эпохи в своих романах, Тургенев прежде всего осуществлял это за счет нескольких характерных черт:

    • Социальное и сословное положение героя ( в рассмотренных произведениях, это или совсем бедный дворянин ( разночинец, приживальщик), или ребенок, рожденный от неравного брака, или иностранец;
    • Поведение героя в сложной жизненной ситуации, ставящей его перед тяжелым выбором бросить вызов обществу или же смириться ( во всех романах это испытание любовью);
    • Возраст и образование героя ( здесь герои делятся на тех кто получил блестящее образование и уже немолод, и на тех кто получил образование неполное и слишком однобокое, но также в действительной ткани романа мы видим его уже достаточно зрелым человеком);
    • Конец жизненного пути, а именно автор с концом жизненного пути и саму жизнь героя заканчивает, или же лишь роман заканчивает, оставив своего героя в живых, но уже дальше нам жизнь его не показывая.
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография: 

      1. Тургенев  И.С.  Рудин;
      2. Тургенев И.С. Дворянское гнездо»;
      3. Тургенев И.С.  Накануне;
      4. Тургенев И.С.  Отцы и дети;
      5. Страхов Н.Н. И.С. Тургенев «Отцы и дети». – М., 2003;
      6. Писарев Д.И. Базаров. – Л., 1981;
      7. Антонович М.А. Асмодей нашего времени. – М., 1961;
      8. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? – Саранск, 1974;
      9. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенев «Отцы и дети». – М., 1982;
      10. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.

Информация о работе Герой как тип эпохи в романах И.С.Тургенева