Автор: Галина Мерцалова, 26 Августа 2010 в 20:13, контрольная работа
Тема моей контрольной работы «Герой как тип эпохи в романах И.С.Тургенева». Данная тема обозначает в своей формулировке два литературных термина: литературный герой и литературный тип. Если мы обратимся к определению первого термина: Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). То литературный тип - это разновидность литературного героя, а именно совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику.
Введение.
Тема
моей контрольной работы «Герой как
тип эпохи в романах И.С.Тургенева». Данная
тема обозначает в своей формулировке
два литературных термина: литературный
герой и литературный тип.
Если мы обратимся к
В творчестве И.С.Тургенева меня, прежде всего, будут интересовать его четыре романа, это: «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». Поэтому структуру своей контрольной работы я построю в соответствии с названиями обозначенных выше романов. Она будет состоять из четырех частей:
Лишний
человек 60-х годов
XIX века в романе «Рудин»
Роман Тургенева "Рудин" был написан в 1856 году, а задуман в самый разгар крымской войны.
В этом романе oбщественно-историческая и личная коллизии сильно переплетены между собой, автор показывает любовную историю двух людей, в которой обнажаются их характеры, свойства их натур, но изображение этой истории происходит на фоне новой социально-исторической обстановки. Именно эта обстановка формирует характер главного героя. А определенная конкретная ситуация ( его любовь к Наталии, а затем известие о том, что их чувства известны ее матери) обнажает противоречия его натуры, показывает его историческую слабость и силу. Автор смотрит и показывает нам своего героя, не только как человека, но и как исторического деятеля, человека способного, но не сумевшего и не имевшего возможности улучшить жизнь для себя и других. В противовес истории Наталии и Рудина Тургенев показывает нам другую любовную историю: Александры Павловны и Лежнева, она заканчивается счастливо, эти герои создают семью и в конце романа мы видим их довольных и радостных в своем имении уже с ребенком. Между тем ведь и Лежнев не лишен, тех мыслей и идей, что наполняют голову Рудина, он разделяет их, согласен с ними, но этот человек и не претендует на их воплощение в жизни, не стремиться к коренному преобразованию, он делает то на что реально способен, улучшает свою собственную жизнь, жизнь близких и жизнь его крестьян. Чувствуется что автор уважает его степенность и реальную оценку своих сил, Лежнев симпатичен тем, что не говорит попусту в отличии от Рудина.
Главный герой этого романа, Дмитрий Рудин, натура, вызывающая у читателя противоречивое впечатление. С одной стороны, нас поражает образованность этого человека, его недюжий ум, яркая и стройная речь, заражающая всех, содержащимся в ней энтузиазмом, с другой стороны, это человек, вся деятельность которого направлена лишь на красивые речи, люди, наделенные опытом и глубоким умом, замечают, что слова расходятся у Рудина с делом, а вернее делом никак не подтверждаются, он по сути пассивен, во всяком случае в первой половине повествования Рудин выглядит именно так, уже в завершающей части романа, мы видим Рудина несколько изменившимся, он стремится воплотить свои идеи в жизнь, однако попытки эти заканчиваются неудачами, наверное, потому, что основное назначение, таких людей, как Рудин, автор видит в их способности зажигать сердца молодого поколения своим словом, подвигая их тем самым к плодотворной деятельности, на которую сам Рудин, был не способен не только в силу характера, но и в силу тех обстоятельств, которыми был связан, общество находилось еще на этапе подготовки к грядущим изменениям.
Таким образом, если смотреть на Рудина, как на попытку автора передать дух времени, показать нам эпоху 60-х годов, ее настроения, вкусы, то, что занимала умы людей этой эпохи. То эта попытка удалась ему вполне, мы ведь не только в Рудине замечает некую напыщенность и яркое пустословие мать Наталии. Также отличается стремлением пустить пыль в глаза своим салоном, обществом, посещавших ее людей, которые выражают столь прогрессивные идеи, между тем, в сущности она остается все той же консервативной до мозга костей дворянкой. Однако, именно с помощью характера Рудина, с помощью зарисовки его трагичной судьбы автор показывает нам эпоху 60-х годов, эпоху не готовую к переменам, да и пожалуй еще не нуждавшейся в переменах, именно поэтому автор заканчивает жизнь главного героя на чужбине, как бы показывая, что даже активные действия не приведут к желаемому результату на родной почве, так как почва к этому еще не готова.
Лаврецкий, как герой переходного времени в романе
"дворянское
гнездо".
В 1859 году, спустя лет после "Рудина" был написан роман "Дворянское гнездо". Его главный герой Федор Иванович Лаврецкий, не похож на героя предыдущего романа, не похож не только внешне, но и характером. Федор Иванович соединяет в себе крестьянские черты внешнего облика матери и дворянские повадки отца, уже в самом происхождении Лаврецкого автор показывает неоднозначность натуры героя, его принадлежность к эпохе переходного периода.
Вся судьба и все течение жизни Федора Ивановича подчинены этому переходному времени, показывая все изъяны данного периода. Изъяны, породившие сильных, благородных и готовых к действию людей, но не знающих и не умеющих это действие совершить. Если Рудин и не осознавал до конца необходимость действия, он просто инстинктивно скитался по свету невольно проповедуя свои идеи, искал слушателей, именно в этом его дело и заключалось, то натуры, подобные Лаврецкому, жаждали действия, однако не находили области своего действия.
Уже в отрочестве Федор Иванович стал замечать, что у отца слова
расходятся
с делом. В его разум стали
проникать сомнения и противоречия,
сформировавшаяся в самом раннем
детстве картина мира стала ломаться...
Предоставленный самому себе, Федор
Иванович осознал необходимость дополнить
и придать законченную форму своему образованию,
для чего поступает в университет, а затем
планирует окончательно заняться делами...Но,
этой идее не суждено было воплотиться
в жизнь, так как с детства приученный
избегать женского общества Феденька
влюбился. И влюбился обманчиво, совсем
не такая женщина ему была нужна. Разочаровавшись
в любви, Федор Иванович путешествует
по Европе, а затем отправляется к себе
в родовое именье, но свое собственное,
роскошное, находящееся в Лавриках, а в
имение своей тетки. И вот здесь происходит,
как бы возрождение героя. Но однако, испытание
любовью, он как и Рудин не выдержал, почему?
Ответ на это вопрос заключается в историческом
и национальном содержании образа героя.
Причем
и весь образ Федор Ивановича
построен именно с помощью
национально-исторического
Дмитрий
Инсаров и Елена
Стахова, как два героя,
передающих тип эпохи
в романе «Накануне».
В романе "Накануне" как и в предшествующих ему романах, повествование посвящено молодому поколению. В действии романа молодое поколение составляет четверка молодых людей: Павел Яковлевич Шубин, Андрей Петрович Берсеньев, Дмитрий Инсаров и Елена Николаевна Стахова.
Первый из них красивый и весьма легкомысленный, но не лишенный ума и таланта Шубин, если присмотреться к нему внимательнее, то можно заметить, что он вовсе не является таким пустым и поверхностным, каким хочет казаться, возможно для того, чтобы не пришлось сознаваться в собственном бессилии над действительностью. Это человек хороший, добрый, но несколько зацикленный на себе, он и не может и не хочет думать о счастье общем, он озабочен своим собственным счастьем, счастьем творчества и любви, это не делает его эгоистом, просто скорее род его деятельности сам по себе эгоистичен, но ведь и без подобных деятелей культурная жизнь общества представляется нам неполной. Шубин созидатель и деятель по своему, это не только искусный скульптор, но прежде всего искусный, и внимательный наблюдатель, тонкий психолог, в своих произведениях он отражает ту действительность, которую наблюдает каждый день, другое дело что подобного рода люди, в описываемой Тургеневым эпохе не имели практической пользы они лишь констатировали происходящее, между тем общество ожидало преобразований и вполне конкретных действий, таким образом в системе персонажей мы обозначим Шубина, как наблюдателя.
Его друг Андрей Петрович Берсеньев, человек совсем иного типа, он серьезен, рассудителен, лишен театральности и непостоянства своего приятеля, этот человек точно знает чего хочет от жизни и что пусть и не сделает его счастливым, но даст удовлетворение на всю оставшуюся жизнь, его мысли не лишены идей самопожертвования во имя общего дела, он смутно осознает, что каждый человек должен иметь не только свои личные цели, но и цели, исходящие из чувства долга. Между тем это лишь мысли, да и потом мысли в основе своей ошибочные тем, что Берсеньев разделяет счастье на личное и общее, думая о том, что достигнуть общего можно, лишь отказавшись от личного. Эта идея возможно была отчасти справедлива для Лаврецкого, вернее для эго эпохи, но не для эпохи в которой нам показан Берсеньев. Тургенев в ходе повествования показывает ошибочность его убеждения. Ведь Елена и Инсаров были пусть и недолго, но счастливы, и стремились оба к одной цели, которая наполняла их жизнь смыслом. Но в этом стремлении они не отказались от своего личного счастья, счастья быть вместе. Берсеньев говорит о том, что нужно стремиться к любви-жертве, Шубин что к любви-наслаждению, и оба по мысли автора романа не правы, Тургенев показывает нам третий вид любви, это любовь-вдохновение, обычно такая любовь проявляется в творчестве, искусстве, но Тургенев показывает нам, что такая любовь возможна и в сфере межличностных отношений между людьми. Не смотря на обилие своих мыслей, свою деятельность Берсеньев с ними не связывает, он как и Шубин не лишен деятельности, но его рассуждения мало связаны с родом его деятельности. По сути это мыслитель. Таким Тургенев и вводит его в систему своих персонажей.
Дмитрий Инсаров, это особенный герой, это мы понимаем сразу конечно. Он лишен как излишней чувствительности Шубина так и отвлеченной рассудительности Берсеньева, он вообще не склонен к рассуждением, между тем внутри него постоянно идет мыслительная работа, работа, посвященная смыслу его жизни, его идеи, идеи освобождения Родины. Тут необходимо также отметить и то, что Тургенев героя своего делает болгарином по происхождению, т.е. еще и этим подчеркивает его отличие од двух предыдущих персонажей, это очень нужно было автору для чтобы акцентировать внимание читателя на мысли, что такой человек русским быть не может. Мы с первого слова о нем, знаем какой род деятельности его занимает, он думает о том, как подготовить ход освободительных действий в Болгарии, ждет подходящего момента, пока учиться именно для того, чтобы как можно лучше составить дело всей своей жизни. Все его действия, мысли, чувства подчинены этой единственной цели, он не разменивается по пустякам, не преследует мелких, частных целей. И хотя по сути в ткани романа мы не видим никаких его действий, он представляется нам человеком деятельным, а вернее деятелем, потому как может не только подчинить всего себя своей затее, но пожалуй и способен вести за собой других, организовать и сладить их действия, а главное вдохновить на эти действия и не одними словами, а собственным примером.
По мысли Н.А. Добролюбова главным персонажем
в романе "Накануне" является как
это ни странно для читателя, Елена. Мы
привыкли видеть в главных героях мужчину,
но здесь эту роль для нас выполняет женщина.
Конечно, новый тип героя трудно охарактеризовать
лишь в лице Елены, если говорить о новом
типе героя, то здесь Елена и Инсаров, как
два главных действующих лица сильно взаимосвязаны
друг с другом, мы не смогли бы увидеть
подлинное проявление характера Елены,
силу ее способностей, без образа Инсарова
и в тоже время Тургеневу было легче ввести
в ткань повествования такого персонажа,
как Инсаров с помощью Елены. Елену одолевает
желание деятельного добра, деятельной
любви, но она не знает, как реализовать
это желание в полной мере, для этого ей
и нужен такой человек, как Инсаров,
в тоже время в изображаемую Тургеневым
эпоху еще не было примеров таких людей,
как Инсаров, которые бы выросли и созрели
в русском обществе, т.е. русская среда
еще не содержала в себе таких людей, как
Тургеневский Инсаров. Именно поэтому
он соединил столь характерную для русского
общества Елену, и еще только вызревавшего
в не Инсарова, чтобы показать смертью
одного неготовность русского общества
действовать, точнее не неготовность,
а невозможность. Желание, силы и даже
средства есть, но нет цели, плана, нет
подготовленной почвы наконец. Таким образом
Елена характеризует собой одну сторону
героя новой эпохи: желанием действовать,
но незнанием как и в каком направлении
действовать( Рудин и Лаврецкий отличались
этими же признаками). А Инсаров являет
собой некое руководство к действию, представляя
собой путеводную звезду. "Накануне"
это единственный роман, в котором два
влюбленных человека соединяются, это
весьма символично, ведь в предыдущих
романах личная жизнь главных героев оказывалась
неустроенной, как и вся их судьба. Именно
так устраивал их жизни Тургенев для того,
чтобы показать насколько это еще были
не созревшие и не вполне сформировавшиеся
для общественного дела люди. Здесь же
произошел не столько союз двух любящих
друг друга сердец, сколько союз двух сильных
и стремящихся к одной, заветной цели деятелей,
партнеров, двух людей идущих в одном направлении
и навстречу друг, другу, в них уже не осталось
Рудинского малодушия или Лаврецкой неуверенности,
Лизиной слепой покорности и чрезмерного
фатализма, и чрезмерной наивности, поверхностного
взгляда на людей Натальи. Этим счастливым
в любовной линии произведении Тургенев
показывает, что близко появление такого
состояния русского общества, когда в
нем будет возможно появление русских
Инсаровых, а кроме того, что у этих Инсаровых
будет благородная и всеобъемлющая цель.
Информация о работе Герой как тип эпохи в романах И.С.Тургенева